Формирование творческого воображения детей в процессе декоративно – прикладного творчества


Формирование творческого воображения детей
в процессе декоративно – прикладного творчества

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества».
М.Горький

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, созданного на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то посуда или одежда, украшение или игрушка, занимает определенное место не только в организованной человеком среде деятельности, но и, прежде всего – в его духовном мире. Это искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, строит их отношения.
Одним из самых древнейших и распространённых видов русского декоративного творчества является вышивание. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Ещё несколько десятилетий назад секреты ручной художественной вышивки передавались в семье от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому одной из задач программы объединения «Золотые руки» является воспитание интереса к вышивке.
Растить творческого человека надо начинать с детства. Занимаясь в объединении «Золотые руки», дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу.
Своим воспитанникам мы часто напоминаем мудрые слова М.Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества».
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Для этого необходимо развивать творческое воображение.
При развитии творческого воображения учащихся используем различные методы и приёмы мотивации и стимулирования деятельности воспитанников. Стимулирование может быть эмоциональным – это создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор заданий; познавательным – выполнение творческих заданий, учёт познавательных интересов, побуждение к поиску (исследовательская работа, проектная работа); социальным – создание ситуации взаимопомощи (работа в группах и парах, организация само - и взаимопроверки, развитие желания быть полезным).
Мотивация является основным условием развития воображения, поэтому необходимо выявить, что у учащихся вызывает затруднение, какие имеются проблемы, потребности, а затем на каждом занятии целенаправленно и в системе использовать методы стимулирования деятельности учащихся: похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнить другую работу, непохожую на эту.
Опираясь на личный опыт, мы сделали вывод, что процесс развития творческого воображения учащихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода, когда педагог выявляет особенности, интересы и склонности каждого из детей, т.к. они имеют свои склонности, предпочтения, какие-то умения приходят к ним и быстро и легко, другие почти недоступны - как бы ребёнок ни старался, у него не получается.
На своих занятиях стараемся научить воспитанников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
В работе используем все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаем несколько правил:  виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов; деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, способствовать улучшению статуса отдельных воспитанников.
Овладение творческим подходом дает современному человеку такие преимущества: творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения, творческий подход формирует лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике, в процессе выполнения творческого задания (изделия) гармонично сочетается умственный и физический труд.
Творческое воображение не возможно без развития вкуса. Для этого необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного творчества. На столе педагога постоянно лежат журналы по рукоделию, книги по вышивке, выставка изделий, изготовленных вручную. Сначала воспитанники не проявляют к ним интереса, но в какой-то момент обращают внимание на оригинальный орнамент, яркое пятно. Сразу возникают вопросы, как можно сделать подобное изделие, что для этого необходимо т.п.
Нередко дети сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у других. Поэтому, если изделие получилось удачное, необходимо представить его на конкурс детского творчества. Участие в различных выставках повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.
Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в объединении для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие, возможность пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда. Творческая работа требует труда, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок по-настоящему ощущает счастье в жизни. Так вырастает творческая личность, которая способна достичь больших успехов в жизни.
Творческие работы детей часто просты и незамысловаты, где – то не очень аккуратны и наивны с точки зрения взрослых. Но субъективная ценность этой работы очень велика. Поэтому педагог и родители должны уважать труд ребенка, бережно к нему относиться и обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе, новые находки и идеи.
Для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке, очень подходит вышивка. Дети сочиняют небылицы, изображают цвета с помощью пантомимы, рисуют несуществующие деревья. Вышивка радует глаз своими яркими цветами, немеркнущими красками. Интересные работы воспитанников оформляются в виде выставок, как важное событие в жизни ребенка. Это позволяет детям проявлять активность, самореализовываться, воспринимать действительность, конструировать художественные образы, развивать воображение и оригинальность мышления.
Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.
















15