Образовательный проект Экранизация Русской классики и инсценирование бала как средство повышения мотивации к изучению Русской классической литературы и культуры

Образовательный проект «Экранизация Русской классики и инсценирование бала
как средство повышения мотивации к изучению
Русской классической литературы и культуры»

Автор проекта: Клеменя Алеся Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г.Ивантеевка, МО.
Команда проекта: Клеменя Алеся Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2»; Петушкова Елена Анатольевна, хореограф-постановщик МБОУ «СОШ №2»; Попкова Алла Игоревна, зам.директора по УВР МБОУ «СОШ №2».
Целевая аудитория проекта: учащиеся 9-11 классов ОУ
Кадровое обеспечение: учитель-сценарист, хореограф-постановщик, художник-оформитель, представитель администрации ОУ
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, аудиосистема, микрофоны, книги, фильмы, программы для обработки звука и видео.
География проекта: город Ивантеевка
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 – февраль 2015 (6 месяцев)
Бюджет проекта: 4287 р.
Обоснование актуальности проекта
Положение литературы в школе (особенно в старших классах) – критическое. Чем старше становятся обучающиеся, тем меньше их интересует русская классическая литература. Даже среди детей, которые любят читать, всё больше и больше тех, кто «принимает» только современную литературу или зарубежную классику. Также обстоит дело и с экранизациями фильмов. Старшеклассники смотрят фильмы по произведениям русской классики только «вместо книги», конкретно для получения отметки, а никак не «вместе с книгой» для расширения кругозора, для того, чтобы проследить, сумеет ли режиссер передать основную идею произведения, главную мысль, образы героев; совпадает ли видение событий с точкой зрения создателей фильма.
В.В.Путин на встрече в МХТе обратился с призывом формировать внутри страны «среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики <> станут правилом хорошего тона». Своё выступление президент России завершил следующими словами: «Сохранив свою культуру, свой язык, литературу, сохраним себя как нация, как народ, как страна. И тысячелетняя Россия останется Россией». На мой взгляд, необходимо начинать с малого – с каждой отдельной школы.
Современного ученика не заинтересуешь проникновенным чтением отрывка наизусть, ему необходимо дать определённую свободу выбора, предложить возможность участия в значимом мероприятии, для подготовки к которому изучение русской классики будет не целью, а средством. Изменив направление от цели к средству большее количество учащихся «примет» важность изучения классической литературы и русской культуры.
Проблема, на решение которой был направлен проект
Снижение мотивации к изучению русской классической литературы и культуры при переходе из среднего звена школы в старшее.
Цель проекта
Повысить мотивацию старшеклассников к изучению русской классической литературы и культуры через включение обучающихся в совместную творческую деятельность при подготовке тематического школьного бала.
Задачи проекта
Создание творческой группы проекта;
Создание условий для успешной подготовки и успешного проведения школьного бала;
Разработка сценария, эскизов костюмов, декораций, подбор аудио и видео сопровождения;
Составление денежной сметы;
Организация проведения мероприятия.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит:
-повысить интерес старшеклассников к русской классической литературе;
-изменить цель изучения литературы с позиции «необходимо для получения положительной оценки» на позицию «хочется изучить для понимания эпохи»;
-изменить отношение к экранизациям произведений с позиции «вместо книги» на позицию «вместе с книгой» для увеличения яркости, точности и образности создаваемой атмосферы эпохи;
-привлечь к организации серьёзного литературного мероприятия большое количество старшеклассников без отбора по умениям и способностям;
- развить творческие, исследовательские, художественные и организаторские способности;
-привлечь внимание родителей и других членов семьи к изучению русской классической литературы и культуры в семьях.
Этапы реализации проекта

