Планирование уроков по литературе 5 класс по учебнику В.Ф.Чертова


№ Дата Название Основное содержание и виды деятельности учащихся Термины
1/1
2/1
3/2
4/3
5/1
6/2
7/3
8/1
9/2
10/3
11/4
12/5
13/1
14/1
15/2
16/1
17/2
18/3
19/1
20/2
21/3
22/1
23/2
24/3
25/4
26/5
27/6
28/1
29/2
30/3
31/1
32/2
33/3
34/4
35/1
36/2
37/1
38/2
39/3
40/4
41/1
42/2
43/1
44/2
45/1
46/2
47/3
48/4
49/1
50/2
51/3
52/1
53/2
54/1
55/2
56/3
57/1
58/2
59/1
60/2
61/3
62/4
63/5
64/6
65/1
66/2
67/1
68/2
69/3
70/4
71/5
72/1
73/2
74/1
75/2
76/1
77/2
78/1
79/2
80/3
81/1
82/2
83/3
84/4
85/5
86/1
87/2
88/3
89/1
90/2
91/3
92/4
93/5
94/6
95/1
96/2
97/3
98/4
99/1
100/2
101/3
102/4
Литература как искусство слова(1)
Мифология. (3)
Мифы об искусстве «Аполлон и муза», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»
Художественный образ в мифе.
Славянская мифология
Фольклор. (3)
Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки.
Русские народные сказки «Царевна лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль»
Творческая работа с использованием пословиц, поговорок, загадок
Литературная сказка (5)
Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
Авторская позиция в сказке А.Погорельского
Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева»
Силы добра и зла в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»
ВН.ЧТ. по литературным сказкам
Практикум (1)
Аннотация
Из «Повести временных лет» (2)
Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»
ВН.ЧТ Сказание о Белгородском киселе»
Жанр басни в мировой литературе (3)
Жанр басни в Античной литературе. Басни Эзопа, Федра.
Басни Ж. де Лафонтена и Г.Э.Лессинга
Басни А.П.Сумарокова, И.И.Дмитриева.
И.А.Крылов (3)
Басни И.А.Крылова «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»
Басенные образы «Квартет», «Свинья под дубом»
Выразительное чтение басен И.А.Крылова
А.С. Пушкин (6)
Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»
Природа и человек в стихотворениях А.С.Пушкина.
Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семибогатырях»
Образ королевича Елисея в сказке А.С.Пушкина
«Сказка о попе и работнике Балде» А.С.Пушкина
Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов (3)
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Образ исторического события в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» «Два великана»
Н.В.Гоголь (4)
Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством»
Мир Диканьки.
ВН.ЧТ. Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
Образ времени года в литературном произведении (2)
Образ времени года в произведениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Описание любимого времени года с использованием цитат.
И.С.Тургенев (4)
Повесть И.С.Тургенева «Муму»
Образ Герасима.
Образ исторического времени в повести
Смысл названия повести
Н.А.Некрасов (2)
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
Выразительное чтение стихотворений Некрасова
Практикум. Заглавный образ в литературном произведении (2)
Заглавный образ в литературном произведении
Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат
Л.Н.Толстой (4)
Рассказ Л,Н.Толстого «Кавказский пленник»
Образы горцев.
Образы Жилина и Костылина.
Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся
Образ родины в русской поэзии (3)
Образ Родины в русской поэзии 19 в. «Русь» И.С.Никитина, «Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого.
Образ Родины в русской поэзии 20века. «Запевка» И.Северянина, «Родная деревня» Н.М.Рубцова.
ВН.ЧТ. Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии.
И.А.Бунин (2)
Стихотворения И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
Стихотворение И.А.Бунина «Няня»
С.А.Есенин (3)
Стихотворения С.А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы…»
Образ родины в поэзии С.А.Есенина.
Выразительное чтение стихотворений С.А.Есенина
П.П.Бажов (2)
Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»
Образ рассказчика в рассказе
Образы детей в мировой литературе (6)
«Приключения Тома Сойера» М.Твена
Мир детства в повести.
