Сценарий праздника День птиц

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»







Сценарий праздника



«День птиц»




























Учитель биологии
Гаврилова Ирина Валентиновна



Оглавление стр

Введение 3-4
Основная часть 5-10
Заключение 11
Библиография 12














































Введение
«День птиц» сегодня – масштабное социально-педагогическое мероприятие, в котором участвуют не только школы, но и вузы, биостанции, различные СМИ и другие учреждения. Однако корни этого праздника уходят в далекое прошлое.
Задолго до наших дней люди вырезали из дерева и лепили из глины фигурки птиц. На одних птиц они охотились, других любили за красивые голоса или привлекательную внешность. Особое отношение человека к птицам нашло свое отражение и в народном фольклоре.
Традиция отмечать «День птиц» в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда по традиции выпускают птиц из клеток на волю.
В XX в. – в советское время, а потом и после него – инициатива проведения «Дня птиц» почти полностью перешла к школам. Впервые «День птиц» был проведен в 1918 г. К сожалению, история не сохранила имен организаторов.
В 1924 г. «День птиц» был проведен в Ермолинской средней школе Смоленской области. В следующем, 1925-м, инициатором организации «Дня птиц» выступила Центральная станция юных натуралистов в Сокольниках, а сам «День птиц» в Москве был объявлен весенним школьным праздником. Инициатором этого праздника выступил преподаватель Сокольнической станции юннатов Николай Иванович Дергунов.
Первый массовый праздник детей и молодежи был проведен в 1927 г. В нем приняло участие 65 тыс. человек, представлявших 250 кружков и других юннатских объединений. Участники праздника развесили более 15 тыс. скворечников.
В процессе его проведения не только развешивались скворечники, но и устраивался птичий городок с образцами искусственных гнездовий, красочными плакатами и транспарантами, призывающими любить и охранять птиц. Ко «Дню птиц» юннаты выпускали газеты, организовывали утренники.
В 30-х гг., однако, хищные птицы были объявлены вредителями народного хозяйства, чрезмерная инициатива при проведении «Дня птиц» стала опасной, и интерес к этому мероприятию значительно ослабел.
В 1948 г. «сверху» вновь было предписано радостно отмечать «День птиц», однако особого энтузиазма это распоряжение уже не вызвало – праздник успел забыться. Проводить его проводили, но больше «для галочки».
В наше время пернатым уделяется все больше внимания. И массовое празднование «Дня птиц» постепенно вновь становится повсеместным. С 1996 г. Союз охраны птиц России проводит кампанию «Птица года». Ее цель – привлечь внимание жителей нашей страны к проблемам охраны птиц и их местообитаний.
Очевидно, что в настоящее время необходима пропаганда привлечения мелких насекомоядных птиц в парки и скверы города, развитие зимней подкормки зимующих птиц. Охрана и привлечение полезных птиц, как способ борьбы с вредными насекомыми, как действенная мера воспитания у детей внимания и любви к природе, как форма украшения наших городов певчими птицами, должна получить дальнейшее развитие в свете современных задач в области педагогики.
Цели и задачи 1. Расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их повадках, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека; 2. Развивать интерес и наблюдательность. Научить правилам поведения в природе. Учить задумываться над последствиями своих действий; 3. Воспитывать у школьников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру пернатых
































Основная часть
Форма:  познавательно-игровая программа. 
Методы: совместная творческая  деятельность; 
Подготовительная работа:  подобрать материал для сообщений, кроссвордов, изготовление скворечников. 
Оборудование: Выставка детских рисунков, скворечников, плакаты птицы года, компьютер, мультимедиа

Ход мероприятия:
Звучит тихая музыка- Гармония мира-Звуки природы – Шум летнего леса ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]))
На фоне музыки выходят ведущие и произносят вступительные слова.

1 Ведущий: Лишь дыханье весны над землёй пролетит,
Нежным пухом оденется лес,
Чья-то звонкая песня незримо звучит,
Из лазури прозрачных небес.
Побежали ручьи, запестрели цветы,
И навстречу румяной весне
Льётся чистая песня певца красоты
И гремит, и звенит в вышине.
2 ведущий: Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает.
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнёзд понавьют – посмотри.
Что за звуки, за песни польются
День- деньской, от зари до зари.

1 Ведущий. Здравствуйте ребята! Ежегодно, по всей стране, весной отмечается «День птиц». Тысячи ребят, совместно со взрослыми, готовят птичьи домики, привлекая различных пташек в свои сады и парки.

2 ведущий: Птицы украшают землю, их весёлая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. А у поэтов и композиторов, рождаются красивые мелодичные песни.
(Выходят ребята и исполняют песню «Вы слыхали, как поют дрозды..»)

