Урок истории на тему И помнит мир спасенный (11 класс)


И помнит мир спасенный…
(открытый урок в 11 классе по итогам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов)
Учитель:
Почему сегодня мы поднимаем эту тему? Казалось бы, со Дня победы прошло уже так много лет, а между тем интерес к этому вопросу не иссякает. Буквально на днях, к примеру, показали по телевидению фильм о генерале Власове. А в декабрьские дни мы с вами пережили еще одну дату- годовщину со дня знаменитой битвы под Москвой. Это сражение имело определяющее значение на первом этапе войны и развеяло миф о германской непобедимости. Вдумайтесь, всего 70 лет назад в эти дни под Москвой решалась судьба всей страны. Можем ли мы с вами забыть эти трагические страницы в истории нашей Родины? На поверженном в 1945 году рейхстаге среди прочих надписей была и такая: «Гитлеры приходят и уходят, а Германия …остается…» И если немцы так пекутся о своей истории, то самим богом было предначертано нам, потомкам тех героических воинов, наших дедов и наших бабушек, переживших весь ужас, эти 1418 дней и ночей Великой Отечественной, знать и помнить сегодня и всегда страницы нашей славной, ратной и трудовой истории. Мы не можем быть «Иванами, не помнящими родства», мы должны знать и помнить свою историю, прошлое нашего народа, наши родовые корни.
Итак, цели нашего урока сегодня:
- обобщить наши знания по истории Великой Отечественной войны;
- остановиться на самых ключевых моментах, решающих сражениях этой войны;
- на конкретных примерах показать массовый героизм в тылу и фронтах;
- определить историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне;
- поклониться нам, живым всем тем, кому не суждено было дожить до 9 мая 1945 года;
- задуматься о том, какая все-таки у нас великая и могучая страна - наша Родина, и мы должны ее любить, беречь и защищать.
Прошу обратить внимание на расположение наших столов сегодня. Часть из учащихся у нас выступают под табличкой «Dоutschland»(пусть они на нас не обижаются)- они представляют противоположную сторону поджигателей войны и захватчиков. Другая сторона- это Советский Союз, его Красная Армия.
Т.е. сегодня на нашем уроке мы хотим вам представить две точки зрения по нашей теме.
Итак, начало войны, с чего все это началось. Какие цели и задачи преследовала фашистская Германия, к этому времени поработившая почти всю Западную Европу, начиная войну против Советского Союза.
Один из учащихся, представляющий команду захватчиков, рассказывает о целях и задачах фашистов (план «Барбаросса»).
Другой из учащихся, представляющий Советский Союз, рассказывает о положении в стране перед началом войны и о первых её днях, героизме защитников Брестской крепости, Киева, Смоленска, Москвы.
Звучит песня в исполнении О. Газманова «Москва».
Следующий учащийся от захватчиков рассказывает про план «Тайфун»- план захвата Москвы.
Другой учащийся от команды, представляющий нашу страну, рассказывает о том, как отстояли Москву.
Учитель:
Сыны Москвы, с отвагой несравненной,
Вы все расчеты вражьи погребли.
Здесь пробил час душителя вселенной
Забрезжил здесь рассвет для всей земли!
Включается композиция «Эх, дороги».
От команды захватчиков на нашем уроке- рассказ о плане захвата Сталинграда.
От команды наших – рассказ о том, как отстояли Сталинград.
Учитель:
Сталинград,
Ты устоишь, хотя бы день и ночь,
Тебя огнем пытали и железом.
Да! Смерть сама бессильна пред тобой
Они бессмертны, сыновья твои.
Один из учащихся зачитывает историческое сочинение на тему: «Курская битва», составленное по рассказам уроженца д. Вурманкасы, участника танкового сражения у д. Прохоровка М.С.Фёдорова.
Учитель:
Помимо этого сражения были еще и другие великие сражения в истории Великой Отечественной. Это и 900 дней блокады Ленинграда. Вспомним хотя бы дневник Тани Савичевой: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра, мама 13 мая в 7:30 утра, Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня».
Это и другие сражения. Хочу также отметить, что в Великой Отечественной войне сражались мужественно представители всех народов нашей страны. У меня в руках книга нашего земляка П.Т.Трофимова «Сталинградцы» - до слез волнующий роман о героизме наших земляков на войне. Среди тех, кто был всегда в первых рядах сражающихся героев - комсомольцы, коммунисты, пионеры-герои.
Это не вычеркнуть из истории.
Следующий учащийся читает стихотворение «Хлопья белого снега». Оно написано по роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия».
Учитель:
На нашем уроке присутствует дочь Героя Советского Союза Кузнецова Павла Ефимовича, Михайлова А.П.. Мы её попросим рассказать о его подвигах.
Учитель:
Победа на фронтах была невозможна без массового героизма тружеников тыла. У нас в гостях участник трудового фронта, очевидец тех суровых событий Шляхин В.А. из д. Вурманкасы.

Учитель:
Война - жесточе нет слова;
Война - печальней нет слова;
Война – святее нет слова;
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного,
Еще не может быть и нет.
Звучит песня «День Победы»!