Конспект развлечения «Путешествие в страну костюма Симбирской губернии»

ЧУРБАНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА:
Методическая разработка по теме:
Развлечение на тему «Путешествие в страну костюма Симбирской губернии»

Цель: Формировать понимание трудовой деятельности человека как созидателя, носителя и проводника духовной культуры, любовь и уважение к национальному культурному наследию. Формировать любовь и уважение к национальному культурному наследию, что является важной составляющей патриотического воспитания будущего гражданина. Закрепление у детей знаний о народном костюме Симбирского края, умения различать женский и мужской костюмы, их характерные особенности.
Материал: Репродукции русских художников с изображением с изображением мужчин и женщин в народных костюмах. Картинки изображающие части мужского и женского костюма (по два комплекта), силуэтное изображение деталей костюма с элементами узора. Фонограммы: хоровода «На горе-то калина», русских народных мелодий.
Ход развлечения:
Дети входят в зал, исполняют русский народный хороводный танец «На горе- то калина». Рассаживаются на стульчики полукругом.
Ведущая: Приглашаю вас в путешествие в страну костюма Симбирской губернии. Для начала – маленькая викторина:
Что такое рубаха?
Что такое сорочка?
Что такое понева?
Что такое кафтан?
Что такое порты?
Что такое кокошник?
Что такое кичка?
Что такое занавеска?

Ведущая: Одежда мужчин и женщин имела определённые различия и общие черты. Посмотрим, как вы умеете различать женский и мужской симбирский народный костюм.
Игра «Сложи симбирский костюм»
Детям предлагается выложить на магнитной доске костюм из частей. Части женского и мужского костюма перемешаны.
Ведущая: Костюм мужчин и женщин различался, а пели и танцевали все вместе.
Танец «Выйду на улицу»

Ведущая: Русский костюм был прост, но удивительно красив. Знаменитые художники часто изображали на своих полотнах крестьян в повседневной и праздничной одежде. Некоторые из них на нашей маленькой выставке. Рассмотрите и расскажите о наиболее понравившейся вам репродукции.
2-3 рассказа детей.

Ведущая: Поэты и писатели, вдохновленные красотой женщин в народном костюме, сочиняли стихи, придумывали рассказы и сказки.
Чтение стихов.
Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Отрывок стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз красный нос».
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет словно солнце осветит!
Посмотрит рублем подарит!»

Стихотворение юной рукодельницы.
Малышу-голышу
Сшила понемножку,
Голышу-малышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок...
Ай да щеголь голышок.

Ведущая: Русский народ сочинил много загадок об одежде и обуви. Попробуем отгадать их?
Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит.
(Рубашка)
Толстая Алёнка
Прыгнула в воронку,
Сомкнулась воронка,
Завязла Алёнка.
(Пуговица в петле)

Странный зверь:
Две лапы впереди,
Мех снаружи –
Да пусто внутри.
(Шуба)

Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу.
(Шапка)

Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела.
(Шарф)

Треплют, катают,
а зиму таскают.
( Валенки )

По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(Штаны)

Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)

Ведущая: Костюм симбирской губернии обязательно украшался. Вспомните и назовите элементы узора и их значение.
Игра « Русские народные узоры»
Демонстрируется элемент узора на силуэте костюма, дети называют название элемента и его значение.
Ведущая: За этот год мы с вами много узнали о русском народном костюме. Самостоятельно изготовили на занятиях по изобразительной деятельности русские народные костюмы. Вы готовы их продемонстрировать.
Звучит русская народная музыка и ведущая объявляет праздник моды открытым.
Дети, пройдя под музыку по подиуму, свободно группируясь, поют песни под музыку, танцуют и водят хоровод.

Mђ Заголовок 1!ђ Заголовок 215