ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном социально-психологическом сопровождении детей «группы риска»


Согласовано Утверждаю
ЗДВР_____ Беляева Т.Ю.Директор______Чаленко Л.Ф.
«__»_________201__г. «__»_________201__г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном социально-психологическом сопровождении детей «группы риска»

1. Карта индивидуального сопровождения заполняется на детей «группы риска», по решению Социально-психологического Совета школы.
2. Ответственность за хранение индивидуальной карты сопровождения возлагается на педагога – психолога, контроль за ведением возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Карта индивидуального сопровождения хранится у педагога - психолога в течение всех лет обучения ребенка в школе и 3 года после окончания обучения.
3. Классный руководитель при сопровождении учащегося, в начале и конце учебного года заполняет титульный лист и дает характеристику на учащегося. Форма характеристики устанавливается социально-психологической службой школы. Один раз в четверть классный руководитель вносит в индивидуальную карту записи о проведенной работе с учащимся из дневников педагогических наблюдений. (Приложение № 1)
4. Медицинский работник при сопровождении учащегося дает рекомендации классному руководителю, социальному педагогу и психологу по учету состояния здоровья ребенка в свободной форме на отдельном листе, который вкладывается в картотеку ведения индивидуальных карт. В случае необходимости вносит дополнения.
5. Педагог - психолог заполняет:
- при сопровождении учащегося заполняет отдельный лист, находящийся в общей картотеке и хранится совместно с титульным листов. В рамках обследования психолог определяет уровень агрессии, тревожности, конфликтности, склонность к асоциальному поведению, особенности мотивационной сферы. Педагог – психолог не менее одного раза в четверть вносит свои записи о проводимой работе с ребенком в (диагностические обследования, коррекционно-развивающие занятия, консультации с ребенком, родителями и педагогами)
Для проведения психологической работы необходимо согласие родителей (либо лиц, их заменяющих). (Приложение № 2)
6. Социальный педагог заполняет при сопровождении учащегося
Один раз в месяц вносит свои записи о проводимой работе с ребенком в карту сопровождения (индивидуальные беседы, посещения на дому, заседания Совета профилактики, заседания КДН). По мере заполнения карта дополняется новыми листами. (Приложение № 3)
7. Алгоритм совместной работы по индивидуальному сопровождению детей «группы риска» (Приложение №4)
8. Записи обязательно должны иметь:
- дату
- выявленные особенности
- виды проводимой работы
9. Карта об индивидуальном социально-психологическом сопровождении является неотъемлемой частью программы комплексной системы социально- психологического сопровождения трудного подростка и его семьи в условиях школы.


(Приложение № 1)
Классный руководитель заполняет:
- Титульный лист на учащегося
- Представляет характеристику, освещая следующие вопросы
Характеристика
для индивидуального сопровождения ребенка «группы риска»
1. Социальное окружение ребенка: краткая характеристика класса, в котором учится (количество учащихся, соотношение мальчиков и девочек), отношение ребенка к формальным и неформальным структурам класса, психологический климат класса и как ребенок влияет на психологический климат, межличностные отношения между ребенком и другими учащимися, потребность быть членом коллектива; потребность в признании, отношение к внеурочным делам класса, круг общения вне школы, занятость во внеурочное время
2. Семейный стиль воспитания: кто чаще ходит на родительское собрание, кто оказывает большее влияние из родителей ( лиц их заменяющих) на воспитание ребенка, согласованность действий в вопросах воспитания ребенка между родителями, либо лицами их заменяющими
3. Трудовая деятельность: степень включения в общественно – полезный и бытовой труд, мотив и отношение к труду, активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
4. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для первоклассников), отношение к школе, учению и отметкам, учебные достижения, активность, любознательность, прилежание.5. Игровая деятельность: преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.
- Дневник педнаблюдений (Информационная карта сопровождения учащегося классным руководителем)
№датаФорма работыСодержание работыРекомендации, решенияподпись



(Приложение № 2)
Психолог заполняет:
Схема проведения опроса психологом трудного подростка
•Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
•Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
•Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.
•Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).
•Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
•Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.
•Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
•Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
- первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
- самооценка своей привлекательности;
- начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.
•Результаты диагностик и наблюдения во время обследования
(темперамент, тип личности, ведущий канал восприятия, акцентуация характера, уровень агрессии, рисуночные тесты: «несуществующее животное», «семья», «мой мир в символах», «школа», анкета для родителей, стиль родительского воспитания, ГРН, уровень тревожности, уровень адаптации, шкала ценностей, самооценка, профориентация «карта интересов», «профпредпочтения», «профобласти», уровень толерантности, шкала «интернет-зависимости», отношение к наркотикам, уровень нервно-психического состояния, устойчивость к стрессам)
Индивидуальная психологическая карта
Ф.И.О.____________________________________________________________________________
Изучаемые вопросыФиксируемые ответыВыводы
Учеба:
- любимые предметы
- нелюбимые предметы
- причины неуспеха
- отношения с учителями
- участие в общественной работе
- случаи нарушения дисциплины
Планы на будущее
- продолжение учебы
- выбор профессии
- способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности
Отношения со сверстниками
- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей
- положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.)
- причины выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений)

Увлечения в настоящем и прошлом
(под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.)
Отношения с родителями, внутрисемейные отношения:
- состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта).
- В случае распавшейся семьи
(в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.)

