Урок в 5 классе Что обозначает имя существительное
Уморина Т. А.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 106
г.о. Самара
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Авторы УМК М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Цели урока: Формирование осознанного определения имени существительного как части речи по признакам
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради учащихся, экран с проектором и ноутбуком,
Образовательные ресурсы: Технологическая карта урока, презентация, раздаточный материал для кластеров, карточки с дифференцированными заданиями, лист самооценки, анкета, смайлики настроения.
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 5 « А»
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.»Дрофа», 2014
Тема урока Что обозначает имя существительное
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока Формирование осознанного определения имени существительного как части речи по признакам
Задачи урока Образовательные: обобщить знания учащихся о лексическом значении и вопросах имени существительного; формировать представления об основных грамматических признаках существительных; учить доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить существительные в предложениях и определять их признаки.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
Воспитательные: воспитывать стремление применять знание на практике; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в паре и группе; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.
Планируемые результаты Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Технологии Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, технология дифференцированного обучения.
Формы работы Творческая, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров, анкетирование.
Межпредметные связи Окружающий мир ( география, биология, обществознание), литература
Внутрипредметные связи Орфография (работа над правильным написанием слов слов), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор)
Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся Парная, индивидуальная, групповая.
Самостоятельно выходят на тему, цель и задачи урока; составляют кластеры, работают с учебником, отвечают на вопросы, определяют признаки существительного, оценивают себя и друг друга, рефлексируют.
Виды используемых ИКТ Компьютер, монитор ( экран)телевизора, презентация, фрагмент из мультфильма, компьютерные физминутки
Материалы и оборудование Раздаточный материал для кластеров, учебник, карточки с дифференцированными заданиями, лист самооценки, анкета, смайлики настроения.
Ход и структура урока
№ Этап урока ИКТ Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД)
1. Организационный момент
Создание положительного
настроя на уроке Слайд1
Слайд 2 Обращается к учащимся:
Здравствуйте, ребята.
У нас русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Вы хороший, дружный класс,
Все получится у Вас!
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу
И пожелайте хорошего настроения. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Личностные:
Формирование положительного отношения к уроку, понимания необходимости учения.
2. Актуализация /знаний, мотивация к учебной деятельности Посмотрите, пожалуйста, по сторонам и соберите пословицу ( по периметру класса расклеены слова пословицы)
Повторенье - мать ученья.
Эта пословица будет девизом нашего урока.
Создает проблемную ситуацию:
-Как вы думаете – почему? Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй! Чтобы выучить что-то новое, надо знать старое)
Собирают пословицу
Определяют смысл пословицы, анализируют содержание Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Личностные:
Проявление познавательной активности
3. Целеполагание Слайд 3 Задает вопросы:
- А кто догадался по этой пословице, что будем сегодня делать на уроке? Цель нашего занятия?
А можем ли мы определить по пословице тему повторения?
/ Если не догадались, то даем загадку: если вам знакома часть речи 1 слова – хлопните в ладоши, 2 слова – топните, 3 слова – поднимите руки.
Что заметили?/ Делают вывод: повторять
Самостоятельно определяют тему урока: Имя существительное
Коммуникативные: формирование своего мнения.
4. Мотивация к учебной деятельности. Планирование способов достижения цели. Мотивирует учащихся к учебной деятельности:
- Что вам надо сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели: повторить признаки имени существительного? Ваш план действий? Узнают о сюжетной линии урока.
Мы знаем Мы не
знаем,
но можем
узнать
Мы умеем Мы делаем Регулятивные: планирование учебного сотрудничества.
5. Повторение того, что знаем Организует и направляет деятельность учащихся. Руководит работой по составлению кластеров- божьих коровок.
/ Все, что вы помните об имени существительном ( признаки), присоединить к божьей коровке в виде ножек/
- Количество баллов поставьте себе – по количеству лапок.
Группы составляют кластеры, читают их, определяют, у какой группы они больше. Составляют общий кластер
Заполняют колонку в тетради: что мы знаем об имени существительном?
