Информационный проект Ель знакомая и неизвестная
Исследовательский проект «Ель знакомая и неизвестная»
1.Идея проекта возникла при изучении темы «Деревья зимой» и при подготовке к Новому году.
2.Проблема. Мы пришли к выводу, что очень мало знаем об этом дереве, а ведь оно произрастает в наших лесах. Можем ли узнать больше?
3.Проект по составу участников: коллективный, по срокам реализации: 1 месяц; по целевой установке: познавательный, созидательный.
3.Цель проекта: пополнить активный словарный запас учащихся, развивать кругозор, творческие способности, прививать любовь к своей малой родине, ее традициям.
4.Задачи проекта: провести диагностику знаний учащихся о ели, провести полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия, научить самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, создать альбом «Ель знакомая и неизвестная», художественно оформить; сделать поделки «новогодняя елочка» к Новому году.
Предметные области: литература, окружающий мир, изобразительное искусство, история.
Этапы работы над проектом.
1.Выбор основных тем для обсуждения:
-ель как растение;
-образ ели в произведениях поэтов и писателей;
-исторические данные о новогодней ели;
-использование ели в народной медицине, народной кухне, быту.
2.Продготовка и защита рефератов «Ель знакомая и неизвестная».
3. Подбор репродукций картин, стихов, рассказов, легенд и т.д. о ели.
4.Изготовление новогодних игрушек и макета ели. 5.Интегрированный урок – презентация.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Формировать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания и умения, умение вести себя экологически грамотно в природной и социальной среде, стремление поддерживать свое здоровье.
Регулятивные:
Формировать умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, умение действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Познавательные:
Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая полезную и нужную информацию, представленную в различных формах, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
Уметь вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать, задавать вопросы и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных задач.
Ход урока-презентации.
1.Оргмомент.
Здравствуйте! Улыбнемся друг другу – с хорошим настроением легче решать любые задачи!
2.Актуализация знаний.
(На экране – заснеженная ель)
-Послушайте, пожалуйста, загадку:
Гостья к нам пришла с опушки, зелена, хоть не лягушка,
И не мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы!
И понять не можем мы: иголки для чего нужны?
Не швея она, не ежик (хоть на ежика похожа)!
Догадаться очень просто: кто пришел к нам нынче в гости?
-Так о чем идет речь в этом стихотворении-загадке? (речь идет о ели)
-Почему я начала урок с этой загадки?
Возм. ответ: (потому что тема урока «Ель знакомая и неизвестная»)
-А почему тема звучит именно так?
Возм.ответ: Потому что мы знакомы с елью, но, наверно, не всё о ней знаем.
- Что вы знаете о ёлке? (что она всегда зелёная, колючая, растёт в лесу, ёлку наряжают на Новый год).
- Какая же проблема возникла у нас?
Возм.ответ: Мы изучали тему «Деревья зимой» и у нас возник вопрос: почему ель не сбрасывает свои иголки?
А еще скоро Новый год, и мы задумались: почему на Новый год украшают именно елку?
Постановка задач урока.
-Действительно, ель, или елка, как мы привыкли ее называть, знакома нам с рождения, мы видим ее зимой и летом, как в загадке – одним цветом: то летом в лесу, среди других деревьев, то зимой нарядной в нашей квартире. Но, как оказалось, мы очень мало знаем о ней. Поэтому, какие цели поставим на уроке?
1 :Познакомиться с елью как с растением
(ставлю на доску первую цель)
2 Познакомиться с тем, как отражен образ ели в произведениях поэтов и писателей.
(ставлю на доску вторую цель)
3 Познакомиться с историей новогодней елки.
(ставлю на доску третью цель)
4 Познакомиться с тем, какую роль играет ель в хозяйстве, народной медицине, в быту.
- А для чего нам нужны эти знания?
1 У: Чтобы лучше знать свой родной край.
2 У: Чтобы развивать свой кругозор.
3 У: . Чтобы пополнить свои знания.
Презентация проекта по группам.
