Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике на тему С информатикой на Ты (7 класс)
Аннотация к программе
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) ;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Структура курса представляет собой взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.
Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.
Каждая тема включает в себя теорию и практику.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебный курс «С информатикой на «ты» позволяет постепенно от самых простых программных средств перейти к освоению профессиональных программных пакетов. Модульная структура курса дает возможность выбрать оптимальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраиваемость учебного курса в образовательный процесс.
Важным является то, что в процессе изучения данного курса учащиеся не просто знакомятся с отдельными программными приложениями, но и осваивают возможности использования объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах (в том числе технологию внедрения объектов OLE). По завершении курса учащимся предлагается выполнить проектные работы с использованием всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и навыков.
Освоение базовых средств информационных технологий имеет смысл начинать именно с изучения стандартных приложений Windows, далее переходя к изучению более сложных программных пакетов.
При этом умения и навыки учащихся, достигнутые в ходе работы, далее активно используются и развиваются при работе с другими практическими курсами.
Программа состоит из четырех модулей:
1. Знакомство с растровой и векторной графикой.
2. Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP.
3. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD.
4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)
Программы рассчитаны на применение программной платформы Windows.
Изучение первого модуля «Знакомство с растровой и векторной графикой» направлено на решение следующих задач: формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений.
Второй модуль «Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP» направлен на расширение приобретенных навыков работы в растровом графическом редакторе.
Третий модуль «Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD» позволяет формировать навыков обработки изображений в текстовом редакторе.
Четвертый модуль «Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)» формирует алгоритмическое мышление и готовит ребят к изучению высоких языков программирования.
Программа внеурочного курса клуба «С информатикой на «ты» для учащихся основной ступени 7 классов является расширением предмета «Информатика и ИКТ» предметной области «Математика и информатика».
Основополагающими принципами построения внеурочной деятельности являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.
Пояснительная записка
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Основная цель: реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир.
Задачи:
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле и применения умений моделирования в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.
Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «С информатикой на ты» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный год, что составляет 68 учебных часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений; создание графических объектов; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).
Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:
-лекционные занятия,
- практические работы,
- тренировочные упражнения,
- творческие работы(создание и защита проектов).
Требования к уровню достижений обучающихся
Учащиеся должны знать:
назначение основных элементов окна графического редактора;
приемы создания и редактирования изображения;
основные элементы текста;
приемы редактирования и форматирования текста;
технологию вставки различных объектов;
технологию работы с таблицами и колонками;
правила создания анимации и требования к её оформлению;
иметь простейшие представления о формальных исполнителях;
основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;
о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;
вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;
работать с таблицами любой сложности;
создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;
создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;
работать с слоями изображения;
создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;
создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;
работать в среде языка алгоритмизации;
создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;
уметь применять алгоритм ветвления и цикла.
Форма подведения итогов - создание и защита проектов.
Тематическое планирование
Раздел
Количество часов
Из них (количество часов)
Теория
Практика
Знакомство с растровой и векторной графикой
18 ч
9 ч
9 ч
Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP
14 ч
4,5 ч
9,5 ч
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD
9 ч
5,5 ч
3,5 ч
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)
27 ч
8 ч
19 ч
Итого
68 ч
27 ч
41 ч
Календарно – тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Основное содержание
Дата проведения
Теория
Практика
План
Факт
Знакомство с растровой и векторной графикой 18 ч
Инструкция по технике безопасности
1
Повторение правил поведения в кабинете информатики и при работе за компьютерами
Графика это...
1
Знакомство с понятием «графика». Компьютерная графика.
Графический интерфейс операционных систем и приложений
1
1
Знакомство и работа с различными графическими интерфейсами
Практическое занятие по теме: «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»
2
Создание заставки для рабочего стола
Растровая и векторная графика
2
Знакомство с растровыми и векторными изображениями. Область применения того и другого вида графики.
Практическое занятие «Создание изображения в Paint»
2
Работа с растровыми изображениями.
Практическое занятие «Создание изображения в Word»
2
Работа с векторными изображениями.
Принцип формирования изображений
1
Составления сравнительной таблицы
Достоинства и недостатки растровых и векторных изображений
1
Составление таблицы
Растровые и векторные графические редакторы
2
Знакомство с интерфейсами различных графических редакторов
Практическое занятие «Сравнительная характеристика графических редакторов»
2
Создание презентации
9 ч
9 ч
Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP 14 ч
Знакомство с графическими редакторами Gimp.
1
1
Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики.
Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.
Создаём простейшие рисунки.
2
Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.
Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов.
1
1
Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.
Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет.
1
1
Назначение инструмента Ластик.
Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.
1
1
Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.
Создание анимации в Gimp.
0,5
1,5
Понятие анимации. Работа со слоями создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.
Итоговая работа-рисунок на свободную тему.
2
Создание рисунка на свободную тему.
4,5 ч
9,5 ч
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 9 ч
Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.
1
Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент
Редактирование текста.
0, 5
0, 5
Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.
Форматирование текста.
0, 5
0, 5
Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.
Работа с таблицами.
0, 5
0, 5
Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.
Сложные таблицы.
1
Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.
Создаём векторные изображения.
1
Графический редактор, графический примитив
Редактор формул.
1
Ввод математических формул и вычисление по ним.
Газетные колонки, поиск и замена слов.
1
Знакомство с издательской системой “MS Publisher
Итоговая работа-создание документа.
1
Создание документа на заданную тему
5,5 ч
3,5 ч
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник) 27 ч
Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка.
1
2
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха.
Исполнитель Робот. Составление простейших программ.
1
2
Исполнитель Робот.
Алгоритмические конструкции.
1
1
Команда ветвления. Цикл со счетчиком.
Составление задач и написание программ к ним.
1
1
Составление простейших программ на алгоритмических языках.
Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд.
1
2
Знакомство с исполнителем Чертежник.
Управление Чертежником
Программы управления Чертежником.
Выполнение простейших чертежей.
2
Рисуем простейшие чертежи.
Использование алгоритмических конструкций.
1
Использование вспомогательных алгоритмов.
Создание простого орнамента.
2
Чертежник рисует орнамент.
Создание сложного орнамента. Циклы.
1
Цикл повторить n раз.
Создание сложных рисунков.
2
Создание сложных рисунков.
Создание сложного рисунка и написание программы к нему.
2
Создание сложного рисунка и написание программы к нему.
34.
Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот.
1
3
Создание программ.
8 ч
19 ч
Содержание программы внеурочной деятельности
Знакомство с растровой и векторной графикой. Знакомство с основами дизайна и web-дизайна. Работа с растровыми изображениями. Создание векторного изображения в текстовом документе.
Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP. Создание графических объектов с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Создание анимаций.
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD. Простые преобразования текста. Альфа-прозрачность и яркость. Построение промежуточных отображений текста вдоль траектории. Текст и маскирование. Создание таблиц разного рода сложности.
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник). Знакомство с исполнителями. Составление программ для исполнителей. Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
Перечень учебно-методического, материально-технического и программного обеспечения образовательного процесса
Каждый модуль снабжён отдельным изданием в виде практикума:
Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Усенков Д.Ю., Богомолова О.Б. Коммуникационные технологии: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Знакомство со средой ЛогоМиры: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии: Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Аппаратные средства
Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки для озвучивания всего класса.
Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Среда Кумир
Браузер
Интернет-ресурсы
Сайт Константина Полякова: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515