1 Ведущий: Издревле на Руси, существует народный календарь, в котором очень много праздников связанных с птицами. Например, скоро 7 апреля – Благовещенье.

2 ведущий: В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки выкупали птиц у ловцов и выпускали их на волю.

Сценка:
Выходят мальчики в русских костюмах, в руках у них клетки с птицами. Мальчики весело беседуют и хвастаются друг перед другом, пойманными птицами. Навстречу направляется весёлая группа девушек, в русских сарафанах. Они выспрашивают мальчиков, что те собрались делать с птицами. Мальчики предлагают, купит птиц. Девочки выкупают птиц, вынимают их из клеток и приговаривая выпускают их на волю.

Синички – сестрички,
Тётки – чечётки,
Краснозобые снегирушки.
Щеглята – молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на воле поживите,
К нам весну скорей ведите!

1ведущий: В других деревнях, на Благовещенье, дети на зоре бежали на горку, зажав в руке испечённого жаворонка и кричали:
(Сценка- участвует группа ребят)
Ребята в русских костюмах , весёлой гурьбой выбегают на сцену, в руках испечённые птички и хором кричат:
Кулики – жаворонки,
Летите в одонки
Летите из-за моря,
Несите здоровья,
Первое коровье,
Второе овечье
А третье человечье.

2 ведущий: Хозяйки пекли очень много птичек, угощали гостей, а ребята дарили их прохожим. Этим они привлекали, птиц, а значит и весну (Раздают в зал испечённых птичек)

1 ведущий: Птицы не только символы праздников, очень много примет связанных с ними. Например; Ласточки низко летают – к непогоде. Ребята, а вы знаете приметы? (Ребята из зала называют приметы)

2 ведущий: В нашей стране пернатый мир разнообразен. Давайте посмотрим и вспомним птиц нашей области. Только договоримся, не надо выкрикивать с места, кто знает птицу, увиденную на экране, поднимает руку.
(Презентация (приложение 1) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ребята называют птиц, а несколько старшеклассников озвучивают слайды краткой информацией о каждой птице)

На территории Псковской области насчитывается порядка 250 видов пернатых. (слайд1)

Белый аист
Белые аисты считаются символами жизни и роста, неба и солнца, ветра и грома, свободы и вдохновения, изобилия и плодородия. (слайд2)
Серая цапля
Цапля очень серьезно относится к своему внешнему виду. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья – пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который птица использует как гребень. Птица причесывается этим гребнем после того, как нанесет «пудру». (слайд3)
Домовый воробей
Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки. (слайд4)
Грач
большую роль играет грач в сельском хозяйстве, где на угодьях уничтожает личинок, жуков, вредных кобылок и грызунов (слайд5)
Серая ворона
Мозг у этих пернатых в пять раз больше голубиного и позволяет воронам додумываться до самых хитроумных способов добывания пищи. (слайд6)
Сойка
Питается сойка смешанной пищей. Растительные корма желуди дуба, различные ягоды она употребляет главным образом осенью и особенно зимой. Весной и летом сойка питается в основном насекомыми (слайд7)
Сорока
Сороки славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам и стараются утащить их к себе в гнездо. (слайд8)
Зяблик
Достоинства зяблика оригинальная внешность, грациозность, интересная песня. (слайд9)
Обыкновенный снегирь
птица-пересмешник, включающая в свой репертуар свистовые фразы песен других птиц и иные звуки. (слайд10)
Обыкновенный соловей
До появления радиоприемников и магнитофонов редкий трактир, постоялый двор или купеческий дом обходились без клетки с соловьем. В то время хорошо поющий соловей стоил огромных денег. (слайд11)