ВН.ЧТ. новелла О.Генри «Вождь краснокожих
ВН.ЧТ. по произведениям о детях
Рассказ А.П.Чехова «Мальчики»
Резервный урок
Практикум. Письменный отзыв о литературном произведении (2)
Письменный отзыв о литературном произведении
Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении.
А.С.Грин (5)
Повесть А.С.Грина «Алые паруса»
Образ Ассоль.
Образ Грея.
Описание первой встречи героев.
Финал повести.
А.П.Платонов(2)
Рассказ А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
Рассказ А.П.Платонова «Цветок на земле»
Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи (2)
Поэзия и проза как формы художественной речи.
Сочинение стихотворных загадок, монорима.
С.Я. Маршак(2)
Пьеса-сказка С.Я.маршака «Двенадцать месяцев»
Заглавный образ в пьесе-сказке.
Практикум. Монолог и диалог как средство создания образа (3)
Монолог и диалог как средство создания образа
Работа над речевой характеристикой героя.
Резервный урок.
Образы детей в поэзии и прозе Великой отечественной войны (5)
Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»
Повесть В.П.Катаева «Сын полка»
Образ Вани Солнцева
Смысл названия повести
ВН.ЧТ по произведениям о Великой Отечественной войне
В.П.Астафьев (3)
Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Человек и природа в рассказе
ВН.ЧТ. Рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коросткля?»
Образы животных в мировой литературе (6)
Рассказ Э.Сетона-Томпсона «Королевскаяаналостанка»
Образы животных и образы людей в рассказе
Рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пёс»
Образ Арктура
ВН.ЧТ. по произведениям о животных
Письменный отзыв с использованием цитат.
Жанр рассказа в мировой литературе (4)
Детективный рассказ А.Конан Дойла «Камень Мазарини»
Юмористический рассказ М.М.Зощенко «Галоша»
Научно-фантастический рассказ Р.Брэдбери «Всё лето в один день»
Письменные отзывы о прочитанном рассказе
Практикум. Тема и идея литературного произведения (2)
Тема и идея литературного произведения
Тема природы в художественной литературе
Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения
Резервный урок. Чтение вступительной главы; ответы на вопросы, сопоставление научного и художественного описания
Чтение вступительной статьи, фрагментов мифов, выполнение тестовых заданий
Чтение вступительной главы учебника; чтение фрагментов мифов, ответы на вопросы
Устные сообщения о мифологических персонажах, работа со справочной литературой, с энциклопедическими словарями
Чтение русских пословиц, ответы на вопросы учебника, выполнение самостоятельной письменной работы
Чтение фрагментов, сопоставление зачинов в сказках разных народов
Отчёты о выполнении индивидуальных заданий, составление плана письменной работы; самостоятельная работа с черновым вариантом
Чтение вступительной статьи, фрагментов, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями
Чтение и анализ фрагментов, ответы на вопросы, проверка знания содержания
Беседа по материалам вступительной статьи, чтение фрагментов, ответы на вопросы, письменная работа по группам
Чтение фрагментов, ответы на вопросы, устные пересказы, устное словесное рисование
Краткое сообщение о писателях сказочниках, устные отзывы о сказках, взаимные рекомендации книг, конкурс литературных кроссвордов
Анализ аннотаций как речевых произведений; развёртывание предложенного текста аннотации смысловыми блоками, написание аннотации с учётом ситуации общения
Русское летописание.Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
Устное изложение прочитанного материала. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.
Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством.
Устное изложение сказания. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.
Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов
Истоки басенного жанра в России. Образ рассказчика. Художественное и языковое своеобразие басен. Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов
Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий. Обличение человеческих пороков в баснях
выразительное чтение; устные ответы на вопросы, составление характеристики героев
Обличение человеческих пороков в баснях
Жанр басни в творчестве Крылова. Тематика басен И.А.Крылова.
Краткие биографические сведения о поэте. Детские годы. Болдинская осень. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина
Поиск сведений о поэте, устный рассказ, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём
Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина
Ознакомление с историей сюжета, центральными образами сказки. Нравственные качества царевны и царицы. Гуманистические идеи и вера в победу добра и справедливости в сказке.