Нарушения поведения в прошлом (прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.)
Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них (Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.)
Сексуальные проблемы
(сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
- первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
- самооценка своей привлекательности;
- начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.


Результаты диагностик и наблюдения во время обследования
- Темперамент
- тип личности
- ведущий канал восприятия
- акцентуация характера
- рисуночные тесты: «несуществующее животное», «семья», «мой мир в символах», «школа»
- анкета для родителей
- стиль родительского воспитания
- ГРН
- уровень тревожности
- уровень адаптации
- шкала ценностей
- самооценка
- профориентация «карта интересов», «профпредпочтения», «профобласти»
- отношение к наркотикам
- уровень нервно-психического состояния
- устойчивость к стрессам




Рекомендации для реабилитационной работы_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________


(Приложение № 3)
Социальный педагог заполняет
- регулярно вносит свои записи о проводимой работе с ребенком в карту (индивидуальные беседы, посещения на дому, заседания Совета профилактики, заседания КДН)
- особенности поведения в социуме - друзья, взаимоотношения со сверстниками, вредные привычки
- условия семейного воспитания, взаимоотношения в семье, отношение родителей к воспитанию (анализ встреч и наблюдений во время посещений и бесед)

Социально-педагогическая карта учащегося (находится у соцпедагога)
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Дата рождения________________ Дата обследования_____________________
Домашний адрес____________________________________________________
Телефон __________________________________________________________
Школа____________________________________________________________
Класс____ Кл. руководитель__________________________________________

Содержание запроса________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи
Мать______________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Опекун____________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Другие члены семьи________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип семьи
□ Полная □ Неполная □ Многодетная □ Малообеспеченная □ Опекунская
□ Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная);
□ Неблагополучная, в том числе:
□ Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются. Систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении и общении вне школы);□ Нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
□ Конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
Условия проживания: □ Благоприятные □ Неблагоприятные
Внутренняя социализация ребенка:
Имеет ли собственный уголок, комнату: □ Имеет □ Не имеет
Имеет ли свои игрушки, книги и т.п: : □ Имеет □ Не имеет
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
□ Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
□ Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
□ Попустительство (уклонение от активно участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);
□ Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя).
Состояние здоровья и развития учащегося (по данным медицинской карты)
_______________________________________________________________________________________________
Особенности учебной деятельности:
Успеваемость учащегося ______________________________________
Отношение к учению:
□ Положительное □ Нейтральное □ Равнодушное □ Отрицательное
Интеллектуальные возможности учащегося:
□ Высокие □ Средние □ Низкие
Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
Оценка социальной ситуации в школе:
Взаимоотношения ребенка с педагогами_____________________________
__________________________________________________________________
Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
Позиция учащегося в коллективе:
□ Лидер □ Предпочитаемый □ Принятый □ Отвергаемый
□ Изолированный
С кем из класса наиболее близок_____________________________________
Характер взаимного влияния_______________________________________
Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем ни общается.
Манера, стиль общения с окружающими:
□ Доминантный стиль (уверен в себе; стремится навязать свое мнение; легко перебивает, но не дает перебить себя; нелегко признает свою неправоту);
□ Не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
□ Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
□ Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
Отношение к общественному мнению:
□ Активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправить);
□ Пассивно положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
□ Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
□ Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)
Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:_____________________________________________________________
Направленность интересов:
К какой деятельности проявляет интерес:
□ физический труд, □ умственный труд, □ техническая, □ общественно-политическая, □ организаторская, □ художественная, □ спортивная деятельность
Какие кружки, секции посещает_______________________________________
Особенности сферы свободного общения учащегося:
С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося, содержание уличного общения______________________________
Уровень самооценки личности:
□ Адекватная(правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
□ Завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
□ Заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
Состоит на учете внутри школы_____________________________________
Причина постановки на учет__________________________________________
В ОПДН__________________________________________________________
Причина постановки на учет__________________________________________
Заключение:__________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог:
Таблица учёта систематической работы (в картотеке)
ДатаФорма работыЦель и содержание работы




(Приложение № 4)
Алгоритм работы по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
Вся работа с учащимися строится по следующим этапам:
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
А) что искажено в поведенческой сфере подростка в наибольшей мере и под влиянием, каких причин;
Б) какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
В) с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
Г) были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения и исследования поведенческих особенностей школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при комплексной и системной работе классного руководителя, психолога и социального педагога по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленных выводов и рекомендаций учащемуся, классному руководителю, родителям, психологу и социальному педагогу проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание специалистов уровня развития всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальное социально-психологическое сопровождение всеми специалистами, которые работают по определённому плану, определяющему систему воспитательных, психологических и социальных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой его развития. Индивидуальная работа с трудными подростками строится на основании корректирования. Коррекция — это способ социально-психолого-педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются социальные пробы, наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.