Рабочая программа по технологии 3 класса для индивидуального обучения по коррекционной программе 7 вида
«Согласовано»
ЗДУВР
_____________/_______________________/
«______» ___________2013г «Утверждаю»
Директор школы
___________/_____________________/
«_______»___________2013г
Рабочая программа по технологии
3 класса для индивидуального обучения
по коррекционной программе 7 вида
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Ступеньки к мастерству» для 3 класса (автор Е. А. Лутцева) по образовательной системе «Начальная школа XXI века».В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, анергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.В связи с этим задачами курса являются:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятель ноет но го освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохнoвения;
воспитании экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса;
овладение детьми элементарными обобщёнными технико – технологическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта уч-ся их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры о роли техники в жизни человека.
Идея содержания курса – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетаниях: урок – экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность уч-ся носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность на уроках технологии, направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельность, ответственность, организованность, умению не только проектировать, но и анализировать полученные результаты. На уроках уч-ся овладевают азами проектной деятельности, где тематика предлагается учителем, либо выбирается детьми ,после изучения отдельных тем , или целого блока.
В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Оценка деятельности уч-ся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются :качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работ в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности, найденные технологические решения.
Предпочтение отдаётся оригинальности идеи, творческим находкам в процессе наблюдений, исполнений, размышлений, аккуратности выполнения.
Содержание программы
3 класс (17 ч)
Технико-технологические знания и умения,
основы технологической культуры ( 15часов).
Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.
Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика)
Основы технологических знаний и умений.
Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Сборка изделия.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.
Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Информационная среда: основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).
Из истории техники и технологии (2 часа).
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от средневековья до начала ХХ века. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе уч-ся должны:
Иметь представление:
о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);
о качествах человека-созидателя;
о производительности труда;
о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
о способах получения искусственных и синтетических материалов;
о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
о понятиях информационные технологии, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, изобретение, пересадка.
Знать:
что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных материалов;
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
простейшие способы достижения прочности конструкций;
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно измерительных инструментов;
линия чертежа;
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, её варианты, назначение;
агротехнические приёмы пересадки растений;
назначение технологических машин;
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения уч-ся);
профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
правила безопасного пользования электрическими приборами;
Уметь:
под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
читать простейшие чертежи развёрток;
соблюдать последовательность выполнения разметки и выполнять её;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
осуществлять пересадку растений
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
безопасно пользоваться бытовыми приборами;
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание. выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
обосновать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему;
При помощи учителя:
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения.
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
Программа Учебники Учебные
пособия Методические пособия для педагогов
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г. Технология Ступеньки к мастерству: учебник для 3 кл.. Лутцева Е. А., – М.: Вентана-Граф, 2008.
Лутцева Е. А. Рабочая тетрадь "Технология". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2011.
1.Инструкционные технологические карты.
2.Инструктаж по технике безопасности.
3.Чертёжные инструменты.
4.Тематические плакаты и таблицы.
Тематическое планирование по технологии
№ Тема урока Кол-во часов По плану Факт.
провед1 Природа и человек 1 2 Как работают мастера – ремесленники 1 3 Каждому изделию свой материал 1 4 Каждому делу- свои инструменты 1 5 Выбираем конструкцию изделия 1 6 Что такое композиция 1 7 Композиция из симметричных деталей 1 8 Технологические операции. Открытка с сюрпризом 1 9 Игрушки- подвески . новогодний проект. 1 10 Отделка изделия / Гжель. Хохлома/ 1 11 Изготовляем закладку из бумаги 1 12 Игрушки из конусов 1 13 Как появились натуральные ткани 1 14 Отделка одежды. Пришивание пуговицы. 1 15 Проект своей модели. Конструкция своей телеги. 1 16 Модель планера 1 17 В водной стихии. Кораблик. 1