Презентация по ИЗО на тему Азанбек Васильевич Джанаев-живописец,график,.. (7класс)
АЗАНБЕК ВАСИЛЬЕВИЧ ДЖАНАЕВ Азанбек Васильевич Джанаев- народный художник России, заслуженный деятель искусств Северной Осетии, лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова, живописец, график, скульптор, кинематографист, стоявший у истоков зарождения в Осетии «своего» художественного кино, великолепный иллюстратор нартского эпоса, произведений Коста. Известный и признанный на всесоюзном уровне искусства, по-рыцарски влюбленный в красочное и героическое прошлое своей родной Осетии, Азанбек Джанаев наделил его живой плотью в целой серии великолепных полотен, по которым историю Иристона можно изучать, как по учебнику: Семья, в которой 14 мая 1919 года родился Азанбек Васильевич Джанаев, если и не считала занятия изобразительным искусством пустым времяпровождением, то и не могла содействовать развитию у ребенка интереса к искусству. Это была ничем не примечательная семья мелкого служащего осетина. Отсутствие в те годы в республике художественных студий, музеев искусств, постоянного коллектива профессиональных художников – все это также не способствовало выявлению творческих талантов. Однако если Осетия не могла похвастать богатством художественной жизни, то богатство природы края неисчерпаемо. Великолепные пейзажи Осетии подобны прекрасным образцам подлинного искусства. Именно природа, с детства близкая и знакомая Джанаеву, подсказала ему мысль стать художником. Она же явилась его первым учителем и наставником. Город Дзауджикау ( ныне Владикавказ ), где родился Джанаев, издавна славился своей живописностью. Отсюда в безоблачную погоду можно наблюдать величественную панораму Кавказских гор . Не было необходимости искать для этого особое место: цепь белоснежных вершин была заметна с любой точки города. Но будущего художника влекло к более непосредственному общению с природой. Не будет преувеличением сказать, что именно здесь строгие, резко очерченные силуэты старинных памятников архитектуры ( боевых башен, храмов ) вызвали у Джанаева понятие о рисунке; чистые, интенсивные краски горных пейзажей дали ему представление о живописности, о колорите, а знакомство с национальными праздниками, с исполнением народных песен и танцев, с обычаями и играми подсказало ему темы будущих работ, их композиции. Так или иначе, но именно впечатления окружающей действительности развили у Джанаева страсть к изобразительному искусству. Свойства ранней графики Джанаева ( умение компоновать и рисовать) проявленные им при иллюстрировании поэмы М. Ю. Лермонтова«Измаил – Бея», получат свое развитие в более поздних работах Джанаева и, в частности, в его дипломе – альбоме иллюстраций к «Нартским сказаниям». Из художников первым к иллюстрированию нартских сказаний обратился Махарбек Туганов. Он разрабатывал эту тему на протяжении всего творческого пути. А для художника, если только он стремится заложить основы национальной художественной школы, необходимым условием является использование традиций своей нации. Без обращения к лучшим достижениям и традициям своего народа не может быть создано национальное искусство. Мысль взяться за иллюстрирование « Нартских сказаний» пришла Джанаеву еще в 1946 году. В сентябре этого года в Дзауджикау была устроена большая выставка работ художника Махарбека Туганова «Нарты». Выставка Туганова, мастерство его работ произвели сильное впечатление на Джанаева. У молодого художника родилась мысль взяться за иллюстрирование «Нартов». С этого времени Джанаев все свободное время посвящает работе. Очень помогли художнику его поездки в горы во время летних отпусков. Важным звеном на пути создания иллюстраций к «Нартам» явилось написание художником в 1947 году холста «Аланы в походе». Впоследствии в несколько измененном виде эта работа была переведена в графику и представлена на защите дипломного задания в качестве одной из иллюстраций. В сентябре этого года в Дзауджикау была устроена большая выставка работ художника Махарбека Туганова «Нарты». Выставка Туганова, мастерство его работ произвели сильное впечатление на Джанаева. «Аланы», «Битва алан с монголо-татарами», «Бой под селом Гизель», «Чермен», «Осетинское посольство в Петербурге», «Конница И. Плиева»… Оставил он нам и замечательные портреты столпов осетинской культуры – Коста Хетагурова, Владимира Тхапсаева и др.