Дать представление о стихотворной сказке. Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в литературной сказке.
Закрепление представлений о стихотворной сказке. Особенности бытовой сказки.
Отдельные факты биографии М.Ю.Лермонтова. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Прототипы героев.Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём. Нахождение средств выразительности. Составление плана стихотворения.
Специфика образа исторического события как модели реального времени. Обучение работе с текстом
Знакомство со стихотворениями, посвященными одному историческому событию
Биография и творчество писателя, наблюдение над языком и фантастическим сюжетом произведения
Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом произведения, представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.
Обобщение о художественном мире повестям сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Представление о художественном образе и средствах его создания на примере стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Обогащение представлений о художественном образе и средствах его создания
Слово о писателе, история создания рассказа, отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века.
Характеристика образа Герасима. Роль других персонажей в раскрытии этого образа. Нравственное преображение Герасима. Нравственные аспекты рассказа. Авторская позиция и способы её проявления.
Дать понятие о том, что немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. Авторская позиция и способы её проявления.
Идейное содержание и смысл названия произведения. Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века.
Идейное содержание и смысл названия произведения. Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века.
Основная тематика стихотворений и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.
Начальное представление о заглавном образе в литературном произведении.
Закрепление начального представления о заглавном образе в литературном произведении.
Историко-литературная основа рассказа. Понятие о сюжете.
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Быт и нравы горцев. Нравственный аспект рассказа.
Жилин и Костылин– два разных характера, две разные судьбы
Выполнение письменной работы
Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Обучение анализу стихотворения. Средства создания образа Родины в литературном произведении.
Обучение анализу стихотворения. Средства создания образа Родины в литературном произведении.
Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Средства создания образа Родины в литературном произведении.
Обучение анализу стихотворения. Средства создания образа Родины в литературном произведении. Выявление художественных образов.
Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Знакомство с особым миром героев П.П.Бажова – былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с одухотворенным трудом. Жанровое своеобразие произведения.
Углубление знаний о главных героях сказов, роли портретов, пейзажа, сравнений в композиции сказов; выявление роли рассказчика
Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома. Том и Беки. Том и Гек. Дружба мальчиков.
Затеи Тома, его предприимчивость. Внутренний мир героев марка Твена
Отдельные факты биографии и творчества О.Генри. Заглавный образ литературного произведения. Авторская позиция.
Знакомство с рассказами Н. Н. Носова, Т.Крюковой, Л.Лагина, А.Гайдара, В.И.Дмитриевой для детей среднего старшего возраста
Знакомство с фактами биографии (детство) и творчеством писателя; особенность рассказов о детях; формы юмористической оценки героев; характеристика заглавного (собирательного) образа литературного произведения.
Основные признаки отзыва как речевого жанра; разновидности отзыва, особенности употребления языковых средств
Знакомство с биографией писателя
Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.
Понятие художественного образа на примере образа событий
Финал произведения и смысл названия повести.
Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.
Общность тематики и идейно-эмоционального содержания сказки-были «Неизвестный цветок» и рассказа «Цветок на земле»
Обобщение представлений о художественной речи и её основных формах. Формирование навыков определения стихотворного размера и способа рифмовки.
Представление о литературе как искусстве слова и своеобразной форме словесной игры. Закрепление сведений о стихосложении в процессе выполнения практических заданий.
Знакомство с драмой как родом литературы, определение своеобразия пьесы-сказки, отличие от литературных сказок.
Понятие о заглавном образе в произведении; характеры главных героев, главная мысль произведения; своеобразие пьесы-сказки, традиции народных сказок.
Обобщение представлений о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов
Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Расширение представления учащихся об образе исторического события. Война в жизни детей.
Краткий рассказ о писателе и его военной биографии. Исторический комментарий к повести. Война в жизни детей.
Авторское отношение к герою. Характеристика литературного героя
Расширение представлений о заглавном образе литературного произведения. Обучение составлению вопросов по тексту литературного произведения
Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Расширение круга чтения учащихся
Слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах. Автобиографичность рассказа. Поэзия детства и поэзия природы в рассказе.
Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы
Нравственная составляющая рассказа.
Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей, авторское отношение к ним.
Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей, авторское отношение к ним.
Образ Арктура. Авторская позиция в рассказе
Закрепление навыка создания и редактирования письменного отзыва о литературном произведении с использованием цитат
Факты биографии и творчества писателя. История создания образа Шерлока Холмса. Особенности детективных рассказов
Первоначальные представления о юморе на примере юмористического рассказа
Слово писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле
Закрепление навыка создания устного и письменного отзыва о прочитанном произведении
Обобщение представлений учащихся о теме и идее литературного произведения
Обобщение представлений учащихся о тематике и идейно-эмоциональном содержании литературного произведения
Обобщение полученных знаний, умений, навыков Художественный образ, метафора, эпитет, сравнение, инверсия
Миф, мифология, комментарий, литературный род, жанр
Миф, сравнение, гипербола, символ
Миф, мифология, энциклопедия
Фольклор, фольклористика, малые фольклорные жанры, пословица, поговорка,загадка
Сказка, сказки о животных, волшебные сказки, бытовые, зачин, присказка, повтор, постоянный эпитет, концовкаФольклор, пословица, поговорка, зачин
Литературная сказка, фольклорная сказка
Автор, повествователь, авторская позиция
Литературная сказка, эпитет, метафора, сравнение, гипербола
Литературная сказка, комический эпизод
Литературная (авторская) сказка, художественный образ, автор
Аннотация,титульный лист,выходные данные книги
Летопись, повесть, сказание, канон
Летописец
Мораль, художественный образ, антитеза, композиция, баснописец, аллегория, монолог, диалог
«Бродячие сюжеты»
Вольный стих, рифма, афоризм, крылатые слова
Вечный образ
Выразительное чтение
Олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола
Олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола
Литературная сказка, фольклорная сказка, эпитет, постоянный эпитет
Стихотворная сказка, зачин
Волшебная сказка, бытовая сказка
Художественный образ
Образ рассказчика, образ сражения, идея произведения
Образ события, художественный стиль
Авторский замысел, аллегория
Фольклор, сказка, юмор, образ рассказчика
Жизнеподобие, фантастика, цитата
Образ персонажа, времени, пространства
Фольклорные образы
Художественный образ, образ времени года, сравнение, метафора
Образ времени года, цитата
Прототип, реальная основа произведения
Портрет, пейзаж, авторская позиция, образ животного
Архаизм, историзм
Смысл названия, заглавный образ, тема, идея
Собирательный образ, ритм, речевая характеристика, повествование, рассуждение
Сюжетное стихотворение
Заголовочный комплекс
Заглавный образ
Рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя
Собирательный образ, пейзаж
Характеристика героя
Вступление. Заключение, тезис, цитата
Образ Родины, образ прошлого
Образ Родины
Антология, аннотация
Лирическое стихотворение, сюжет, символ
Образ персонажа, символ
Фольклорные образы, метафора, олицетворение, сравнение
Эпитет, постоянный эпитет
Ритм, рифма
сказ, сказовая манера повествования, легенда, предание
Сказ, образ рассказчика
Портрет, речевая характеристика
Образ детства
Авторская позиция
Заглавный образ
Юмор, собирательный образ
Отзыв
Редактирование, речевые ошибки
Повесть
Художественный образ
Портрет
Образ события, пейзаж
Символ
Сказка-быль, язык художественного произведения
Символ
Поэзия, проза, ритм. Рифма, стихотворный размер, моноритмСтихотворный размер, монорима, загадка
Драматическое произведение, афиша, ремарка, явление, драма, жанр
Заглавный образ
Монолог, диалог, внутренний монолог, речевая характеристика
Военная лирика
Повесть, повествователь
«говорящая фамилия»
Заглавный образ
Художественная и документальная литература
Автобиографическое произведение
Идейное содержание, персонаж
Рассказ, авторская позиция
Писатель-анималист
Образ человека, образ животного
Образ рассказчика
Письменный отзыв
Детективный рассказ
Юмористический рассказ
Научно-фантастический рассказ
Тема, идея