Внеклассное занятие по математике для младших школьников 1 класса «Красная Шапочка»
Тема урока: Ударение.
ЦЕЛИ: 1. Содействовать формированию чувства языка, формированию
умений и навыков необходимых для грамотного письма.
2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению
русского языка.
3. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как
значимой единице речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карточки для рефлексии, детский рояль,
бубен, свеча со спичками, деревянные ложки, диски,
магнитола, рисунки, презентация, проектор, ноутбук.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста. Улыбнитесь.
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.
2. Чистописание.
У: - Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату.
- Начинаем минутку чистописания.
- Сегодня у нас дежурит буква Я. Посмотрите и скажите, на что похожа
буква Я? Почему их четыре?
Д:
(на доске печатные и прописные буквы, строчная и заглавная буква Яя)
У: - Чем отличаются печатные и прописные буквы?
У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие
работы).
3. Актуализация знаний учащихся.
У: - Ребята, вы любите загадки?
Д: - Да!
У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.
Всегда во рту, а не проглотишь?
Д: - язык.
У: - Как вы догадались?
Д: -
У: - Что означает это слово?
Д: - орган вкуса.
У: - Какое еще значение имеет слово язык?
Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык.
У: - Давайте красиво запишем это слово. (пишут)
У: - (на экране текст) Не спеши языком, торопись делом. (на доске)
- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
Д: -
У: - Запишите красиво в тетрадь пословицу.
У: - Какая буква сегодня у нас дежурит?
Д: - Буква Я.
У: - Послушайте, что она говорит о себе. (ученица читает стих)
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
У: - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках
математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) –
язык. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Исполняет ли буква Я в слове язык роль буквы?
Д: - Да, мы ее видим и пишем.
У: - Работает ли как слог в этом слове?
Д: - Да.
У: - Сколько слогов в слове язык? Как узнать?
Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
У: - Является ли буква Я в слове язык отдельным словом?
Д: - Нет.
У: - Когда эта буква является словом, приведите пример?
Д: - Когда каждый говорит о себе.
У: - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?
Д: - Обозначает два звука.
У: - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале
слова и запишите.
4. Сообщение темы и целей урока.
У: - Внимание! (учитель ударяет в бубен)
- Что вы услышали?
Д: - Звук.
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет
деревянными ложками сильнее – слабее)
Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-
ворим о значении ударения.
5. Работа над новым материалом.
У: - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Д: - Значит что-то выделить силой голоса.
У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя
кружочками.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?
Д: - Второй.
У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.
А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт со свечой. Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнет пламя. (сворачиваю лист бумаги в трубку и произношу слова, дети наблюдают)
/ / /
ЛЕС ШКОЛА МАШИНА
У: - Кто был внимательным, тот ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя 1 раз, второй, при произношении третьего слова?
- Почему пламя мигало по-разному?
Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.
У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)
У: - Что случилось? Я не договорила слово, а пламя погасло. Почему? Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.
КОТ ПАРТА ЛИНЕЙКА
- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
6. Работа с учебником.
У: - Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов. Я сейчас сыграю а-а, или о-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)
У: - Какой слог ударный, как догадались?
Д: - Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность.
У: - Давайте попробуем выполнить упражнение упр.178, определяя ударения с помощью этого инструмента и запишем эти слова.
7. Физкультминутка.
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
8. Закрепление.
У: - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.
/ / / /
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У: - Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?
Д: - Любой.
У: - Вспомните, как поёт кукушка? (прослушивание записи). Выделяет ли она ударный слог?
Д: - Да.
У: - Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе.
У: - Дети, кто из вас бывал в комнате смеха? Вспомните мультипликационный фильм «Ну, погоди!» Ударение может рассмешить не хуже кривого зеркала. Чтобы всех развеселить, ударение стоит А, впрочем, смотрите сами
СЦЕНКА.
Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. /
После приёма пищи».
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано(читает) /
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл
У: - Что же случилось от перестановки ударения?
Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.
У: - Давайте будем исследователями и поработаем со словом замок.
- Шутник он невидимка –
Молоток
Тук и ударил в безударный слог
И сразу же исчез огромный
Замок и появился маленький замок. (на доске две картинки замок и замок)
У: - Чем отличается написание этих слов?
Д: - Только ударением.
У: - А теперь допишите нужное слово и обозначьте ударение.
На горе стоит
На двери висит.
У: - С какими словами шутило ударение? Выходит нам без ударения не обойтись. Ему приходится много трудиться, и вы должны для ударения поискать выходной. В путь!
У: - Назовите имена сказочных котов.
Д: - Леопольд, Матроскин.
У: - Сколько слогов в слове кот? ( 1)
- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? (нет)
- Какой сделаем вывод?
Д: - Вывод: если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.
У: - Молодцы! Один выходной найден. Скорее на поиск другого выходного, воскресения.
(на доске открывается картинка)
У: - Вот, пока мы тут думаем, а ударение уже отдыхает на берегу. Кто же ему держит зонтик?
Д: - Буква Ё.
У: - Кто пришёл вместе с ударением, запишите название этих животных и обозначьте ударение в словах. (котёнок, телёнок, жеребёнок)
- Что заметили?
Д: - Ударная ё.
У: - Верно, буква эта особенная. Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод: в словах, где есть эта буква она всегда ударная.
У: - Есть такое стихотворение.
Расскажи-ка,
Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда»
Ой, ёй, ёй,
Вот это да!
У: - Вот и получил знак ударения два выходных. Только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресение. А особые слова, которым знак ударения не нужен.
9. Обобщение и подведение итогов.
У: - Что мы изучали на уроке?
- Как определить ударение в словах?
- Когда ударение отдыхает?
РЕФЛЕКСИЯ. Карточки разных цветов. Поздравление с наступающим новым годом.
13PAGE 15
13PAGE 14115