Урок – зачет в 6 классе по теме: «Имя числительное».


Урок – зачет в 6 классе по теме: «Имя числительное».
Цели:
Проверить и обобщить знания учащихся об имени числительном, о составе числительного, особенностях склонения.
Закрепление умения правильно употреблять числительное в речи, грамотно писать и склонять числительное.
Формирование познавательных интересов, самостоятельности, волевых качеств личности.
Ход урока.
Орг. момент.
Учащиеся садятся группами по 4 человека. Проверка принадлежностей к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы проводим урок – зачет по теме: «Имя числительное». В ходе урока ваши знания будут оцениваться с помощью контрольного листа, на который вы будете выставлять себе оценки за каждый этап работы. Учитываться будет также ваша активность на уроке, устные ответы и дополнения, за которые вы получите жетоны.
Повторение и закрепление,
Опрос в группах.
- Начнем урок с проведения устного зачета в группах (зачетные листы на столах). Сейчас вы выслушиваете по очереди каждого ученика по 2-3 вопросам, а затем выставляете ему итоговую оценку на зачетный лист:
Ф.И. уч-каЬ в середине и на конце числ-ыхСклонение числ-ых от 5-30 Склонение числ-ых 40,90,100 Склонение числ-ых оба, обе Итоговая оценка
Иванов В. 5 4 5 5 5
- Выставите итоговую оценку на контрольный лист. В ходе работы проверяем знания основных правил правописания и склонения числительных.
2. Словарный диктант.
Миллион четыреста двухсотый
миллиард полтора пятьдесят
экземпляр полтораста девяносто
одиннадцать семьсот три пятых
- Взаимопроверка диктанта и выставление оценки на контрольный лист:
№ п./п. Вид работы Оценка
1.
2.
3.
4.
5. Зачет
Словарный диктант
Перфокарта
Склонение числительных
Количество жетонов 3. Работа с перфокартами.
На доске опора:
5ь – 20ь, 30 5ь0 – 8ь0 5ь00 – 9ь00
- Приглядитесь внимательно, какое важное правило правописания числительных здесь спрятано? Прочитайте его.
- Работаем с перфокартами:
700, 80, 40, 200, 11, 16, 900, 19, 90, 17(правописание мягкого знака):
№ п./п. Ь в середине Ь в конце Нет Ь
1.
2.
3.
Ф.И. уч-ка- Взаимопроверка и выставление оценки на контрольный лист.
Физ. минутка. Я называю числительные ( простое – хлопок над головой, составное – перед собой).
Работа по развитию речи.
- А какие пословицы, поговорки, фразеологизмы с именами числительными знаете вы?
Подбор синонимичных фразеологизмов:
Быть очень счастливым (на седьмом небе)
Часто менять решения (семь пятниц на неделе)
Быть очень умным (семи пядей во лбу)
Изнурять себя тяжелой работой (до седьмого пота)
Быть под надежной охраной (за семью замками)
Очень быстро развиваться (семимильными шагами).
- Составьте с одним из фразеологизмов предложение.
5. Склонение числительных.
В – 1 560 В – 2 56
- Проверка по записям за доской и выставление оценки на контрольный лист (дополнительно – шестиклассники – морфемный разбор).
6. Употребление собирательных числительных.
- Угадайте, о каких свойствах числительных идет речь в рассказе:
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».
- Уверен, что среди восьмерых работников не было ни одной женщины,- сказал брат.
- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
- Не читал, но в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…
- Какую? Ответьте!
- А теперь практически это проверим: запишите числительные с существительными, которые можно заменить собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюк), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята),
6 (школьники), 2 (подруги).
- Составьте простое предложение с одним из этих словосочетаний, выделите основу, подчеркните числительные как члены предложения.
Двое друзей купили семь тетрадей.
Итог урока.
- Обобщение сведений о числительном:
- На какие группы делятся числительные?
- Разряды количественных числительных?
- Что узнали о правописании числительных?
- А теперь оценим вашу работу на уроке (учитель собирает контрольные листы, перфокарты, рабочие листы и выводит оценки).
V. Домашнее задание.
- Найти загадки, в которых употребляются числительные;
- Сочинить сказку или стихотворение, употребив числительные.