Конспект занятия по внеурочной деятельности Культура добрососедства на тему: Игры и игрушки в Крыму в старину
Конспект урока по внеурочной деятельности
«Культура добрососедства»
3 класс
Тема. Игры и игрушки , в которые играли дети Крыма в старину.
Цель: познакомить с игрушками и играми дедушек и бабушек, которые жили в Крыму в старину,
развивать интерес к истории своего народа, формировать умение общаться в группе детей,
принимать и соблюдать правила игр.
Оборудование: подборка музыкальных детских мелодий, презентация «Старинные игрушки наших
бабушек и дедушек, альбомы, игрушки.
Ход занятия
1.Оргмомент. Учитель проговаривает считалку и бросает воздушный мяч детям:
Мой мяч горяч, но ты не плач.
Его ты лови – своё имя говори ! (пробует бросить мяч ученику , а тот называет своё имя)
Только долго не зевай -
Друга имя повторяй. (учит детей проговаривать после своего имени имя предыдущего бросающего).
2.Актуализация. Беседа. Вспомните, изучая во втором классе творчество одного из детских советских писателей, мы с удивлением узнали, что он считал себя счастливым от того, что живёт в двух мирах – стране взрослых и в стране детства. Вспомните. Кто это ? ( Михалков) Этого человека уважали все : и дети , и взрослые! А всё потому, что он знал один секрет общения между людьми.
Это правила собеседника: -не перебивай;
- принимай любое мнение (уважай собеседника)
-не высмеивай, а поддерживай друга.
Все дети стремятся побыстрее стать взрослыми, а он – наоборот .-Чем же так интересно детство? ( игрушки, игры)
-Разгадав загадки, мы узнаем, какими игрушками вы играли в раннем детстве. ( Из приложения)
3.Практическая работа . Проведение БЛИЦ – КОНКУРСА.
-Раскройте секрет –а какая любимая игрушка была у вас в раннем детстве?
(Создание эскиза-раскраски «Моя первая любимая игрушка» под музыкальное сопровождение «Папа, подари мне куклу»)3.Работа по теме урока. А хотели бы вы отправиться в виртуальное путешествие - в мир первобытных людей ? Представьте, что вы - не дети, а взрослые древние люди. В каждом племени много деток. Мужчины пойдут на (охоту), женщины – (будут заниматься собирательством –ягоды, грибы, корешки). Что же делать с детьми? (…) Вот вы сами и подсказали тему нашего разговора «Игрушки и игры наших предков в Крыму»
Рассказ учителя. Архиологи уже давно узнали о местах пребывания на территории Крыма древних людей. (Слайд 2 ) Это, в основном, территории, занимающие побережье Чёрного моря, а также скалы с большим количеством пещер. (Слайд 3,4,5,6,7,8)
Древние люди жили семьями, племенами. В своих жилищах они угольками рисовали сцены из их трудной жизни. (Слайд 10,11,12)
Шли века, и жилище наших предков стало более уютным и надёжным. Появилось много предметов быта, различных приспособлений. (Слайд 13,14,15)
Конечно, рядом со взрослыми росли дети. Чтобы они не плакали и не скучали, мамы придумывали различные предметы, похожие на предметы жизни и быта взрослых. Дети всегда подражали старшим и с удовольствием играли маленькими копиями оружия, мебели, инструментов и другими мелкими предметами (Слайд 16,17)
Примитивных игрушек стало так достаточно, что их хранили в таких сундуках (Слайд 18)
Детские игрушки чаще всего делали из того, что было под рукой: глина, дерево, растения, солома и и т.д. (Слайд 19,20,21,22)
Например, около 2500 лет назад дети уже играли куклами-игрушками с подвесными ногами и руками, лошадками на колёсиках, колёсиками на палочках или на верёвочках, элементарными погремушками – трещётками и тарахтушками . (Слайд 23)
Археологи часто находили костяные астрагалы (вид бобовых растений) или «АШИКИ»
(В Крыму такие есть). (Слайд 24)
Интересно, что в разных местах мира такие игрушки были одинаковыми. И все потому, что везде были одинаковые предметы и проблемы. ПОЭТОМУ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ВСЕ РОДИТЕЛИ ХОТЯТ ПЕРЕДАТЬ ДЕТЯМ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИХ БУДУЩЕГО. (Слайд 25-31)
Во все времена были популярны куклы, которые изготавливали из соломы и травы – «стригуны», из верёвок. Славянские куклы мотали из тряпки, пришивали руки, ноги, рисовали лицо. А вот украинские куклы были безликие (без лица), чтобы злые духи не напугали ребёнка. Среди них были «пеленашки», завёрнутые в ткань; с большими головами и стеклянными глазами «горбачи»; выполненные из папье-маше - «Талии» ; играли и такими: платье было приклеено к туловищу –«скелетики». Потом появилась Матрёшки – это прототип пустотелого толстого сердитого мужика. А народные умельцы её одобрили и сделали символом России.
А сегодня наши девочки могут самостоятельно создавать вот такие шедевры (Слайд 32)
4. Закрепление. Но ведь дети – это очень подвижные существа. Вы это можете доказать . объединившись в группы и с удовольствием поиграть . Сначала скажите, чем можно играть современным детям? (МАШИНКИ. МЯЧИ. КУКЛЫ. ПИСТОЛЕТЫ, КОНСТРУКТОР-ЛЕГО) -Деление на группы (учитель по очереди называет предыдущие слова. Таким образом дети объединяются в группы по интересам)
1 этап Разминка- Загадки ( в приложении)
2 этап – Конкурс считалок. Нет игры без считалки (каждая команда вспоминает считалку)
(Сюрприз: на татарском и украинском языке подготовленные ребята читают считалки)
3 этап – (ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ), которых надо придерживаться во время игры.
4 этап – «Игротека». За 3 минуты вспомнить игровую ситуацию и , используя предметы своей
группы (машинки, мячи, куклы, пистолеты, лего) показать выступление другим группам.
5. Рефлексия. Что можете сказать о настроении? Для этого возьмём наш друг – воздушный шар (который был в начале урока) и нарисуем на нём рожицу с соответствующим выражением.
- Какие развлечения были у наших предков на территории нашего Крыма? Какими бы вы играли и сегодня? Для чего нужно играть детям? Чему дети учатся во время игры? Полезны ли игры для детей? Чем могут быть вредны игры?
6.Задание для желающих. Закончить рисунок первой игрушки для оформления выставки .Узнать у своих родственников, какие игры проводили они в Крыму?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (игрушки)
Кто не ест душистый мед
И в берлоге не живет?
Не умеет он реветь.
Это — плюшевый... (медведь)
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть... (кубики)
Рвутся вверх они, играют,
С тонкой нитки улетают.
Это радость детворы —
Разноцветные... (шары)
В глубь трубы всмотрись:
как в сказке,
Там в узор сложились краски.
Трубочка — не микроскоп.
А цветной... (калейдоскоп)
Хоть на ножке он одной,
Крутится как заводной.
Лишь устанет — на бочок.
Яркий, озорной... (волчок)
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в... (мяч)
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла-... (неваляшка)
Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта — ... (зайка)
Ядра в ствол ей заряжают
И в солдатиков стреляют.
Вот военная игрушка.
Догадались? Это... (пушка)
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
Хоть взлетает к облакам,
Но за хвост привязан к нам.
Удержать его сумей,
Он — смешной воздушный...
(змей)
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем... (погремушка)
На одной ноге крутилась,
И вдруг на бок повалилась,
С шумом на пол прилегла
Разноцветная... (юла)