Конспект по окружающему миру Когда наступит лето (1 класс)


Тема урока : «Когда наступит лето?»
Цель:
формировать представление о годовом цикле - временах года,
месяцах и их последовательности;
Задачи:
показать зависимость природных явлений от смены времен года;
развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;
воспитывать внимание, создавать условия для привития интереса к
познанию окружающего мира.
Обучение УУД:
регулятивные: организовывать свое рабочее место, формировать правильную посадку за столом, определять и формулировать цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, учиться отличать верно выполненное задание от невыполненного;
познавательные: выполнять универсальные логические действия - анализ, синтез, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем.
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.
Оборудование:
таблички с названиями дней недели, годового круга с названиями месяцев, конверт с загадками; компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
Использование презентации
Организация начала урока
-Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
-Проверяем готовность к уроку. (учебник, тетрадь, карточки с заданиями)
- Ребята, а вы хотите, чтобы урок прошел интересно?
-Что для этого нужно взять с собой? (внимание, смелость, дружбу, ум, знания, хорошее настроение).
2. Актуализация знаний
1. Беседа
- Отгадайте загадку Муравьишки (у Муравьишки конверт с загадками)
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний.
(Дни недели.)
- Назовите по порядку все дни недели.
- Проверьте, посмотрев на слайд.
2. Игра. «Какой день недели?»
(Учитель называет день недели, затем задает вопросы.)
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра? послезавтра?
3.Игра «Неделька, стройся!»
-Даю каждому ребенку по табличке с названиями дней недели. Произношу команду: «Неделька, стройся!», (дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который назову.)
Картинка Муравья-Вопросика на доске с конвертом.
Карточки у учителя с днями недели
3. Мотивация и организация целеполагания
Звучит шум природы «Летнее утро» Дети слушают музыку, а потом пытаются рассказать, что же в ней они услышали.
- Что вы услышали? Расскажите. А когда это бывает?
- Ребята, вы догадались, о каком времени года идет речь? (о лете). Как?
(Если дети не могут определить тему и время года по музыке, на доску или в презентации вывешивается картинка с изображенными на ней летними картинками)
-А теперь догадались?
- Как вы думаете, почему среди зимы мы будем говорить о лете?
(Варианты ответов детей)
- Все намного проще.
Просто однажды Муравьишка –Вопросик собрался поехать со своими друзьями на дачу. Собрал чемодан, а друзья ему говорят: «Мы поедем на дачу еще не скоро, только летом.»
Муравьишка: - А когда наступит лето?
- Как вы думаете, что ответили ему друзья?
(Варианты ответов детей)
– Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: - Выяснять, когда наступит лето?
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Дети:- Времена года, месяцы.
– Мы можем назвать времена года в любом порядке, чтобы подсказать Муравьишке?
Дети:- Нет, только в определенном.
– А что же делать, если мы не знаем порядок следования времен года и месяцев?
Дети: – Мы сами должны будем этому научиться.
слайд
4. Усвоение новых знаний и способов действий
– Сейчас вам ребята прочтут сказку «Старик-годовик», вы постарайтесь внимательно послушать сказку, чтобы отгадать загадки, спрятанные в ней. А сказку эту написал Владимир Иванович Даль. Русский учёный, писатель и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Заранее подготовленные ученики рассказывают отрывок из сказки Даля «Старик-годовик».
Вышел старик
годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик
годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.
Махнул старик
годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.
Махнул старик
годовик третий раз
полетела третья тройка. Стало жарко, душно…
Махнул старик
годовик четвертый раз
и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер. Посыпал частый дождь.
( В. Даль).
- Ребята, вы догадались, о чем говорится в сказке?
( о временах года)
на доске появляется надпись
Времена года.
– Какие слова из сказки помогли вам догадаться?
Дети: - Похолодало, пошел снег, потеплело и т. д.
- А почему старик- годовик четыре раза махнул рукавом?
(Ответы детей) Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
- Ребята, кто догадался, о чем загадка?
Дети: - О временах года.
- А какие вы знаете времена года?
(на доске появляется надпись)
весна лето осень зима
- А какое сейчас время года?
– Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете времена года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
– Догадались, о каком времени года идет речь?
- Как вы догадались, что речь идет о весне?
(Ответы детей.)
- Какие еще признаки весны вы знаете?
