Сценарий экологического мероприятия «Сказ про то, как Иванушка царство спасал»


Султанова Людмила Энгельсовнавоспитатель
МБДОУ-детский сад№5 г. Агрыз
Сценарий экологического мероприятия
«Сказ про то, как Иванушка царство спасал»
Цель: Воспитание у детей экологической культуры.
Задачи:
1.воспитывать произвольное внимание, умение принимать в решении игровой задачи ранее усвоенные знания о цветах, деревьях, животных, умение видеть взаимосвязь в природе.
2.Развивать эстетические чувства.
3.Приучать бережно относиться деревьям к цветам как части природы, источнику животным красоты, радости людей.
4.Закрепить названия растений. Воспитывать экологически грамотных детей.
Вед: В одном царстве, в неизвестном государстве, а именно в том, где мы сейчас живем,
Жил-был Царь-Горох. И была у него дочь- единственная, ненаглядная царевна Несмеяна. Ёе потому Несмеяной прозвали,
Царь: Отчего не весела ты, голову повесила? Почему кручинишься, корчишься- торопишься.
Несмеяна: Что- то неладно в нашем царстве- государстве, папенька. Бабочек, рыбок, зверюшек все меньше становиться. Кто- то их губит. Хотела бы я найти разбойника и наказать. Вели батюшка доложить, что твориться в нашем царстве- государстве.
Царь: Слуги Мои верные, ответ держать извольте?
(выходят пажи).
1. Гудят заводы, всюду пыль
Бежит, дымит автомобиль.
2. А между тем деревья станут
В грязи и пыли просто тонут.
3. А чтоб построить нам заводы
Рубят лес и губят воды.
Все вместе: Стала грязной наша вода
От растений нет и следа
Отнят дом у наших зверей
Птицам, рыбам- плохо теперь.
Царь: Да, плохи у нас дела. Права, царевна, кто- то хулиганит. Наверное чудо- Юдо.
заморское или дракон многоголовый напускай на них злые чары.
Вед: И бросил Царь- горох клич по всему гос-ву.
Царь: Тому, кто отыщет Чудо-Юдо и получит его за то, что он безобразничает в моем царстве государстве, убивает птичек, зверюшек, отдам царевне в жены.
Вед: Отправились на поиски бояре, графы и князья, да не нашли того, кого искали. Дошел царский указ до дальней деревни, до крестьянского сына Иванушки. Захотел Иванушка испытать своё счастье. Пошел во дворец, в столицу. Путь не близок, много чего интересного встретилось. Видит лежит кто- то: птичка не птичка, муха- не муха, а невиданное чудо красивое. Хотел поймать, а «чудо» и говорит: Пожалей меня Иванушка, не лови, крылышки повредишь, летать я больше не смогу, а нас так мало осталось, нас даже в красную книгу занесли, да и пригожусь я тебе.
Иван: Да кто же ты такая? Ничего я о тебе не знаю.
Мы бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно мы хороши весной. Мы прекрасно опыляем поля, цветы. Но к сожалению, наша красота губит нас. Увидев бабочку люди стараются её поймать какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками… Вы знаете, от птиц мы защищаться умеем, например бабочка Аппалон в минуту опасности падает на спину и «шипит»- скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.
Танец «Бабочка»
Вед: Идет Иванушка дальше, но вдруг что- то прошуршало у него под ногами.
Иван: Ой какой колючий шар. Сейчас поймаю, домой возьму.
Еж: не трогай меня, Иванушка, я в красную книгу записан и тебе может быть пригожусь.
Иван: Хорошо, Сказали мне кто- ты зверь невиданный.
Ёж: Я- ёжик. Люди относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своем доме, считая что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, т.к. ежу плохо в доме, даже если его поят молоком. Нас опасно держать в квартире. На нашей коже живут опасные клещи. Пусть ежи живут там где им положено. А насчет того, что мы ловим мышей- это неправда, мы ведь не кошки.
Вед: Идет Иванушка по лесу, вдруг откуда не возьмись выпрыгивает старичок- лесовичок.
Лесовичок: Куда это ты Иван путь держишь?, да ещё по моей земле?
Иван: Ищу я Чудо- Юдо, которое все живое губит, не подскажешь дорогу?
Лесовичок: Подскажу, если загадки мои разгадаешь.