Для изобразительного искусства Осетии Азанбек Джанаев – это не просто Имя, это одна из его самых высоких вершин – такая же, как имена Коста, Махарбека Туганова, Сосланбека Едзиева… Он, воспитанник петербургской классической академической школы, был в числе тех, кто блистательно перенес ее лучшие, золотые традиции на осетинскую почву. И в истории нашей национальной живописи и графики остался как один из непревзойденных мастеров академического рисунка. То, как изображены на его холстах аланские всадники и конники Исса Плиева, потрясает: кажется, они вот-вот оживут и, сорвавшись с полотна, пустятся вскачь. Наравне с Махарбеком Тугановым он был одним из лучших иллюстраторов осетинского нартовского эпоса. Герои-титаны, персонажи Нартиады, предстают в его графике очень земными, живыми, человечными. И, конечно, нельзя не сказать и о том огромном вкладе, который внес Азанбек Джанаев в становление осетинского художественного кинематографа. В создание знаменитого фильма «Осетинская легенда» он вложил не только талант, сердце и подвижнический энтузиазм, но и собственные средства. Он был настоящим патриотом Осетии и ее искусства, которому отдал без остатка всего себя. Был всегда очень скромным, работал в небольшой мастерской . Бой нартов с небожителями. Бой нартов с великанами. Три нарта. Симд. Сослан и Тотрадз. Ахсар и Ахсатраг Пересчет овец. Пахота в горах. «Византийские послы у царя Алан Саросия» Старики. Батраз. В своих автолитографиях Джанаев старается передать героику и эпический характер осетинского фольклора, создать образ человека – богатыря. Это стремление художника отличает каждый из листов его серии. Умение Джанаева силой своего воображения вызвать и запечатлеть художественными средствами сказочные образы и сцены. Примером художественной фантазии и мастерства художника может Служить лист «Бой нартов с небожителями». Имеются несколько вариантов сказания о битве нартов с богами. Однако ни в одном из них не встречается сцены, подобной той, которую показывает художник в своем листе. И если проследить, в какую сторону отступает Джанаев от текста, то легко убедиться, что он идет по линии усиления динамичности и экспрессивности сцены. Свободное обращение с текстом сказаний заметно и в других листах Джанаева-«Бой нартов с великанами», «Охота на оленя», «Три нарта». Вот один из них - «Бой с великанами». Четыре полуобнаженных великана, подняв над головой глыбы скал и сами подобные скалам, поджидают, когда приблизится к ним нартское войско. Они, кажется, недоумевают, как люди, которые так малы, дерзнули напасть. Но грозный вид великанов не пугает нартов. Они неустрашимы, ибо это то самое племя и те самые воины, которые, одержав победу над великанами, также бесстрашно ринутся на битву с богами. Сплоченность народа находит свое выражение в произведении «Симд». Плотно сомкнутая цепь танцующих нартов, охватывая горы гигантским кольцом, теряется вдали. Это выражение не только единства и сплоченности народа - это еще и демонстрация его силы. Затем в 1957 году следует серия работ, выполненная Джанаевым акварелью и гуашью. Она посвящена далекому прошлому осетинского народа. Уделяя здесь главное внимание героическому аланскому периоду, художник тем самым еще раз выказывает пристрастие к батальным сценам. Обращение осетинских художников, в том числе и Джанаева, к образам фольклора, к историческому прошлому своего народа было бы неправильно характеризовать такими словами, как «отход от актуальных тем современности». Отсутствие профессиональных деятелей искусств не позволило в свое время отобразить важнейшие события народа Осетии. Попытка обвинить художников в увлечении историей далекого прошлого тем более малообоснованна, что, разрабатывая исторические сюжеты, они не замыкаются в узких рамках одной тематики, но часто обращаются и к событиям послереволюционной Осетии и к настоящему своего народа. Период 1959-1960 годов у Джанаева занимает работа над большим полотном «Вывод невесты». Наряду с другими живописными и графическими произведениями художника оно демонстрировалось на декадной выставке осетинского искусства в Москве в 1960 году. В нейавтор стремился показать не только жанровую сторону осетинской свадьбы. Жанровая в своей основе, сцена свадьбы должна была явиться поводом для показа всенародного празднества. Художник показал себя в ней неплохим колористом и рисовальщиком.