Тема исследования Этика в профессиональной культуре педагога


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Фрязино Московской областиТ Е М А :ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА Фрязино - 2013 Учитель русского языка и литературывысшей квалификационной категорииМОУ Лицей г. Фрязино Московской областиВАСИЛЬЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА С О Д Е Р Ж А Н И Е Актуальность темы исследования Цели и задачи исследованияТерминологияПрофессиональная этикаОсобенности профессиональной этикиСтиль педагогического общенияПедагогический тактПедагогическая этикаВзаимодействиеучитель – ученик;учитель – родитель;учитель – педагогический коллектив.Коммуникативная культура педагогаЗаключениеСписок использованной литературы АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Эффективность и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нравственных предпочтений в сфере педагогического общения.Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полностью запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания.Профессионально-этическая культура педагога представляет собой систему профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей.Основополагающим условием профессионального развития учителя является переход на более высокий уровень самосознания.Недостаточность теоретической разработки проблемы формирования профессиональной культуры педагога. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей учителя.2. Изучение влияния структур и процессов на развитие духовных и материальных потребностей обучающихся.3. Изучение связи между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии ребенка.Морально-педагогический облик учительского коллектива и родителей – один из важных факторов, воздействующий на обучающихся через учителя и родителя Учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой.В.А.Сухомлинский ТЕРМИНОЛОГИЯ ЭТИКА - (лат. ethica – наука, искусство нравственности) – философское учение о нравственности и морали. АРИСТОТЕЛЬ УЧЕНИЕ О ДУШЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ УЧЕНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ ПОЛИТИКА ЭТИКА ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ содействие успешному исполнению профессиональных обязанностей активизация способности личности к самостоятельной ориентации в поведении, выборе средств и методов достижения целей ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАКТ Психологический аспект поведения личности Этикет ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ: Любовь к детямУважение и требовательность к нимВысокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленностьУмение найти эффективные воспитательные воздействия на личностьСправедливостьКоммуникативностьВысокий уровень внешней и внутренней культуры СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, определяются его коммуникативной культурой; с другой стороны, от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности.Характеристику типичных стилей общения дал психолог А.А.Кан-Калик. Он выделяет:В системе взаимоотношений «учитель – ученик» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей. Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников Общение на основе увлеченности совместной деятельностью, предполагающее содружество, заинтересованность, сотворчество Общение на основе дружеского расположения, при котором важна мера, целесообразность дружественности САМООБЛАДАНИЕ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛЯМИ И КОЛЛЕГАМИ ВЫСОКАЯ ГУМАННОСТЬ, УВАЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА УЧЕНИКА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЧУВСТВО МЕРЫ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЙСТВИЯХ УЧИТЕЛЯ ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ САМОКРИТИЧНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ ОБСТАНОВКУ ВНЕШНИЙ ОБЛИК СОЧЕТАНИЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ И ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЗНАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УМЕНИЕ СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ И НЕ ТЕРЯТЬ САМООБЛАДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ Педагогический такт – педагогическая совесть – нравственность учителяНравственная культура учителя ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЕГО ЛЮДЬМИ УЧИТЕЛЬ (центральное звено) УЧЕНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ РОДИТЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания Каждый ученик – это личность со своими индивидуальными особенностями У Ч И Т Е Л Ь У Ч Е Н И К Приобщение к знаниям, добру, красотеРазвитие творческой личностиСочетание разумной требовательности и доверияСправедливость оценки нравственного поступка ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Сотрудничество. Тактичное предъявление требований У Ч И Т Е Л Ь Р О Д И Т Е Л Ь Важнейший источник формирования нравственных позиций ребенкаВзаимозаинтересованные людиДве микросреды: школьная и семейнаяПедагогическая помощь У Ч Е Н И К ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Морально-педагогический облик учительского коллектива – важнейший факторНравственные отношенияСпособности коллектива, талант, общие задачи РОДИТЕЛИ УЧЕНИК КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ ОСНОВЫ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ, МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЕТ ХАРАКТЕР НРАВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ИЗУЧАЕТ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ Составляющие профессиональной культуры учителя:Профессиональная квалификацияНравственная культураПедагогическая этикаКоммуникативная культураИнформационно-технологическая культура СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. М.: Гардарика, 2003.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1998.Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996.Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии / Сост. Л.В.Алферова, Е.А.Башмакова, А.М.Водянский и др. (на правах рукописи). М.: ГОУ Педагогическая академия. 2011.Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Л.Зазюна М.: Просвещение, 1989.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1999. Т. 2.http://www.ido.rudn.ru/http://www.syntone.ru/http://www.pirao.ru/ru/http://www.psy.msu.ru/