Конспект урока — обобщения по теме «Имя числительное» (6 класс)
Исеева Роза Анатольевна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ имени С. Ахтямова села Манзарас» Кукморского района РТ
Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс)
(заочная экскурсия по поселку Кукмор)
урок посвящается участникам Великой Отечественной войны
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное»;
2) закрепить навыки правописания и употребления имен числительных;
3) привить любовь и интерес к родному поселку, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Материал-Оборудование: компьютерная презентация, подготовленная в программе «Power Point», тестирующая программа «VIP-test», газеты.
Ход урока:
I. Организационная часть.
Слово учителя:
Сегодня у нас урок-путешествие. Мы совершим заочную экскурсию по достопримечательным местам поселка Кукмор, узнаем много интересного. Разобраться во многом поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении, и вообще в жизни. Представьте себе, если бы в нашей жизни не было понятия «числа». Мы бы не знали, в каком веке мы живем, какой год наступил, сколько нам исполнилось лет и т.д и пр. Рассуждать можно бесконечно. Но суть нашего урока не в этом. Сегодня у нас обобщающий урок, мы повторим изученное об имени числительном, выполним упражнения, тем самым закрепим полученные знания. Урок посвящен участникам Великой Отечественной войны. Более полувека назад закончилась война, ставшая самой кровополитной в истории человечества. Свято чтить память земляков, погибших на поле брани и ушедших от нас уже в мирные дни, окружать заботой и вниманием живущих участников войны и тех, кто внес свою лепту в Победу самоотверженным трудом, - наш священный долг. Победа завоевана ценой неимоверных страданий и жертв, благодаря мужеству, героизму, стойкости, патриотизму всего народа. Дорого заплатил за победный май 1945 года и Кукморский район.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Повторение изученного.
Обратим внимание на экран. На слайде дана небольшая информация о поселке Кукмор:
Поселок Кукмор – центр Кукморского района Республики Татарстан. В исторических источниках о Кукморе упоминается в XVII веке. Кукмор находится в 120 км от города Казани. Территория его занимает 1493 кв.км. Численность населения составляет около 17 тысяч человек.
- Ребята, есть ли в данном тексте имена числительные? Назовите их.
Давайте вспомним морфологические признаки имени числительного. Ваша домашняя работа заключалась в подготовке ответить на контрольные вопросы, данные в учебнике на стр. 162.
2) Проверка Д/З. Фронт. опрос:
- Какую часть речи называют именем числительным? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
- Какие бывают числительные по значению и структуре (составу)?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Каким членом может быть числительное в предложении?
(По ходу повторения изученного материала поочередно листаются слайды со схемами и примерами).
Таким образом, мы вспомнили все грамматические признаки имени числительного и смело можем отправиться в путешествие, которое состоит из станций. На каждой из них мы будем выполнять задания.
III. Формирование знаний, умений и навыков.
Итак, 1 станция – это наша родная Манзарасская средняя общеобразовательная школа. Наше учебное заведение носит имя Героя Советского Союза - Ахтямова Сабира Ахтямовича.(фотографии на слайде прокомментировать). Вот некоторые факты из его биографии:
На слайде: Ахтямов Сабир Ахтямович родился 15 июня 1926 года в селе Верхний Искубаш Кукморского района. Окончил 7 классов. В Красной Армии служил с 1943 года. Пройдя курс обучения, стал бронебойщиком. Во время штурма населенного пункта Неммерсдорф (ныне село Маяковское в Калининградской области) он уничтожил 1 танк, 3 артиллерийские установки, 2 бронетранспортера и 2 грузовые машины со снарядами противника.
Задание: выписать имена числительные, записать словами и определить их значение (количественное или порядковое, у количественных также определить разряд - целое, дробное, собирательное), структуру (простое или составное).
Идем дальше. Следующая станция – АО «Валяльно-войлочный комбинат». На слайде фотографии и небольшая информация об этом комбинате:
Это предприятие было открыто в 1870 году братьями Комаровыми. У них был свой торговый дом. Основная продукция фабрики (ныне комбината) – валенки. В 1941-1945 годы Кукморская валяно-обувная фабрика, несмотря на нехватку рабочих рук, изготовила и отправила на фронт более 2 миллиона пар обуви, починила более 6 миллионов пар валенок.