-Верно. И вы сами сегодня, я думаю, достигнете этих целей. Вы хорошо поработали в группах. Итак, у нас сегодня 4 группы: БОТАНИКИ, ЛИТЕРАТОРЫ, ИСТОРИКИ и ДОМОВЯТА.
Каждая группа узнала что-то новое о елке и поделится с остальными своими сведениями, а вы, надеюсь, узнаете для себя много нового и интересного.
1 группа – БОТАНИКИ.
1У: ДАША Л. Наша цель – познакомиться с елью как с растением. Для этого мы использовали энциклопедии и Интернет.
2У: ИЛЬЯ Ель – это хвойное вечнозеленое дерево с прямым стволом и густой кроной, которая состоит из веток, покрытых жёсткими короткими хвоинками. Кора – серая, с красноватым оттенком.
3У: ВАНЯ Шишки – свисающие, в форме цилиндра, семена мелкие.
4У: ПАША Первые 10 – 15 лет ель растёт медленно, любит тень и влагу, не боится мороза. Густые еловые лапы зимой не пропускают ледяной ветер, в ельнике целыми стаями укрываются птицы от холода и ветра.
5У: ДАША Л. Иголки-хвоинки у ели играют роль листьев. Их очень много, и, если ёлка сбросит их, то ей весной не хватит времени, чтобы снова одеться.
6У: ИЛЬЯ Ель не боится снега, её ветки гибкие и прочные, снег их сгибает, но не ломает даже с хвоей.
7У:ВАНЯ Ель все же меняет иголки раз в 9 лет, но делает это медленно и незаметно.
8У: ДАША Л. В России существует 7 видов ели:
-обыкновенная,
-сибирская,
-аянская,
-восточная,
-колючая,
-сизая,
-сербская.
9У: ИЛЬЯ В нашем лесу елей не так много, как сосен, поэтому, как нам сообщили в Аятском лесничестве, ель выращивают в специальных питомниках семенами, а потом в делянках – саженцами.
10У: ПАША Осенью наш класс вместе с работниками лесничества сажал ёлочки на нашем пришкольном участке. Очень надеемся, что они приживутся!
11У: ВАНЯ К сожалению, очень много елей страдает зимой, когда их вырубают на Новый год.
12У: Даша Л. Мы пришли к выводу, что ель – это хвойное вечнозелёное дерево, которое нуждается в охране, потому что в наших лесах елей немного.
-Спасибо нашим БОТАНИКАМ за интересные сведения. Что вам показалось наиболее интересным? Что узнали нового?
На ваших партах оценочные листы. Оцените работу группы, пользуясь данной таблицей (таблица на доске).
2 группа – ЛИТЕРАТОРЫ
1У: ДАНИЛ Цель нашей группы – отразить образ ели в литературе. Как мы выяснили, об этом дереве написано очень много стихов, песен, рассказов, сказок и легенд.
2У: ЕФИМ Нам очень понравились слова из стихотворения Галины Галиной:
Ёлка ветки свои опустила, белый иней засыпал её
Отчего мне так близко, так мило деревцо ты родное моё?
3У:ДАША И. Зеленея безмолвным приветом, ты приходишь, как друг дорогой.
И надеждой, и радостным светом загорается даль предо мной
4У: КСЮША В этом стихотворении поэт использует сравнения и эпитеты, чтобы передать свою любовь к ёлочке, своё к ней отношение. Можете их назвать?
(ответы детей: «деревцо родное», «друг дорогой», «радостный свет», «надежда»).
5У: ЕФИМ Очень интересное описание еловых шишек мы нашли в рассказе Виталия Бианки «Война в лесу». Постарайтесь внимательно послушать и проследить.
(зачитывают)
1) Весной солнце нагрело старые крупные шишки елей – и пошла трескотня. Шишки одна за другой лопались. Каждый раз при этом раздавался выстрел, как из маленького игрушечного пистолета. Шишки открывались и из них вылетали крошечные планёрчики-семена. Их подхватывал ветер и, кружа, уносил по воздуху. Но еловые семечки тяжеловаты и только об одном крыле. Они падали на землю, не долетев и до середины большой вырубки.