Иван: Ребята, помогите мне пожалуйста.
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу-ка в карманчик
Бывший (одуванчик)
Лесовичок: Да, правильно. В народной медицине его считают «элексиром жизи».
Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
На лесной опушке стоят подружки
Платища белены,
Шапочки зелены. (березы).
Танец под музыку., «Во поле березка стояла».
Стих:
У красы- березки
Платье серебриться.
У красы березки
Зелены косицы
Со двора к березке
Выскочили козы
Стали грызть березку,
А березка в слезы
Защищать березку,
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса березка
Выросла большою
Растет у дорог
Прямо у ног (подорожник).
Путника друг- подорожник
Скромный, невзрачный листок.
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке у ног.
Лесовичок: Молодец
Стоят, казаки, а на них белые колпаки. (грибы)
Гриб: Ребята нас все любят, а собирать никто не умеет.
Давайте поиграем в игру
«Собери грибы»
Лесовичок 5. Кудряшка в белой рубашке,
Сердечко золотое,
Что это такое (ромашка).
Если случиться тебе простудиться,
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымиться
Слегка горьковатый
Душистый отвар.
(Угостить отваром, настоем)!!!Лесовичок: Молодец Иван, молодцы ребята.
Ну ладно, иди по тропинке.
Может и найдешь чудо- юдо!
Вед: Идет Иванушка дальше.
Вед: Иванушка идет дальше, да в слух размышляет.
Иван: Да, вот какие злые люди, губят
таких прекрасных животных.
надо скорее чудо- юдо отыскать.
А вы ребята знаете, что такое красная книга?
Вед: Наконец, дошел Иван до дворца Царя- Гороха.
А во дворце Царевна- Несмеяна сидит. Да чего же она хороша! Тут кто-то его за рукав дернул,
Обернулся Иван, а это сам Царь-Горох
Царь: Здравствуй, добрый молодец. Что это ты на царевну Несмеяну заглядываешь. Сначала с чудо-юдо сразись, а там и свадьбу сыграем.
Вед: Отправился Иван в дорогу, шел он шел, устал, увидел Дуб, лег под него и уснул богатырским сном. А пока он спит вы ребята выполните вот такое задание.
«Картинка»
Здесь нарисованы животные занесенные в красную книгу, назовите их.
Вед: Просыпается Иван, а кругом ад кромешный, ревет, бушует огонь, падают столетние дубы,
мечутся птицы и звери.
Иван: Это проделки чудо-Юда. Сгубить меня решил, огнем спалить. Рубаха на мне чуть не сгорела, неужели так и погибну в расцвете лет, с чудо-юдо не встречусь.
Ребята, а как вы думаете, кто виноват в том что лес сгорел?
Вед: Пока Иван идет дальше, я хочу проверить вас, как вы знаете природу, какие о ней книги знаете?
Кто дружит с мухами, не обижает
Козявок, ест траву и сам зеленый (кузнечик)
К ней обращались со словами: Красавица,
Кушайте варенье или вам
не нравиться наше угощенье (муха цокотуха)
Кем –то князь обратился, полетел он,
Зажужжал, судно на море догнал,
Потихоньку опустился на корму и в щель забился
В кого обратился князь? (шмеля)
Молодцы
Вед: Идет Иванушка дальше. Вышел он к речке, воды напиться. Вдруг из воды выглядывает Щука с выпученными глазами.
Щука: Не пугайся, Иванушка не пей этой воды- погибнешь. Видишь какая я стала худая, больная. Рыбок на обед не могу поймать, да и ловить уже некого.
Иван: А куда все подевались?
Щука: У людей спроси
Иван: Ребята может вы знаете?
Вед: Пошел Иван вдоль реки, зашел в очень красивый лес, чистый прямо загляденье, идет по нему, но чувствует, что то здесь не так. Думал, думал, догадался: не слышно не одного звука, ни птичьего пенья, ни звериного шороха. В чем дело?
ЁЖ: Будь осторожен Иван, в этом лесу всё ядовитое.
Иван: Не чудо- ли Юдо здесь безобразничает?
Ёж: Нет, напали на этот лес полчаще гусениц, едят листья, так что хруст стоит, стали люди деревья лечить, от гусениц спасать, разными ядами, да туманами. Всех гусениц перетравили, а заодно и других, в том числе и полезных насекомых. Птицы их стали клевать- тоже отравились, а птиц ели звери и тех не стало.