Наиболее удачно решен в картине первый план – группа стариков, сидящих за праздничным столом. Портретные характеристики здесь отличаются своей жизненностью и достоверностью. Графические серии работ «В горах» (1963 ) Джанаев вновь вернулся к темам из трудовой жизни своего народа. Серия листов, выполненная углем и карандашом, явилась результатом неоднократных поездок художника по горам Северного Кавказа. Многочисленные зарисовки, выполненные Джанаевым в последние годы, и легли в основу названной серии. Мы не видим здесь тех сложных, многофигурных композиций, которые особенно были свойственны раннему периоду творчества художника. Листы серии , характерны своей жанровостью. Художник показывает простую, будничную жизнь обитателей гор. Здесь можно увидеть горцев на лошадях , колхозников , распрягающих быков, беседу стариков. В листах своей серии художник не передает деталей быта, внешне определяющих наше время. Но сами образы горцев, здоровых и жизнерадостных, изображение их свободного труда – все это достаточно ярко характеризует время, которое показывает художник. Из серии «В горах». Из серии «В горах». Из серии «В горах». Алан. Старики. Аланы в походе. Портрет К. Хетагурова. Молодой чабан. Портрет К. Хетагурова. Черты национального своеобразия в творчестве Джанаева проявились не только в выборе тематики, не только в содержании его произведений, но и в работе над формой. Так, иллюстрируя «Нартские сказания», Джанаев вслед за Хетагуровым и Тугановым, заложившими основы осетинской живописи и графики, развилнациональные традиции в композиционном и пространственном решении работ, в монументальной трактовке тем и образов. Яркая индивидуальность мастера, своеобразие его многостороннего таланта позволяет отнести Джанаева к ведущим представителям осетинской культуры. Перечень основных работ.ЖивописьАланы в походе. 1947.Холст, масло. 124х188. Северо-Осетинскийхудожественный музей, г.Владикавказ.Коста Хетагуров- художник. 1950. Холст, масло. 29х37.Северо-Осетинскийхудожественный музей, г. Владикавказ.Иллюстрация к поэме К.Л. Хетагурова «Фатима». 1952. Картон, масло. 39х28.Северо-Осетинский художественный музей, г.Владикавказ.Героический подвиг Х.З. Мильдзихова. 1943. Холст, масло. 134х204.Северо-Осетинский художественный музей, г. Владикавказ.Конница генерал-полковника И.А. Плиева. 1944. Холст, масло.160х211. Северо-Осетинский художественный музей, г. Владикавказ.Портрет народного артиста РСФСР В.В. Тхапсаева в роли Отелло. 1959.Холст, масло. 90х70. Северо-Осетинский художественный музей, Г. Владикавказ.Вывод невесты. 1959-1960. Холст, масло.200х300. Северо-ОсетинскийХудожественный музей, г. Владикавказ.Старики. 1960. Холст, масло. 50х30. Северо-Осетинский художественныймузей, г. Владикавказ. ГрафикаТри нарта. 1949. Бумага, автолитография. 39х28. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР, Санкт-Петербург.Симд. 1949. Бумага, автолитография. 29х38. Научно-исследовательский музейАкадемии художеств СССР, Санкт-Петербург.Охота на оленя. 1949. Бумага, автолитография. 29х38. Научно- исследовательскиймузей Академии художеств СССР, Санкт-Петербург.Бой нартов с великанами. 1949. Бумага, автолитография. 28х38. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР, Санкт-Петербург.Гибель нартов. 1949. Бумага, автолитография. 29х38. Научно-исследовательскиймузей Академии художеств СССР, Санкт-Петербург.Беседа. 1960. Бумага, монотипия. 13х19. Северо-Осетинский художественныймузей, г. Владикавказ.Серия «В горах». 8 листов. 1963. Бумага, карандаш, уголь. 40х32. Северо-Осетинский художественный музей, г. Владикавказ.СкульптураСтарики. Гипс. 1959. 35х26х36. Северо-Осетинский художественный музей, г. Владикавказ.Всадник. Гипс. 1960. 36х25х10. Северо-Осетинский художественный музей, г. Владикавказ. БИБЛИОГРАФИЯ:Езерская Н. Художники Северной Осетии. – М. : Искусство, 1959.Никифоров Б. Жизнь и труд народа. – Творчество, 1960, №11. Л.Бочино, Гудскова А. Художники Северной Осетии. – Искусство,1960.Урушадзе И. Свидетельство творческой зрелости. «Заря Востока», 1956.Иогансон Б. Новый отряд художников. – Искусство,1949.