Дрозд Рябинник
В нашей стране насчитывается около двадцати видов дроздов, среди которых лучшие певцы нашего леса дрозды певчий, черный, сизый, а вот рябинник не может похвастаться своей песней (слайд12)
Полевой жаворонок
Истинный житель лугов и степей, гор и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку это лес. (слайд13)
Обыкновенный поползень
Поползень прекрасный древолаз и превосходит в этом даже дятла. Его можно часто наблюдать в лесу быстро лазающим по стволу вверх, вниз, даже вокруг ствола в горизонтальном положении. (слайд14)
Обыкновенный скворец
Воспитанные человеком скворцы без труда обучаются произносить отдельные слова и несложные фразы и развлекают хозяев то телефонным звонком, то дверным скрипом, то собачьим лаем. (слайд15)
Обыкновенная кукушка
кукушка чрезвычайно полезная птица. Ее любимое блюдо волосатые гусеницы, самые опасные враги леса, которые размножаются в огромном количестве. (слайд16)
Тетерев
Если стоят сильные морозы, то тетерев может спасаться от них, зарываясь в снег. Иногда тетерева прыгают в снег прямо с веток. Птица может находиться в снегу долгое время. (слайд17)
Озёрная чайка
А вы знаете что чайки воруют добычу и поедают яйца других птиц. Они способны нападать даже на птенцов других чаек. (слайд18)
Болотная сова
Совы единственные птицы, у которых наружное ухо состоит из складок кожи. Уши расположены немного несимметрично, что позволяет точно определять направление на источник звука. (слайд19)
1 ведущий: Эти птицы встречаются часто, но есть и такие, которых мы видим очень редко. Например, хищная птица –Орлан-белохвост. Она является символом нынешнего, 2013 года.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Рассказ об орлане-белохвосте
Одна из самых крупных хищных птиц нашей фауны Длина тела от 70 до 90 см, масса от 4 до 7 кг. Оперение сплошь бурое сверху, несколько светлее снизу, маховые перья черно-бурые. Чисто-белый хвост характерный признак этого вида орлов. У молодых особей окраска хвоста бурая. Размах крыльев до 2,5 метра. Клюв орлана очень мощный, непропорционально большой, относительно головы, у взрослых желтоватой окраски. Глаза желтовато-охристые. Самки крупнее, однако, по окраске неотличимы от самцов.

Встречается повсеместно, за исключением арктических тундр и южных пустынь. Обитает в прибрежных лесах вблизи богатых рыбой водоемов, выбирает малодоступные для человека места.

Гнезда диаметром до 2 метров и высотой до 1 метра, располагаются на хвойных деревьях практически всегда в верхней части кроны сбоку от ствола или в его предвершинной развилке. Строительный материал для гнезда очень плотно уложенные толстые сучья. Внутри выстлано сухими веткамии корой. Пара птиц зачастую использует одно и то же гнездо в течение многих лет. В конце февраля самка откладывает 1–3 белых яйца, иногда со слабо заметными охристыми пятнами, которые насиживает около 30 дней.

Летом питается главным образом рыбой, а также водоплавающими, околоводными и морскими птицами, зимой гибнущими от холода и бескормицы мелкими млекопитающими. Поедает и падаль.

В большинстве районов европейской части страны, юга Сибири и Дальнего Востока в результате вырубки высокоствольных лесов и освоения прибрежных участков для строительства, отдыха и туризма, загрязнения водоемов, браконьерства и разорения гнезд, орланы вытесняются с исконных мест обитания. Как особо «уязвимый» вид занесен в международную Красную книгу и Красную книгу России. Для дальнейшего сохранения вида необходимо ограничить в районах обитания лесозаготовки, расширить сеть постоянных и временных (на период размножения) заказников с гнездовьями орланов, которые будут объявлены памятниками природы. В настоящее время численность белохвоста почти везде продолжает сокращаться.
Сохраните эту удивительную птицу!

2 ведущий: Вы, ребята, много нового узнали, а теперь давайте проведём разминку и проверим вашу внимательность.
Условия игры: называются птицы – вы молчите, когда называются не птицы – вы громко хлопаете в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы –сплюшки,
Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!

1 ведущий: Молодцы! Вы, очень внимательны!
Праздники посвящённые птицам – всегда очень весёлые. В нашей школе праздник «День птиц» проводится уже много лет. И на нём всегда присутствуют гости. В этом году на нём присутствуют ..(Объявляются присутствующие гости – работники лесхоза, краеведческого музея, преподаватели Псковского государственного университета- кафедры зоология)

2 ведущий: Предоставляем слово нашим гостям. (Выступают представители лесхоза и преподаватели университета).

1 ведущий: Мы благодарим наших гостей за интересный рассказ, сколько новой информации о птицах они нам поведали.

2 ведущий: Ребята, вы к этому празднику активно готовились: делали птичьи домики, рисовали рисунки. И мы хотели бы наградить самых активных и творческих учеников.















Заключение
Праздник завершается награждение самых активных участников, данного мероприятия и конкурсов предшествующих ему.
Звучит песня в заключении мероприятия. (Выбор на усмотрение учителя), но ею завершается основная часть, так как ребята отправляются на пришкольную территорию, в парк для того, чтобы развесить домики для птиц







































Библиография
1.Молис С. А. Книга для чтения по зоологии - М., Просвещение, 1982
2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии - М., Просвещение 1969
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. http://www.ptici.info/









13PAGE 15


13PAGE 14215




птицы приложение 1.pptШОрлан приложение 2.ppt