Методики для диагностики познавательных процессов умственно отсталых школьников
Методики для диагностики познавательных процессов умственно отсталых школьников
Программой СКОУ в начальных классах предусмотрен урок развития сенсомоторных функций. Работа по развитию мелкой моторики рук и определенной психической функции ведется по четвертям. На уроках данного вида в начале и в конце четверти проводится диагностика по одной и той же методике. Отсутствие методического материала послужило для разработки и адаптации некоторых имеющихся тестов для измерения и оценивания уровня развития психических функций умственно отсталых школьников.
Методика №1( для оценки зрительной памяти)
Детям предлагается таблица с 9 геометрическими фигурами( приложение1),им необходимо запомнить их. После показа надо в ответном бланке вычеркнуть 9 фигур из предложенных 24 фигур( приложение 2). Время работы 15 минут.
При оценке отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур.
Подсчитываем коэффициент узнавания Е:
Е=(М:9)+N
Где М-число правильно узнанных фигур;
N-число неправильно узнанных фигур
Оценка результатов
Высокий результат - 9 фигур верно
Норма-7-8 фигур
Низкий результат- меньше 6 фигур
Методика №2( для оценки слуховой памяти)
Я называю слова (10 слов), вам нужно запомнить их и записать в том порядке, как были названы. Время работы 10 минут.
Стол, дом, кот, окно, лес, пень, дым, мыло, брат, бант.
Оценка
Высокий результат- 8-10 слов
Норма- 6-7 слов
Низкий результат- от 4 слов
Методика №3 «Домик»( для оценки внимания)
Инструкция испытуемому: « Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (листок с «Домиком» перед учеником приложение 3).Если ты что-то не нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо рядом с неправильным нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Время для выполнения работы 20 минут
Ошибками считаются:
1.Отсутствие деталей рисунка.
2.Увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза
3.Неправильное изображение элементов рисунка
4.Разрывы между линиями
Оценка
Высокий результат- о баллов
Средний результат- 3-6 баллов
Низкий результат- более 7 баллов
Методика №4(для оценки абстрактно-логического мышления)
Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.
«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Все цыплята чем то похожи , поэтому потерявшийся цыпленок похож на других.» Время выполнения работы 30 минут.
За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.
Оценка
Высокий результат- 3 балла
Средний результат-1-2 балла
Низкий результат- 0 баллов
Методика №5 (для оценки логического мышления)
Ребенку дается карточка с 10 строчками слов, по 4 в каждой строке (приложение4).
Инструкция: «Прочитай строчки слов. В каждой строчке найди лишнее и зачеркни его».
Оценка
За каждый правильный-1 балл, за неправильный-0 баллов.
Высокий уровень- 8-10 баллов Средний уровень- 5-7 баллов Низкий уровень- 0-4 баллов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
1.Стол, кровать, пол, шкаф
2. Молоко, творог, сало, сметана
3.Ботинки, сапоги, шнурки, валенки
4.Молоток, пила, топор, гвоздь
5.Трамвай, автобус, трактор, троллейбус
6.Береза, осина, сосна, рябина
7.Самолет, телега, корабль, человек
8.Дедушка, учитель, папа, мама
9.Василий, Петр, Иванов, Виктор
10. Доярка, продавец, книга, тракторист