Конспект урока по окружающему миру Когда наступит лето? (1 класс)


Тема. Когда наступит лето?
Цели деятельности учителя: определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.
Тип урока: решение частных задач.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия
(УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Когда наступит лето?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1272
Оборудование и средства обучения:
Окружающий мир. 1 класс. Уч. 2 часть. А. А.Плешаков. М. Просвещение. 2014г.
Окружающий мир. 1 класс: Р.Т. № 2. А.А. Плешаков. М.«Просвещение»2015г.
Карточки с названиями дней недели
Картинки с Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой
Плакат «Времена года»
Конверты с загадками
Игрушка «Мишки»
Игрушка «Снеговик»
Мелодия скрипа снега под ногами
Карточки с загадками «Времена года»
Презентация к уроку «Когда наступит лето?»
Карточки для физкультминутки
Большое сердце и маленькие сердечки
Призы смайлики
Ход урока:
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Эмоциональный настрой 1 Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте! Предметные Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних
и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года
Личностные Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.
Познавательные: анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
Коммуникативные работать в паре; участвовать в диалоге; составлять рассказ.
Регулулятивные Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану;
ΙΙ. Актуализация знаний
А начнём урок с загадки.
Жду я ваши тут отгадки.
Думайте не торопясь
Что загадать я собралась.
Это насекомое в книге поселилось
И вопросов у него к нам много накопилось. (Муравей вопросик.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.
-Отгадайте загадку Муравьишки:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (Дни недели)
Игра:
- Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели. Затем этот человек передаёт игрушку любому человеку из класса, и тот называет 2 день недели.
Игра «Неделька, стройся»:
-Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову. ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.
-Прислушайтесь, кажется, кто- то сюда идёт.
-Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами).
Проигрывается мелодия скрип снега.
-А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости?
Дети закрывают глаза, учитель показывает снеговика.
-Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик)
-Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).
-Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).
А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)
-А когда же потеплеет (весной, летом).
-Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)
-Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно.)
-Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.
-Ребята, посмотрите на цифры, указанные на доске.
Расположите цифры в порядке возрастания. Как только выполните это задание, мы узнаем, о каких временах года мы забыли сказать.
3 человека выходят к доске и располагают карточки в правильном порядке.
1-З 1-О 1-В
2-И 2-С 2-Е
3-М 3-Е 3-С
4-А 4-Н 4-Н 5-Ь 5-А
-Назовите эти времена года ещё раз.
-Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.
-Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой? ΙV. Применение нового знания
-Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?
-А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).
Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.
-А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.
Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?
-Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).
-А какое сейчас время года? (Зима)
-Рассмотрите рисунок-схему на стр. 10. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень)
-Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их?
Слайд 1-2

-Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).
-Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна)
Слайды 3-4

- Назовите основные признаки каждого времени года.
-Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)
-Можем ли мы ответить на его вопрос?
-Когда наступит лето? (После весны)
-А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?
-Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».
Слайд 5

Учитель вывешивает иллюстрацию из сказки «12 месяцев»
- Кто вспомнит сказку и расскажет, почему месяцам пришлось поменяться местами? (Ответы детей)
-Отгадайте загадку:
12 братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются. (месяцы).
-Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
-Прочитайте их названия по цепочке.
-А сколько месяцев в каждом времени года? (три)
Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.
Слайды 6-17 (Месяца)




Физкультминутка
А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.
-Я предлагаю разделиться на 3 группы по рядам. Итак, каждому ряду я дам задание на карточках. Вы, прочитав эти карточки, должны показать один из видов детских игр и забав. А остальные ребята стараются угадать, о какой забаве идёт речь.
Зима-катание на коньках
Лето-купание в речке
Осень- бег по лужам.
Дети группами по очереди выходят к доске и демонстрируют каждый свою забаву.
- Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (работа в парах).
Муравей.
- Ребята, я нарисовал картинки в учебнике (с. 11). Очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что я что-то напутал. Помогите мне.
- Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?
1-я ошибка – зимой не цветут цветы.
2-я ошибка – весной не растут яблоки.
3-я ошибка – летом не катаются на коньках.
4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.
-Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.
-Посмотрите задание №1. стр. 9.
-Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки
в правильном порядке.
-Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?
-Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
-Задание №2.
-Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются? Дорисуйте по одному предмету одежды к каждому времени года.
-Посмотрите задание №4
-Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?
-С какого месяца начинается год? (С января)
-Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично расставляем цифры
Над остальными месяцами. V. Итог урока
Игра «Бывает – не бывает»
- Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
-Хитрые вопросы:
-Что дольше длиться ? 12 мес. или один год?
-7 дней или неделя?
Слайд 18

-Посмотрите на доску и продолжите цепочки:
(На доске запись, которую учитель готовит заранее)
Дни недели: понедельник,…
Времена года: весна,….
Весенние месяцы: март,…
Летние месяцы: июнь,…
Осенние месяцы: сентябрь,…
Зимние месяцы: декабрь,…
- Что нового узнали на уроке?
(Названия месяцев и последовательность сменяющихся времен года.)
- Давайте прочитаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха .(уч. Стр.11)Рефлексия.
-Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.
У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.
-А выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:
Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.
Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме
Синее сердечко – я ничего не понял.
-А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики.
Слайд 19

Спасибо за урок!
Д/З: Выполнить задание № 3 в Р.Т.