6У:ДАША И. 2) Ещё ударяли холодные утренники. Они грозили насмерть заморозить нежные семена. Но полил тёплый весенний дождь, земля размякла и приняла в себя маленьких переселенцев. Прошёл месяц и в мрачном еловом краю начался праздник. На ветках зажглись красные свечи – молодые шишки. Ели украсились золотыми серёжками, зацвели, готовят семена впрок, на будущий год. А нынешние семена под землёй на вырубке набухают тёплой вешней водой и скоро молодыми деревцами вылезут на свет.
(у каждой группы на партах такие же тексты)
- Очень интересный рассказ! У каждой группы лежат такие же тексты. Найдите и подчеркните интересные сравнения и эпитеты, которые использовал автор.
(*дети работают 2 минуты, затем отвечают).
- А как вы думаете – для чего Бианки использовал такие слова и выражения?
1У: Я думаю, чтобы рассказ был интереснее, выразительнее.
2У: А я думаю, чтобы мы лучше себе представили, как семена вылетают из шишек.
-Какой вывод сделали ЛИТЕРАТОРЫ?
3У: ДАНИЛ Мы пришли к выводу, что поэты и писатели используют разные приёмы для описания ели, но каждому удаётся передать её красоту и необычность.
- Что вам показалось наиболее интересным в рассказе ЛИТЕРАТОРОВ?
- Оцените их работу в оценочных листах.
3 группа – ИСТОРИКИ
1У: СОНЯ Цель нашей группы – познакомить вас с историей новогодней ёлки. В этом нам помог Интернет и энциклопедия «Я познаю мир»
2У: КИРИЛЛ Существует легенда о том, что, когда родился Иисус Христос, все были очень рады этому и несли младенцу свои дары.
3У: КРИСТИНА На это событие спешила с севера Ель, но ей нечего было подарить Иисусу. И тогда другие растения поделились с ней, чем могли: яблоками, орехами, цветами.
4У: ДИМА Ель подошла к младенцу, он улыбнулся ей, и на её макушке вспыхнула Рождественская звезда. С тех пор ёлки стали символом Рождества, а потом – и Нового года.
5У: КРИСТИНА Первое письменное упоминание об украшенной ёлке появилось в 1605 году и звучало так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, а на них кладут розы из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу и другие вещи».
6У: СОНЯ У нас в России в канун 1700 года указ Петра 1 гласил:«По большим улицам, у домов перед воротами поставить украшения от дерев сосновых и еловых и можжевеловых». Но об украшении ёлки речь не шла.
-А я хочу добавить еще интересные факты: 1)в 12 веке христиане подвешивали ёлку в жилище вверх ногами;
2)Во Франции ёлки было принято украшать яблоками. Но в 1858 году случился неурожай на яблоки, и ёлку украшать было нечем. Тогда стеклодувы французского города Лотарингии создали яблоки из стекла. Так появились стеклянные шары.
- Сейчас нет человека, который бы не поставил в своем доме на Новый год украшенную ёлочку. А как это происходит?
7У: ДИМА Мы узнали, что в городах ёлки выращивают в питомниках и потом продают на ёлочных базарах. В нашем селе ёлку нужно выписать в лесничестве, получить билет и только потом вырубать.
8У: КИРИЛЛ Лесничий Катаев Александр Геннадьевич рассказал нам, сколько это стоит:
(Таблица:)
Высота до 1 метра – 28 рублей
Высота от 1 метра до 2 метров – 56 рублей
Высота от 2 метров до 3 метров – 84 рубля
Выше 3 метров – 112 рублей
-Но, к сожалению, очень много людей желает принести в свой дом ёлочку на Новый год, поэтому каждый год погибает около 30 000 елей, это только у нас в районе! А ведь мы знаем, что они растут медленно! Какой вы видите выход?
(ответы детей: ставить искусственную елку, ставить веточки (только боковые), можно поставить сосну, их у нас очень много, они растут самосевом).