Работают самостоятельно Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, умение выбирать и систематизировать материал
Личностные: воспитание ответственности за свои действия
6. Создание проблемной ситуации
Слайд 4 + фрагмент из мультфильма про 38 попугаев Акцентирует внимание учащихся на наиболее важных признаках имени существительного: значении и вопросе
Предлагает учащимся помочь слоненку, который не может отдать мартышке «привет»
Ищут ответ по возникшей проблеме в учебнике стр 247-248 ( читают информацию о группах сущ-х по значению). Заполняют колонку в тетради: можем узнать
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение общаться в группе
Личностные:
проявление познавательной активности
Регулятивные: умение выбирать и систематизировать материал
7. Практическая деятельность Слайды 5,6
ПК: Космические тела и явления: комета, планета…/
ПК: Земля и ее недра: океан, родник, равнина, предгорье, река, дорога
ПК: Растения: пшеница
ПК: Животные: змея, медведь, ворона
ПК: Явления природы: ураган, мороз, рассвет, метель, затмение, смерч
ПК: Вещества: железо, металл
ПК: Факты, события: каникулы, праздник, олимпиада
Количество баллов дается по количеству слов.
Акцентирует внимание на орфографии Работают в группах:
Каждая группа по желанию работает с определенным значением сущ-х ( выписывают в тетради)
Определяют предметы
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение общаться в группе
Личностные:
Проявление познавательной активности
Регулятивные: умение выбирать и систематизировать материал
8. Слайды 7,8,9
- Внимание на доску! Докажите письменно , что слова в пословице – существительные!
-Если всё выполнено верно, поставьте друг другу количество баллов по количеству названных признаков
/ ПК: повторенье
Что?
Предмет
Ср.род
2 склонение
Ед.число
Им.падеж
Подлежащее
мать
Кто?
Предмет
Ж.род
3 скл.
Ед.число
И.падеж
Сказуемое
Ученья
Чего?
Предмет
Ср.род
2 скл.
Ед.число
Р.падеж
Дополнение /
В парах проверяют правильное написание слов
Работают в парах по рядам. 1 ряд называет признаки у слова «Повторенье», 2 ряд - у слова «мать», 3 ряд – у слова «ученье». По желанию учащиеся могут работать индивидуально у доски ( с взаимопроверкой)
осуществляется в парах. Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: самокоррекция, умение выбирать и систематизировать материал
9. Физкультминутка Слайд 10
Учащиеся повторяют зарядку по презентации Регулятивные: развитие умения расслабляться и переключаться
10. Осуществление контроля
Организует и направляет деятельность учащихся. работу учащихся по карточкам с использованием разноуровневых заданий
Карточки: Текст.
Мама купила кровать.
Папа купил себе кресло. Дед купил машину и поехал в деревню.
Первый уровень: найти и выписать имена существительные, задать вопрос.
Второй уровень: найти сущ-е, назвать грамматические признаки
Третий уровень: найти сущ-е, назвать грамматические признаки, подчеркнуть как члены предложения. Самостоятельная работа: учащиеся выполняют задания по карточкам, выбирая свой уровень усвоенных знаний
Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: самокоррекция, умение выбирать и систематизировать материал
11. Подведение итогов урока.
Оценивание результатов урока. Слайд 11
Организует и направляет деятельность учащихся по осмыслению результатов урока
- Давайте вспомним цель нашего занятия.
- Я задаю вопросы по учебнику к теме «Имя существительное», которые стоят в начале параграфа. Если ответ на заданный вопрос прозвучал на уроке и вам известен – хлопайте в ладоши.
Межпредметная связь
-Знания по каким предметам пригодились вам на уроке?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, анализируют этапы работы и выполнение поставленной цели.
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: самокоррекция, умение выбирать и систематизировать материал
12. Рефлексия Слайд 12
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию.
Заполнение анкеты:
Я вспомнил…
Мне понравилось…
Мне удалось…
Самооценка настроения в смайликах:
- Отлично все понял
- Не совсем понял
- Ничего не понял Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности.
Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли
13. Дифференцированное домашнее задание Объясняет технологию выполнения домашнего задания: Упр.693 – на «5»
Упр. 696 с дополн. зад. на «4»
Упр.696 без дополнит. задания – на «3» Получают указания к выполнению.
Записывают домашнее задание в дневники.
Регулятивные: планирование.
Личностные: самоопределение.