Иван: Охо-охо оказывается не один я Иван- дурак на белом свете есть и дурнее меня. С ядами и химикатами осторожным надо быть.
Вед: Ребята, а вы знаете, как лес надо спасать?
(На помощь лесу надо звать птиц, муравьев и др. полезных насекомых)
Иван: А теперь ёж, показывай мне дорогу, где злодей живет.
Вед: Покатился ёжик, а Иван за ним. Пока идут, ответьте мне ребята на вопросы.
У кого животного дом всегда на спине, а передвигается очень медленно (черепаха)
Животное с длинными задними ногами зеленая и прыгает (лягушка)
Ядовитая змея, живущая в наших лесах (гадюка)
Молодцы
Вед: Прибежал Иван на поляну, смотрит, а на ней разбросаны головы и кости человеческие. Значит и чудо-юдо не далеко. Затаился Иван ждет. В обед прилетел шестиголовый дракон, обедать стал. Выскочил из засады Иванушка, меч поднял, а чудо-юдо его спокойно спрашивает.
Чудо-Юдо: Ты кто- такой? Чего мечом размахиваешь.
Иван: Я Иван дурачок, пришел тебя убивать, государство наше спасти.
Чудо-Юдо: Постой, спрячь свой меч, может и драться не придется. Скажи почему ты меня злодеем называешь?
Иван: Как почему? Ты людей ешь, речку загрязнил, щука погибает, лес горит,
Чудо-Юдо: Это недоразумение.
Иван: А как же кости да головы?
Чудо-Юдо: А ты присмотрись, внимательней. Это по- твоему косточка?
Вед: Глядит Иванушка и правда в лапах чудо-юдо не кость, а морковка, а головы не головы, а свекла да капуста. Что за наваждение?
Чудо-Юдо: Я мясо не ем, а только овощи и фрукты, это мой обед., Да ты попробуй, угощаю.
Игра «Блюдо с овощами»
Вед: Пообедал Иванушка, оглянулся, а кругом цветы разные, белые, да красные. Решил он нарвать их для Смеяны.
Чудо-Юдо: Нельзя Иванушка, эти цветы рвать, они все в красную книгу занесены. Да тебя пожалуй и в лес пускать нельзя. А вот тебе экзамен, буду цветы показывать, а ты называй.
Вот в лесу растет фиалка,
Разве рвать её не жалко?
Голубеют как из сказки,
Незабудок нежных глазки
Носят юбочки цветные
Колокольчики лесные
Даже старый мох седой
Вырос с рыжей бородой
Все цветы для всех растут
Их не рвите, пусть живут.
Чудо-Юдо: Вот теперь можешь в лес идти.
Иван: Драконушка, а почему в других местах мало птиц и зверей, а у тебя много.
Чудо-Юдо: Потому что я живу в заповеднике У меня такая должность- охранять природу.
Вед: Ребята, а вы знаете, что такое заповедник.
Иван: Что мне делать дракон., как найти злодея?
Чудо-Юдо: Чудак ты человек. Подумай над тем что видел, может найдешь виновника всего происходящего.
Вед: Думал Иван думал, вдруг откуда не возьмись появился лесовичок. Он перенес Ивана в тридесятое царство. Глядит Иванушка: стоит огромный дракон в железных лапах. Несколько голов у него на длинных шеях, под самые облака поднимаются, и пышут огнем.
Лесовичок: Зовут этого дракона завод. Сделали его люди. И вот дышит он ядами оттого, что в печах горят уголь и нефть. И все это идет в воздух. Вот отсюда и ядовитый дождик.
Вед: И понял тут Иван кто виноват в бедах людских и природных. Ведь это же кто ребята?
Вернулся умный Иван к царю Гороху, рассказывает о своем путешествии. Стыдно стало царю, за то, что в его царстве твориться. А потом была свадьба. Несмеяна смеялась. А Иван решил заниматься экологией.
Иван: А вы ребята знаете, что такое Экология?
Песня: «Не думай о природе свысока»
Дети встают в круг.
Все! Все! Все! На свете нужны!
И кошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете, нужны все подряд
Кто делает мед и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже хищников: злых и свирепых
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Все! Все! Все! На свете нужны! И это все люди запомнить должны.