-Действительно, посмотрите, какие красивые ёлочки смастерили вы всей семьей – они создали праздничное настроение!
-А можно поступить так, как в стихотворении Сергея Михалкова, которое вам расскажут наши ИСТОРИКИ.
1У: ДИМА В снегу стояла ёлочка, зелёненькая чёлочка!
Смолистая, здоровая, полутораметровая!
Произошло событие в один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! (так показалось ей!)
2У:КРИСТИНА Какое чувство странное – исчез куда-то страх,
Фонарики стеклянные горят в её ветвях!
Сверкают украшения – какой нарядный вид!
При этом, без сомнения, она в лесу стоит!
Не срубленная, целая, красива и крепка!
Кто спас, кто нарядил её? Сынишка лесника!
-Так какой ещё выход есть, чтобы не рубить ёлку?
-Спасибо нашим ИСТОРИКАМ. Что вам запомнилось из их рассказа?
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ИСТОРИКОВ.
-Действительно, очень хочется, чтобы люди бережно относились к елям, как, впрочем, и к другим растениям. Ведь это дерево, как оказывается, не только радует нас в Новогодний праздник! Об этом нам расскажет наша четвёртая группа – ДОМОВЯТА.
4 группа – ДОМОВЯТА.
1У: ВЛАДИК Ель – это очень полезное дерево. Мы использовали медицинские энциклопедии, даже кулинарные книги, расспросили родителей, и вот что узнали.
2У: НИЛУФАР Ель можно назвать кормилицей для птиц и белок, они очень любят семена её шишек.
3У: КАРИНА Из древесины ели готовят пиломатериалы, строят дома, бани, делают красивую мебель и даже – музыкальные инструменты, например, гитары!
4У: АРТЁМ Ещё из древесины ели делают бумагу, активированный уголь, искусственный шёлк.
5У: ВЛАДИК А ещё из еловой хвои добывают эфирное масло, которое применяют при заболеваниях лёгких, делают лечебные ванны.
6У:КАРИНА В народной медицине хвою ели всегда считали съедобной и делали отвары или просто жевали как источник витамина С.
7У: НИЛУФАР Масло из еловой смолы используют для лечения гнойных ран и воспалений.
8У: КАРИНА Из шишек и хвои делают настои, которые применяют при простуде, ангинах, бронхитах.
9У: АРТЁМ А из свежих еловых шишек или молодых побегов даже варят варение, которое полезно при кашле и даже при микроинфарктах!
10У: КАРИНА Этими полезными рецептами мы хотим поделиться с вами!
(дарят гостям)
11У: АРТЁМ Мы пришли к выводу, что все части этого дерева не только красивы, но и очень полезны.
- Очень полезный рассказ получился у наших ДОМОВЯТ! Что бы полезного вы взяли для себя или рассказали родителям?
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ.
Итог.
-Вот и закончилось наше путешествие к лесной красавице-ели!
Какие новые знания и умения вы приобрели?
(узнали много нового о елке, научились беречь природу, научились пользоваться Интернетом, энциклопедиями, научились работать в группах)
-Как вы считаете – достигли мы поставленной цели?
Рефлексия.
-Обратимся к нашим оценочным листам. У кого только зелёные кружочки? А у кого есть красные? Что это значит?
Домашнее задание.
- Дома вы постараетесь ответить на вопросы, которые и помогут вам понять, хорошо ли вы усвоили то, о чем узнали сегодня на уроке. (раздать листочки)
-Я надеюсь, что работа над нашим проектом, которая сегодня завершилась, чему-то вас научила, а также приблизила нас к долгожданному и любимому празднику, Новому году!
Давайте поступим как бережливые хозяева нашего края – нарядим в нашем классе вот такую, сделанную своими руками ёлочку, и тогда хотя бы одна ёлка в нашем лесу будет сохранена!
(Звучит «Снежный вальс», дети по двое подходят и вешают на ёлку игрушки).
-Посмотрите, какая красавица у нас получилась! Всех с наступающим Новым годом!
Урок окончен!