(ответы детей)
- Скажите мне, пожалуйста, а почему у старика-годовика из рукава вылетало три птицы? Что это за птицы? Кто догадался?
(ответы детей)
- Правильно это месяца. У каждого времени года есть три месяца. А какие вы знаете весенние месяца?
Кто назовет их по порядку?
(Под надписью весна вывешиваются весенние месяца)
Март? Апрель май
2.Солнеце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
.
- О каком времени года говорится в этой загадке?
-Какие признаки лета вы знаете?
(ответы детей)
- Какие краски природы мы наблюдаем в это время года?
– Назовите летние месяцы.
(на доске появляется надпись)
Июнь июль август
3.Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Дети называют осенние месяцы, называют признаки осени.
(на доске появляется надпись)
Сентябрь октябрь август
4.Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Дети называют зимние месяцы, называют признаки зимы.
(на доске появляется надпись)
Январь декабря февраль
V. ФИЗМИНУТКА С ЭМИТАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
СлайдСлайдСлайд
Первичная проверка понимания
- Скажите, а почему В.И. Даль в своей сказке так назвал своего героя – старик-годовик?
- Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причем за одним годом наступает следующий. И так без конца.
РАБОТА В УЧЕБНИКЕ
- Откройте учебник на стр. 10 и рассмотрите рисунок-схему годовой круг.
- Определите и назовите, в какой последовательности времена года сменяют друг друга.
- Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите, какое время года было до него. А какое будет после?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ стр 10.
- Сейчас поработаем в парах. Нужно делать работу сообща, советуясь друг с другом.
- Отметьте красной фишкой на годовом круге, с которого начинается год; синей фишкой – месяц, которым год заканчивается. Желтой фишкой отметьте месяц, когда вы празднуете день рождения. В какое время года это бывает?
- Давайте проверим. Я буду прикреплять фишки на своем круге, а вы проверяйте, как вы выполнили.
- Пока мы с вами работали, Муравьишка нарисовал вот такие картины.
- Что не так на картинах Муравьишки? Какие ошибки?
РАБОТА В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ
- Откройте рабочие тетради на стр. 9. Задание №1. У вас на партах конверты картинками времен года наклейте их в правильной последовательности. Начни с весны.
- Проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом. И сравните с изображением на доске. Если правильно поставить плюс, одна ошибка пол плюса, больше одной минус.
—Могут ли времена года нарушить порядок? А в какой сказке это произошло? («Двенадцать месяцев».) Показ книги со сказкой « Двенадцать месяцев»
— Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (Двенадцать.)
— Прочитайте их названия.
— Сколько месяцев в каждом времени года? (Три.)
— Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние.
- Теперь мы сможем сказать Муравьишке, когда же наступит лето?
-И когда? ( после весны).
СлайдСлайдЗакрепление знаний и способов действий
РАБОТА В ПАРАХ
- Расскажите друг другу, есть ли у вас любимое время года? Какое? Объясните, почему именно это?
Затем учитель подводит детей к мысли, что все времена года по-своему прекрасны, надо только уметь это замечать.
РАБОТА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ
- Подумайте и скажите, в какое время года носят такую одежду?
- Ребята, скажите, чтобы не простудились в разные времена года, что вам необходимо делать?
(Ответы детей)
СлайдСлайд
Обобщение и систематизация знаний
РАБОТА В ГРУППЕ
- А Мудрая черепаха принесла для вас сегодня вот такое задание. Для этого вам необходимо сесть в группы по четыре.
- Послушайте задание. Вот вам настольная игра времена года. Вам необходимо соотнести картинку в соответствие времени года. Помните правила работы в группе.
(учитель проверяет выполнение заданий, обходя все группы – оценивая устно)
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
— Продолжите цепочки.
• Времена года: весна..(.Дети продолжают называть времен года.)
• Весенние месяцы: март...
• Летние месяцы: июнь...
• Осенние месяцы: сентябрь...
• Зимние месяцы: декабрь...
— Назовите времена года.
— Сколько месяцев в каждом времени года?
— Какое время года наступает после весны?
— А за летом?
— А что приходит после осени?
Рефлексия
Что узнали нового? Чему научились?
Какой вопрос сегодня задал нам Муравей вопросик? Мы на него нашли ответ? Какой?
Оцените свою работу на уроке и выберите тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали.