Комплекс дидактических разработок для проведения самостоятельных работ учащихся 4 классов на уроках русского языка
Проверочные тесты «Части речи», 4 класс.
Тест №1.Имя существительное. Вариант 1 _________________________1. Укажи имена существительные: 1) боль 4) играть 7) чистый 2) болеть 5) игрушечный 8) чистить 3) больничный 6) игра 9) чистота 2. Имена существительные изменяются: 1) по родам и числам 2) по числам, родам, падежам 3) по числам и падежам 3. Укажи существительные 1 склонения: 2 склонения: 3 склонения: 1) деревня 4) мысль 7) огонь 2) лень 5) солдат 8) смелость 3) камень 6) солнце 9) столб 4. Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе: 1) книги 4) ножницы 7) праздники 2) каникулы 5) кастрюли 8) люди 3) весы 6) шахматы 9) валенки 5. Укажи "лишнее" слово по типу склонения: 1) улыбка 2) веселье 3) надежда 4) слава 6. В каком падеже существительные не употребляются с предлогом: 1) в Именительном падеже 3) в Винительном падеже 2) в Родительном падеже 4) в Дательном падеже 7. Укажи существительные в данном падеже:
в Родительном: в Предложном: в Творительном: 1) с ковром 6) на стуле 11) с добротой 2) в страну 7) к другу 12) к дому 3) от сирени 8) в поездке 13) со сказкой 4) в портфель 9) под землёй 14) в шляпе 5) без пальто 10) сквозь туман 15) от берега 8. Укажи существительные с окончанием -ов в Родительном падеже мн.ч.: 1) килограмм 4) апельсин 7) помидор 2) место 5) дело 8) мандарин 3) облако 6) яблоко 9) носок 9. Укажи существительные с окончанием «е»: 1) жил в деревн... 5) вспоминал без груст.... 2) упал с крыш... 6) скакал на лошад... 3) увидел в окошк... 7) работал на завод... 4) шел по пустош... 8) лежит на ладон... 10. Укажи несклоняемые существительные: 1) пальто 4) очки 7) дело 2) окно 5) платье 8) какао 3) метро 6) кофе 9) мороженое 11. Укажи предложения с существительным в форме ед.ч. женского рода Родительного падежа: 1) Дети во всем мире не хотят войны. 2) Переходи улицу на зеленый свет. 3) За речкой тянулись зеленые поля. 4) Дом бабушки находится в деревне. 5) Из книг нельзя вырывать страниц. 6) Верблюд может жить без воды несколько дней. 12. Укажи предложения с однородными подлежащими: 1) Медведь угрюм, ленив и малоподвижен. 2) На смелого собака лает, а трусливого кусает. 3) В нашей речке водятся лещи, окуни и щуки. 4) Собака, лев и волк с лисой в соседстве как-то жили. Тест №1.Имя существительное. Вариант 2 _______________________________1. Укажи существительные: 1) столовый 4) летать 7) писать 2) стол 5) летчик 8) письменный 3) настольный 6) летный 9) письмо 2. Склонение существительных – это .... 1) изменение по числам и родам 2) изменение по падежам 3) изменение по падежам и числам 3. Найди существительные: 1 склонения: 2 склонения: 3 склонения: 1) кухня 4) пень 7) память 2) тетрадь 5) бой 8) тополь 3) папа 6) глушь 9) вечер 4. Укажи существительные, которые употребляют ся только в единственном числе: 1) луна 4) ложь 7) звезда 2) планета 5) победа 8) чистота 3) земля 6) солнце 9) штора 5. Укажи "лишнее" слово по типу склонения: 1) пень 2) мебель 3) грусть 4) радость 6. Укажи, в каком падеже стоит подлежащее в предложении: 1) в любом 2) только в Именительном 3) в Винительном 7. Укажи существительные в данном падеже: в Винительном: 1) взял карандаш 4) не хотят яблоко 2) отбежал от воды 5) летал в облаках 3) рассказал басню в Дательном: 6) иду по дороге 9) любовь к животным 7) разглядел на карте 10) удивился просьбе 8) спрятался за тучи в Предложном: 11) мечтал о поездке 14) сидел на стуле 12) живет под землей 15) гордился наградой 13) играл во дворе 8. Укажи существительные, которые имеют нуле вое окончание в Родительном падеже множест венного числа: 1) книга 4) носок 7) место 2) стол 5) грамм 8) телевизор 3) сапог 6) стакан 9) груша 9. Укажи существительные с окончанием «и»: 1) отъехал от пристан... 5) жил в сторожк... 2) в модной юбк... 6) по зеленой равнин... 3) на краю лужайк... 7) из кустов чащ... 4) прогулка на теплоход... 8) высоко в неб... 10. Укажи склоняемые существительные: 1) стекло 4) лицо 7) солнце 2) письмо 5) лото 8) кашпо 3) жюри 6) бюро 9) нож 11. Найди предложения, в которых существительное сто ит в форме ед.ч. женского рода Винительного падежа: 1) Город построил новую школу. 2) От дуба тянулась длинная тень. 3) Прозрачный лед сковал реку. 4) Девочка чистила в саду дорожку. 5) На пне растут губки и грибы. 6) Солнечный зайчик бегает по стенам комнаты. 12. Найди предложения с подлежащим, выраженным существительным: 1) Запорошила зима поле снегом. 2) Мы часто гуляли в этом парке. 3) В тени папоротника сверкала роса. 4) Сосна и ель стоят всегда зеленые. 5) Они тянули свои ветви к солнцу. 6) С утра подморозило. Тест №2. Имя прилагательное. Вариант 1 _______________________________1. Укажи прилагательные: 1) сосед 4) зимний 7) тепло 2) соседний 5) зимовать 8) утеплять 3) соседствовать 6) зима 9) теплый
2. Прилагательные изменяются: 1) по родам и числам 2) по числам и падежам 3) по родам, числам и падежам 3. Укажи прилагательные мн.ч.: 1) берёзовый 4) зимнее 7) больной 2) солнечная 5) цветочная 8) глубокое З) домашние 6) школьные 9) хитрые 4. Укажи прилагательные мужского рода: 1) яркое 4) праздничный 7) робкий 2) тёплая 5) далёкое 8) студёная З) смешной 6) синий 9) высокие 5. Укажи прилагательные, образованные с помощью приставок: 1) удачный 4) светлый 7) первый 2) совестливый 5) безрукий 8) срочный 3) догадливый 6) натертый 9) спетый 6. Укажи прилагательные, которые можно употребить со словом «молоко»: 1) свежее 4) зимняя 7) прохладное 2) мокрое 5) жирное 8) прозрачное 3) теплый 6) спелое 9) вкусный 7. Укажи прилагательные в Родительном падеже единственного числа: 1) у старого (дуба) 5) под звездным (небом) 2) о близком (человеке) 6) старшую (сестру) 3) без школьной (тетради) 7) из записной (книжки) 4) от грязных (ботинок) 8) с лучшим (другом) 8. Укажи прилагательные, в окончании которых пишется «о»: 1) тепл...е (одеяло) 5) бел...е (покрывало) 2) умн...я (собака) 6) по широк...и (аллее) 3) далёк...я (деревня) 7) облачи...я (погода) 4) сер...е (облако) 8) о потерянн...м (времени) 9. Укажи прилагательные с гласной «е» в окончании: 1) с син...м (карандашом) 5) могуч...е (дубы) 2) с син...й (ручкой) 6) весенн...е (тепло) 3) в осени...м (пальто) 7) детск...ми (игрушками) 4) летн...м (днем) 8) к ранн...му (поезду) 10. Найди предложения, в которых прилагательные относятся к подлежащему: 1) После трудного дня лесорубы собрались у костра. 2) Порывы ледяного ветра обжигают лицо. 3) Большое окно пропускает много света. 4) Белый свет искрился на ярком солнце. 5) До станции мы шли под проливным дождем. 6) В полдень ко мне на балкон прилетела любопыт ная синица. 11. Укажи предложения с прилагательными в форме мужского рода, Винительного падежа: 1) С удочкой в руках я пробирался сквозь густой туман. 2) За железной стеной парохода блещут бурные волны. 3) Передней лапой лисица попала в крепкий капкан. 4) На крепкий ствол берёзы ребята повесили кор мушку. 5) В городе построили новую школу. 6) Саша подозвал на помощь старшую сестру. Тест №2. Имя прилагательное. Вариант 2 1. Укажи прилагательные: 1) игра 4) улыбчивый 7) звон 2) играть 5) улыбаться 8) звонкий 3) игрушечный 6) улыбка 9) звонить 2. С какой частью речи всегда связано прилагательное: 1) с глаголом 3) с другой частью речи 2) с существительным 3. Укажи прилагательные единственного числа: 1) прозрачная 5) душистые 2) темные 6) золотые 3) снежный 7) ранняя 4) глубокое 8) свежий 4. Укажите прилагательные женского рода: 1) утренняя 3) громкий 5)ближняя 2) распахнутое 4) большая 6) весенний 5. Укажи прилагательные, образованные с помо щью суффикса: 1) светлый 4) густой 7) щедрый 2) чёрненький 5) острый 8) столовый 3) крошечный 6) ранний 9) волнистый 6. Укажи прилагательные, которые можно употре бить с существительным «игра»: 1) весёлая 4) вкусная 7) дружная 2) холодная 5) свежий 8) интересное 3) спортивная 6) высокое 9) опасная 7. Найди прилагательные в Дательном падеже множественного числа: 1) к утреннему (поезду) 5) в новой (квартире) 2) ранними (звонками) 6) по загородному (шоссе) 3) к берёзовым (листьям) 7) по синим (морям) 4) за сосновыми (лесами) 8) к низким (берегам) 8. Укажи прилагательные с гласной «а» в окончании: 1) свеж...е (молоко) 5) далёк...й (страной) 2) горяч...я (плита) 6) тёмн...му (вечеру) 3) весел...я (игра) 7) красив...я (одежда) 4) умн...е (решение) 8) хищн...я (птица) 9. Укажи прилагательные с гласной «и» в окончании: 1) крепк...м (стволом) 5) блестящ...м (инеем) 2) по зимн...му (снегу) 6) в верхн...м (ящике) 3) за высок...м (деревом) 7) поздн...е (свидание) 4) до ближн...й (рощи) 8) к последн...му (поезду) 10. Укажи предложения, в которых прилагательное зависит от второстепенных членов предложения: 1) Под лёгким порывом ветра море улыбалось. 2) Над тихим лесом взошла луна. 3) Бледный луч солнца виднелся сквозь деревья. 4) Ранним утром я любовался восходом солнца. 5) К дереву летит небольшая птица. 6) Чудная песня соловья раздавалась в лесу. 11. Укажи предложения с прилагательными в форме Родительного падежа женского рода: 1) Ребята посадили около школы молодую рябину. 2) Дом бабушки стоял на краю соседней деревни. 3) На берегу широкой реки стоял высокий дуб. 4) В бурю стаи птиц гибнут от сильной усталости. 5) Ей удалось спастись от хищного зверя. 6) Цветы душистой яблони украшали сад. Тест№3 . Глагол. Вариант1_____________________________________ 1. Укажи глаголы: 1) веселье 2) радовать 3) стройка 4) веселить 5) радость 6) строительный 7) весёлый 8) радостный 9) строить 2. Укажи глаголы настоящего времени: 1) встречался 2) шумит 3) спросит 4) играет 5) пройдёт 6) купаешься 7) постучит 8) задумываешься 9) дарила 3. Укажи глаголы неопределённой формы: 1) ставить 4) нести 7) пасет 2) едешь 5) держаться 8) мечтаешь 3) беречь 6) стеречь 9) улыбаешься 4. Укажи глаголы 1 лица: 1) вьёт 2) держим 3) сверкать 4) лечу 5) растёт 6) надеемся 7) поём 8) спешишь 9) учу 5. Укажи глаголы I спряжения: 1) строю 2) ломаю 3) пою 4) рисовать 5) белю 6) мыть 7) говорить 8) хожу 9) куплю 6. Укажи глаголы - исключения: 1) везу 4) терпеть 7) петь 2) тороплю 5) смотреть 8) обижу 3) пилю 6) таять 9) гоню 7. Укажи глаголы с Ь перед -СЯ: 1) убирает...