«Формирование социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения».
Формирование социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обученияНиколаев Евгений Викторович
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время задачи социальной адаптации детей с нарушениями в развитии не теряют своей особой значимости.Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения умственно отсталых детей является формирование у них социальных компетенций.
ppt_xppt_y
Проблемой исследования является определение организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование социальных компетенций в специально разработанной модели трудового обучения у умственно отсталых старшеклассников.
Целью нашего исследования является разработка модели трудового обучения для более лучшей сформированности социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе их обучения.
Объект исследования - процесс формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения.
ppt_xppt_y
Предмет - модельразвития социально адаптационных возможностей у умственно отсталых старшеклассников
Гипотеза - эффективность формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения повысится в случае использования методик, направленных на повышение умения выполнять самостоятельно трудовые занятия.
задачи исследования
- раскрыть особенности формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения; - выделить общетеоретические основы исследования проблемы формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников, уточнить и дополнить понятие «социальные компетенции умственно отсталых детей»
- дать характеристику процесса общего трудового обучения, раскрыть его специфичность и определить степень влияния на формирование социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников; создать и апробировать модель трудового обучения для более лучшей сформированности социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения.
- Культурно-историческая концепция психического развития ребенка (Л. С. Выготского);- Основные положения теории мышления (Ж.Пиаже, C. Л. Рубинштейна); - Теория деятельности ( А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна);- Концепция нарушения психического развития детей (В. В. Лебединского).
- Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников (В. Г. Васенкова);- Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников (С.Л.Мирский, Г. М. Дульнева);- Опыт исследования по психологии труда (С. Л. Рубинштейна);- Динамика развития детей с умственной отсталостью (М. С. Певзнер, В. И. Лубовского);- Современные представления об умственной отсталости (С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, В. В. Ткачевой).
- Деятельностный подход к изучению психических явлений;- Системный;- Междисциплинарный;- Интерактивный; - Синергетический (Т.Н.Симонова); - Дифференцированный (В. В. Воронкова).
методы исследованиятеоретические: подбор, изучение и анализ клинической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта специалистов в области формирование у умственно отсталых старшеклассников социальных компетенций в процессе трудового обучения
методы исследованияэмпирические: наблюдение, сбор анамнестических данных, анализ и систематизация данных медицинской и психолого-педагогической документации
методы исследованияэкспериментальные: диагностика мотивационной направленности учащихся, констатирующий, формирующий (коррекционно-развивающий), контрольный этапы психологического эксперимента
База исследования ШАХТЫ
Глава 1 «Теоретический анализ проблемы социальной компетенции умственно отсталых старшеклассников»1. Общая характеристика современного компетентностного подхода2 . Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости3. Трудовое обучение как фактор формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников
Глава 2. Особенности формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения
Личностный компонент социальной компетентности Социальная активность: интерес к социальной деятельностиориентация на успех, эмоциональная устойчивость, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, мотивация достижения; умение анализировать ситуации принимать адекватные решения; сформированность навыков самообслуживания
Когнитивный компонент социальной компетентностиСоциальная грамотностьзнания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, о наличии и уровне развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе;о сущности здорового образа жизни;знания о правах и обязанностях человека как члена общества
Деятельностный компонент социальной компетентности Эффективная грамотностьспособность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией;способность устанавливать и поддерживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми, работать в команде, проявлять инициативу при решении коллективных задач; организаторские способности;способность выражать свои мнения и желания в социально-приемлемой форме;принимать правила и нормы социальной жизни
Нравственно-ценностный компонент социальной компетентности Самостоятельность принятия решенийналичие жизненных ориентаций и целей;принятие семейных ценностей;принятие ценностей здорового образа жизни, культурных, семейных ценностей;гордость за историю своей семьи, страны, народа
Этапы исследования:1. подготовительный;2. основной;3. заключительный
«Методы экспериментального исследования».
Результаты констатирующего исследования
Глава 3. Опыт организации процесса формирования социальных компетенций умственно отсталых старшеклассников в трудовом обучении
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Содержание экспериментальной работы по формированию социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения
style.rotation
Результаты формирующего этапа эксперимента Анализ эффективности процесса формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в трудовом обучении
условия для успешного формирование социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников: - Учитывается своеобразие формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения;
- Обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения, включающие следующие компоненты: цель, задачи, принципы (общие, частные, специфические), адаптированное возможностям детей содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат;
- Определены критерии и показатели позволяющие отслеживать динамику развития уровней сформированности социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения, выявлены уровни формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения: высокий, средний, низкий.
Спасибо за внимание