Следующий слайд с изображением герба Кукморского района и валенок:
На гербе Кукморского района изображены валенки. Эта обувь спасла тысячи россиян в страшные зимы военной и послевоенной поры.
-Ребята, на что указывает изображение валенок на гербе? (указывает на исторически сложившийся в районе валяльно-обувной промысел).
Задание: найти грамматическую основу (главные члены) второго предложения (обувь спасла), указать падеж числительного (тысячи россиян – употреблено в винительном падеже).
Продвигаемся дальше. Остановимся в Парке Победы. На слайде:
Парк Победы в поселке Кукмор был построен к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в память о погибших. 18 тысяч земляков ушло на фронт, многие сложили головы за правое дело, 5 присвоено звание Героя Советского Союза.
Задание: прочитайте правильно имена числительные. Является ли слово к 60-летию числительным? (нет, это имя существительное). Выполнить морфологический разбор числительного 18 тысяч (земляков).
Восемнадцать тысяч – числ.
I. Ушло (сколько?) восемнадцать тысяч(земляков).
Н. ф. – восемнадцать тысяч
II. Пост. – составное, количественное, целое; непост. – в им. пад.
III. Ушло восемнадцать тысяч (земляков). Входит в состав подлежащего.
Следующая станция – физкультурная. В поселке Кукмор есть 2 спортивных объекта-учреждения, предназначенные для занятий различными видами спорта. Это – ДЮСШ «Зилант» и Ледовый дворец «Олимп». ДЮСШ «Зилант» начал работать с 2000 года, «Олимп» был открыт в прошлом 2009 году. Здесь работают различные спортивные секции, которые посещают многие ребята – спортсмены, будущие защитники Отечества.
В любом путешествии, экскурсии есть «веселые привалы». Настало время и нам отдохнуть. Физкультминутка:
Мы - туристы, мы в пути,
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох,
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей!
- Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные («Один в поле не воин», «Один за всех и все за одного», «Семь раз измерь, один раз отрежь», «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» и др.).
Славно отдохнули, продолжаем путешествие. Следующая остановка – редакция.
-Ребята, кто знает, какую работу выполняет редакция? (ответы учащихся).
На слайде:
Начиная с 1930 года районная газета «Хэзмет даны» («Трудовая слава») выходит на татарском и русском языках.
На этой станции выполним два задания:
1) работа с газетами. Найдите в газете предложения с именами числительными, дайте устную характеристику числительного (значение, у количественных – разряд, структура (состав), член предложения.)
2) работа «Корректор». Напишите правильно имена числительные. На слайде:
Шестдесят пят лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Трактористка Г. Хадиева из Яныльской МТС во время войны за сезон скосила четырест пят гектаров хлеба.
В 1944 году, руководимая С. Мустафиной бригада из той же МТС, выполнила план на двести семдесят восем процентов.
Колхоз под названием «Кукмара колхозчысы» на строительство боевых самолетов сдал 1 ми(л,лл)ион двсти тысяч рублей.
Во время войны в Кукморской средней школе № 2 расположился военный госпиталь, который принял сотн раненых.
(после выполнения работы выходит слайд с правильными ответами. Вспомнить правила правописания имен числительных).
Конечная станция – вокзал. На слайде:
В сороковые годы многие уезжали на фронт через станцию поселка Кукмор. В то время вокзал чаще провожал пассажиров, ежели встречал Новый вокзал станции «Кукмор» Горьковской железной дороги был построен всего за несколько месяцев и был открыт в декабре 2005 года. На открытие приезжал Первый Президент Республики Татарстан - Минтимер Шарипович Шаймиев.
Задание: На этой станции мы выполним тестирование, подытожим изученное об имени числительном и с полученной оценкой вернемся обратно в нашу школу.
Выполнение итогового тестирования (тестирующая программа«VIP-test»). Каждый ученик сидит за компьютером и индивидуально проходит тестирование. Компьютер сам выставляет оценку.
Молодцы! На этом наше путешествие закончено. Конечно, за столь короткое время трудно рассказать все о нашем Кукморе, о том, какой ценой досталась Победа. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как мы должны знать свой край, свою Родину.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
15