ся 5) лечат...ся 2) купат...ся 6) перезванивают...ся 3) катают...ся 7) наклоняеш…ся 4) держиш...ся 8) умыват...ся 8.Укажи глаголы с окончанием -ут; (-ют): 1) та... 4) шепч... 7) терп... 2) кле... 5) стро... 8) чист... 3) се...т 6) держ... 9) дремл... 9. Укажи глаголы 3 лица ед.ч. настоящего времени: 1) роняют 4) люблю 7) упадет 2) посылаем 5) пишешь 8) кидает 3) качает 6) восходит 9) смотрим 10. Укажи глаголы с «е» в окончании: 1) (он) шепч...т 6) (мы) шага…м 2) (ты) руб...шь 7) (оно) высыха…т 3) (мы) рису...м 8) (ты) дыш…шь 4) (она) мокн…т 9) (вы) гуля…те 5) (вы) терп...те 11. Укажи предложения с глаголом 2 лица единст венного числа. Выполни синтаксический разбор. 1) В наш дом часто приходят гости. 2) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 3) По утрам в лесу часто слышится удивительная песня жаворонка4. 4) В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы. 5) А вы делаете зарядку по утрам? 6) Высоко в небе плывут облака. 12. Укажи предложения с однородными сказуемыми. Укажи падеж имён существительных. Выполни грамматические задания. 1) На смелого собака лает, а трусливого2 кусает. 2) Медведь1 питается2 плодами, почками, мясом. 3) В густой3 траве и в кустах3 заяц прячется3 от врагов. 4) Зубы у белки то стираются2, то опять подрастают. 5) Запорошила3 зима снегом поля, завалила2 сугроба ми луга. 6) Свет солнца проникал сквозь листву, кусты и травы. Тест №3. Глагол. Вариант 2 1. Укажи глаголы: 1) смех 4) праздничный 7) мороз 2) смешной 5) праздновать 8) морозный 3) смешить 6) праздник 9) морозить 2. Укажи глаголы прошедшего времени: 1) идет 4) слетит 7) стараюсь 2) приехал 5) спорил 8) укусит 3) моет 6) зажёг 9) лёг 3. Укажи глаголы неопределённой формы: 1) холодит 4) молчишь 7) расти 2) стричь 5) поднять 8) ставил 3) ползти 6) гасишь 9) закрыл 4. Укажи глаголы 3 лица: 1) звонишь 4) веселит 7) умоет 2) рублю 5) сушим 8) спать 3) раздаем 6) растут 9) сажаете 5. Укажи глаголы II спряжения: 1) верю 4) держу 7) зябнуть 2) шагать 5) укрепляю 8) клею 3) наступлю 6) ношу 9) топлю 6. Укажи глаголы - исключения: 1) сесть 4) будишь 7) ударить 2) кидать 5) слышать 8) спорить 3) вертеть 6) догонять 9) смотрю 7. Укажи глаголы без Ь перед -СЯ: 1) толкат...ся 4) собирает...ся 7) просиш...ся 2) лечиш...ся 5) виднеет...ся 8) напряч...ся 3) раздаёт...ся 6) поднят...ся 8. Укажи глаголы с окончанием -ат, (-ят): 1) ве... 4) суш... 7) хохоч... 2) слыш... 5) скач... 8) урон... 3) вид... 6) пряч... 9) пил... 9. Укажи глаголы 2 лица мн.ч.: 1) морозит 4) спишь 7) ищите 2) везём 5) меняете 8) спешишь 3) несёте 6) хранят 9) вспоминать 10. Укажи глаголы с «и» в окончании: 1) (ты) крас...шь 6) (ты) зябн…шь 2) (он) мо...т 7) (он) сажа…т 3) (она) суш...т 8) (вы) дума…те 4) (вы) обижа...те 9) (мы) вид…м 5) (мы) слыш...м 11. Укажи предложения с глаголами 1 лица мн.ч.: 1) С полей и огородов люди получают урожай. 2) Руки не протянешь, с полки не достанешь. 3) Дома не люблю сидеть, люблю ходить, люблю глядеть. 4) Моем, моем трубочиста, чисто - чисто... 5) На коньках начнём кататься здесь на звонком льду. 6) Над морем стоит сильный туман. 12. Укажи предложения с однородными сказуемыми: 1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу. 2) Ветер крутится в верхушках деревьев, срывает листья. 3) И днём, и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом. 4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета. 5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь. Местоимение. Вариант 1 __________________________ 1. Найди местоимения: 1) плохо 4) к нему 7) я 2) она 5) ах 8) низок 3) однажды 6) с ними 2. Укажи местоимения 1 лица: 1) с ними 4) к вам 7) перед нами 2) от нее 5) от них 8) с ней 3) со мной 6) к себе 3. Найди местоимения 3 лица ед.ч. Творительного падежа: 1) к нему 4) без меня 7) у тебя 2) от нас 5) с ней 8) с вами 3) с ними 6) в них 4. В предложении местоимение бывает: 1) сказуемым; 2) подлежащим 3) второстепенным членом; 5. Найди предложения, в которых местоимение яв ляется подлежащим. У всех местоимений определи лицо и падеж. 1) Мы шли по сосновому лесу всё дальше и дальше. 2) Сел он утром на кровать, стал рубашку одевать. 3) "Не оставь меня, кум милый!" 4) К нам в гости часто приезжает брат из Тулы. 5) Рано, рано мы встаём, громко сторожа зовём. 6) Стою на поляне, надо мной голубое небо. Тест №4. Предложение. Вариант 1 1. Подлежащее и сказуемое - это.... 1) части речи 2) главные члены предложения 3) второстепенные члены предложения 2. Укажи нераспространённые предложения: 1) Подул холодный ветер. 4) На небе сияла луна. 2) Наступила зима. 5) Кругом глубокая тишь. 3) Сгущались сумерки. 6) Улетают птицы. 3. Укажи предложения с однородными членами: 1) Зимой от заморозков часто гибнут яблони, груши, вишни. 2) Каждую ночь в чаще раздаётся пение птиц. 3) В нашем саду растут вишни и яблони. 4) Встрепенулись и запорхали тучи резвых мотыльков. 5) Первые скворцы важно зашагали по грядкам. 6) Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. 4. Укажи предложения, в которых надо поставить запятую между однородными членами: 1) У белки мягкая шерсть и проворные лапы. 2) Сначала думай а потом делай. 3) На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими. 4) В нашей реке водятся окуни и ерши. 5) В большом лесу во время бури деревья шумят стонут трещат. 6) На осине и липе лежали хлопья снега. 5. Найди предложения с дополнениями: 1) Бабушка напекла вкусные пироги. 2) Целый день идет проливной дождь. 3) Собака – верный друг человека. 4) Школьники собрали много лекарственных трав. 5) Стоит ясная погода. 6. Укажи предложения с однородными подлежащими: 1) Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись. 2) Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами. 3) Лес окрасился в жёлтые, красные, золотистые краски. 4) За речкой тянутся огромные луга и поля. 5) Ребята вернулись из леса с грибами и ягодами. 6) Собака, кошка, корова - домашние животные. 7. Найди предложения к данной схеме: Сказуемое – определение – подлежащее – дополнение. 1) Блестят пушистые шапки сосен. 2) От деревьев легли на землю длинные тени. 3) Пастбища весной покрываются зеленой травой. 4) Слышится звонкая песня жаворонка. 5) Раскрылись набухшие почки от тепла. 6) Ветер гонит волны по пшеничному полю. 8. Какие группы предложений можно назвать текстом: 1) Долго борется зима с осенью. Наконец зима побеждает. Деревья остаются без листьев. 2) Отправился Иван - царевич в дозор. Вот царь опять едет в гости к Марье Царевне. Крошечка – Хаврошечка работала на сестёр и мачеху с утра до вечера. 3) Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день. 9. Подчеркни в предложении главные члены: Весной пернатые возвращаются на свои родные места и вьют гнезда. 