Доклад на тему: Особенности преподавания истории для детей больных детским церебральным параличом.



Доклад на тему:
Особенности преподавания истории для детей больных детским церебральным параличом.
ДЦП (детский церебральный паралич) – это заболевание центральной нервной системы, возникающее в результате поражения головного мозга. Это может произойти еще во время внутриутробного развития, во время родов, а так же в первые дни жизни ребенка. Существует множество различных форм заболевания: от легких, внешне незаметных для окружающих, до самых тяжелых, когда больной не может самостоятельно двигаться, питаться, обслуживать себя и нуждается в постоянном уходе. 
ДЦП проявляется в виде двигательных расстройств (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации). У больных детей часто наблюдается гиперкинез или гипокинез, то есть нарушения тонуса мышц. Под нарушением тонуса мышц подразумевается непроизвольное, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряжение, не сопровождающееся двигательным эффектом, все функции мышц оказываются дефектными. То есть, термин церебральный паралич употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.
При системной лечебно-коррекционной работе, начиная с раннего возраста, многие дети с церебральным параличом могут получать образование.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей индивидуально-дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития ученика, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Учитель должен начинать свою работу по предмету с изучения психофизических особенностей учащихся класса, с анализа индивидуальных возможностей и прогнозирования трудностей в усвоении преподаваемого предмета.
Важный вопрос, на который ищет ответ каждый учитель, как создать такую учебную мотивацию, которая поможет ученику преодолевать трудности в усвоении материала, не терять интерес к предмету. Оценка, по-прежнему, является важным стимулом учебной деятельности.
Работая в коррекционной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата учителем истории, обращаешь внимание на трудности, которые не позволяют учащимся усвоить и показать свои знания на хорошем уровне. Прежде всего, это нарушения устной связной речи и чтения. Страдает темп и внятность речи, затруднено понимание научного текста. Поэтому проверить знания традиционным способом трудоёмко для учителя и учащимся непросто удержать внимание при ответе одноклассника.
Я использую разноуровневое обучение. Работа в условиях уровневой дифференциации позволяет:
добиться повышения познавательного интереса учащихся;
систематизировать индивидуальную работу;
создавать психологический комфорт на уроке для ученика и для учителя;
ориентировать учебный процесс на достижение позитивных результатов обучения;
повысить мотивацию к качеству знаний на своём уровне.
Урок целесообразно начать с чтения опорного конспекта домашнего задания. В процессе повторения устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы.
После этого ученик должен ответить на поставленные учителем вопросы. Как правило, такие дети обладают хорошей памятью, но речь их замедлена и искажена. И основная трудность здесь заключается в том, чтобы уловить суть ответа и понять глубину знаний ученика. На данном этапе учителю иногда необходимо проявить терпение. Не стоит торопить ученика, надо дать ему возможность отдохнуть, помочь произнести слова, формулировать фразы.
Несмотря на то, что история – устный предмет, необходимо все-таки иногда задавать ребёнку несложные письменные задания. Это способствует развитию мелкой моторики. Известно, что речевые центры головного мозга расположены рядом с центрами мелкой моторики. Таким образом, развивая мышцы рук, мы развиваем речь. Когда ученик записывает опорные слова, у него формируется визуальная и моторная память, что для таких детей очень важно.

Историческая карта – один из источников знаний на уроке, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения, и источником знаний. Одна из целей моих уроков - научить учащихся читать карту, составлять описание событий по тематическим картам. Я говорю ученикам, что невозможно выучить всё, но надо уметь извлекать информацию из различных источников, в том числе и из различных по тематике карт.
Работа с контурной картой также помогает ученику развивать пальцы рук, внимание, навыки ориентации, аккуратность. Но надо учитывать, что ребёнок больной ДЦП, не сможет идеально выполнить столь сложные задания. Поэтому, выполняемые задания в контурной карте, должны подбираться учителем с учётом индивидуальных особенностей учеников. А предъявляемые требования должны быть снижены.
Работа с тетрадью помогает ученику формировать координацию кисти руки и в то же время упрощает задачу запоминания материала.
В процессе объяснения новой темы целесообразно, как было указано ранее, составлять опорный конспект или план изучаемого материала. Запись в тетрадь может делать как сам ученик, так и учитель, если скорость письма учащегося мала. Подробно составленный план-конспект поможет ребенку усвоить и выучить материал урока, а затем воспроизвести его.
Если материал урока достаточно сложен, то хорошо помогает наглядность. Я часто применяю презентации, видеофрагменты, схемы. В отдельных случаях хорошо совместно с учеником составить схему.
Для объяснения материала целесообразно использовать тематические таблицы. Это позволяет ребёнку выделить для себя основные тезисы определённой темы, способствует развитию зрительной памяти, которая впоследствии сработает в необходимый момент. Возможно использовать таблицы при опросе ученика. В таблицах, как правило, отражается основа изучаемого материала, а учащийся должен дать развёрнутый ответ. Это помогает избежать излишнего волнения и обеспокоенности ученика.
Я предложила ребятам следующий подход к выбору домашнего задания и оцениванию его в классе.
Детям даётся на выбор домашнее задание:
ответы на вопросы к параграфу, к документу тли творческое задание.
Критерий оценки следующий:
ответ на все вопросы – «5»;
ответ на один вопрос – «3»;
ответ на большую часть вопросов – «4».
При опросе ребята делятся на отвечающих и экспертов по одному и тому же заданию. Таким образом, сразу два человека получают оценку за одно задание.
Эксперт оценивает ответ ученика по следующей схеме-опоре:
Мне ответ понравился.
Весь материал изложен (не) полностью.
Соответственно (не) хочу добавить следующее
Ученик (не) следил за культурой речи.
Я оцениваю его работу на
Схема-опора есть у каждого ученика.
При таком подходе есть определённые плюсы.
Создаётся ситуация успеха для каждого ученика:
ученик сам выбирает уровень (по возможности, по времени, по состоянию здоровья, и т.д.);
добавляя при опросе других учеников, он может заработать дополнительные баллы к своему ответу
экономия времени на уроке при опросе домашнего задания.
Ученик самореализуется в учебных отношениях.
Появился стимул и возможность получать хорошие оценки и ушёл страх за двойку и невыполненное домашнее задание, т.к. всегда находят задание по силам.
Таким образом, дифференцированная оценка результата самостоятельной учебной деятельности на уроках истории позволяет внедрять в учебный процесс технологию личностно-ориентированного развивающего обучения.
Учителю необходимо быть терпеливым и наблюдательным. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. На уроках я провожу паузы разгрузки в виде физминуток.
Педагогу необходимо помнить о поощрении и похвале даже при незначительных успехах. Это вселяет уверенность в ученика. Критика должна быть строго дозирована. Оценку за ответ необходимо чётко аргументировать, т.к. дети не всегда могут быть к себе объективны.
Заключение
Хорошо построенная и тщательно разработанная программа обучения детей с ДЦП должна помочь ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.
В процессе занятия с ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Список используемой литературы

Детский церебральный паралич Хрестоматия / составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003.
Основы специальной психологии
под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006
Специальная психология
под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4.
Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. М.: ВЛАДОС, 2004

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





15