Этап
Задачи, которые реализуются на этом этапе
Сроки

1
Организационно-подготовительный
Задачи 1 и 2
Сентябрь-октябрь

2
Основной этап
Задачи 3 и 4
Ноябрь-февраль

3
Этап реализации проекта
Задача 5
14-15 февраля

4
Этап рефлексии

15-28 февраля

Методы (мероприятия) проекта
Для задачи 1:
- сформировать команду для реализации проекта (хореограф-постановщик, сценарист, художник-оформитель, представитель администрации школы).
Для задачи 2:
-провести анализ литературного направления в России в следующем году;
-на основе анализа определиться с эпохой, автором или группой авторов, основной идеей бала;
-сформировать список библиографических и мультимедийных ресурсов (художественную литературу автора/группы авторов по тематике бала, автобиографии, биографии, экранизации выбранных произведений и фильмы о жизни писателя/писателей) для изучения участниками бала;
-организовать информирование обучающихся о предстоящем мероприятии с использованием школьного инфостенда, социальной страницы школьного ученического самоуправления, школьного радио, а так же индивидуальных встреч со старшеклассниками;
- распределить обязанности и сферы ответственности.
Для задачи 3:
- с помощью специальной литературы и учителей истории совместно с хореографом-постановщиком определить танцы, которые соответствуют идее бала и эпохе событий;
- подобрать музыку для танцев;
- хореографу-постановщику организовать постановку танцев;
- разработать сценарий бала с учетом изученных произведений, биографий и фильмов;
- подобрать бальные игры, музыкальные паузы, видеосопровождение.
- организовать кастинг на роли чтецов стихотворений, главных актёров и актёров второго плана;
- спланировать совместно с заместителем директора по воспитательной работе время репетиций в зале;
- проводить репетиции 2 раза в неделю в соответствие с расписанием;
- определить время дополнительных индивидуальных репетиций или тренировок для тех, у кого возникают сложности;
- изучить со старшеклассниками иллюстрации бальных костюмов, отрывки произведений с их описанием;
- определить фасоны костюмов, их цветовую гамму, отдельные элементы, причёски, обувь;
- поручить художникам-оформителям продумать декорации зала, расстановку мебели, освещение, основываясь на отрывки классической литературы с описаниями балов;
- разработать шаблон пригласительных для учителей, родителей и одноклассников.
- продумать сценарий вручения пригласительных.
Для задачи 4:
- проанализировать предстоящие расходы на организацию бала, свести их в единую смету.
Для задачи 5:
- провести мероприятие;
- сделать фото и видеоотчёт;
- разместить отчёт на сайте школы, в социальной странице ученического самоуправления школы, в новостях школы в электронном дневнике.
- проанализировать результат, разработать план по усовершенствованию подготовки мероприятия в следующем году на заседании творческой группы проекта.
Полученные результаты
- в ходе подготовки количество желающих участвовать возросло с 16 до 20 человек;
- учащиеся заинтересовались литературой о М.Ю.Лермонтове, его биографией, многие из участников, которые учились в 11 классе, выбрали на итоговом сочинении тему о М.Ю.Лермонтове; - организация дискуссии по просьбе старшеклассников по проработанным экранизациям;
- 60% учащихся (12 из 20) кроме полученного списка литературы самостоятельно нашли и изучили дополнительные источники;
- на следующий бал записалось 26 человек (на 30% больше);
- родители захотели принимать участие в организации бала (2 пары стали участниками бала, двое родителей захотели помогать в оформлении);
- классные руководители старшеклассников, а так же учителя музыки и рисования проявили активное желание участвовать в организации бала на будущий год.
Дальнейшее развитие программы
Сделать тематический литературный бал традицией школы в воспитательном процессе. Увеличить процент старшеклассников и их родителей, принимающих активное участие в мероприятии. Наладить сотрудничество с городской библиотекой и КДЦ «Первомайский».
Полученный продукт
Сценарий бала, к которому прилагается:
Список литературы и фильмов по тематике бала.
Музыкальное сопровождение бала.
Презентация для проведения бала с музыкой и отрывками фильмов.
Разработка декораций.