10. Укажи предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания: 1) Дала она ему на дорогу гребёнку да два моложавых яблочка. 2) Ребята, подкормите птиц зимой? 3) Когда распускаются почки на деревьях. 4) Василиса пошла в чуланчик и поставила перед куколкой ужин. 5) Меня бьют, журят, хлеба не дают и плакать не велят. 6) Однажды девицы сидели под окном, и разговаривали. Тест №4 .Предложение. Вариант 2 1. Укажи верные высказывания: 1) Предложение не может состоять из одного слова. 2) Слова в предложении самостоятельны и не связаны друг с другом. 3) Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу. 2. Укажи распространённые предложения: 1) Бегут ручьи. 4) Олени живут на севере. 2) Весело поют птицы. 5) Вечереет. 3) На небе появились тучи. 6) Бушуют метели. 3. Укажи предложения с однородными членами: 1) Гуляй, но дело не забывай. 2) По широкой аллее мы подошли к дому. 3) Сосна, ель, пихта стоят всегда зелёные. 4) Молоко в кувшине было тёплое и вкусное. 5) Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. 6) Кот схватил рыбу и съел. 4. Укажи предложения, в которых надо поставить за пятые между однородными членами: 1) На осине и липе лежали хлопья снега. 2) Уж любит жить по берегам рек прудов и озёр. 3) Печальный крик журавлей звучал над рекой и полями. 4) В мае июне и июле птицы заняты выращиванием птенцов. 5) Мой дядя живёт в деревне но часто бывает у нас в гостях. 6) На солнце гадюка оживает и отправляется на охоту. 5. Найди предложения с определениями: 1) Аист бродил по болотам и искал лягушек. 2) Возле избы на старой берёзе пел дрозд. 3) Припекало ласковое солнышко. 4) Вокруг школы ребята разбили цветники. 5) Осень сорвала с деревьев зелёный наряд. . 6) Свежий ветерок бродил над уснувшей землёй. 6. Укажи предложения с однородными сказуемыми: 1) На смелого собака лает, а трусливого кусает. 2) Медведь питается плодами, почками, мясом. 3) В густой траве и в кустах заяц прячется от врагов. 4) Зубы у белки то стачиваются, то опять подрастают. 5) Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами. 6) Из-за толстых ракит выглядывал домик с тесовой крышей и крылечком. 7. Найди предложения к схеме: Определение – подлежащее – сказуемое – дополнение. 1) Русская берёза распустила косы. 2) Кислая клюква зимует на болотах Сибири. 3) В глубине сада тянулась аллея. 4) Хитрая лиса заметает следы. 5) Узкими полосками колосья золотились. 6) Трудолюбивые бобры построили плотину. 8. Укажи предложения, в которых верно расставлены знаки препинания: 1) Вынул солдат из мешка зёрнышко, и бросил наземь. 2) По крыше хором голуби ходили, да с неба звёзды склёвывали. 3) Живёт Балда в поповом доме спит себе на соломе. 4) Какой сегодня замечательный день? 5) Да здравствует мир во всём мире. 6) Дом царевна обошла, всё порядком убрала. 9. Подчеркни главные члены предложения: Прилетели с далекого севера стаи болотных и водяных птиц. 10. Какие группы предложений нельзя назвать текстом: 1) В Индии на слонах ездят по улицам. Они слушают даже маленьких детей. Слоны работают в саду. Это очень мудрое животное. 2) Мальчики взяли лыжи и поехали в лес. Люди ждут прихода весны. Соловьи показались – черёмуха за цвела. Большим и маленьким нужно делать зарядку. 3) Издали луг кажется чудным ковром. Село раскинулось на большом холме. На болотах нельзя выращивать культурные растения.