Конспект урока по окружающему миру Когда наступит лето 1 класс


муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сеймицкая средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме:
«Когда наступит лето?»

Подготовила и провела
учитель начальныхклассов Прозорова И.А.
2013

Когда наступит лето?
Цели: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным признакам; усвоить правила укрепления здоровья.
Предварительная работа: прогулка с целью наблюдения за зимними явлениями в природе.
Оборудование: компьютер, таблички с названиями дней недели, месяцами, карточки для работы в парах, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас не обычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, чему научились.
-Давайте улыбнёмся друг другу, и в дружеской обстановке проведём урок.
II. Актуализация знаний
1.Беседа
- Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
- Назовите по порядку все дни недели.
2. Игра «Какой день недели?»
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет послезавтра?
3. Игра «Неделька, стройся!»
( Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске семерых учеников, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!» дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который назовет учитель.)Работа в парах. Соедините названия дней недели с их номером по порядку.(2 пары)
Проверка ( Как вы соединили дни недели их номерами по порядку? А другая пара?
III. Самоопределение к деятельности
(Слайды 2-3)Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
- А когда же приходит лето? (Ответы детей.)
Какая же тема нашего урока? ( Когда наступит лето?)
- А еще какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой месяц год заканчивает? А какой начинает?
(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. ( О временах года.)
- Какую учебную цель мы поставим перед собой? О чем должны будем узнать?(Как сменяются времена года? В какой последовательности? Какие месяцы соответствуют каждому времени года?
IV. Работа по теме урока
Вот и нашему Муравьишке стало интересно: а когда же все – таки наступит лето? Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой. (Слайд 4)
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
- Ребята, кто догадался, о чем загадка? ( О временах года.)
- А какое сейчас время года? ( Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунок – схему на с.10. Найдите на этой схеме название времен года. Сколько их? Назовите. (Зима,весна,лето,осень.)
- Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
(Дети отгадывают и показывают это время годы на схеме.)
(Слайд 5)Птица – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
-Найдите на годовом круге на стр. 10 учебника это время года.
-Что происходит в природе зимой?
(Слайд 6)Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)
-Найдите весну на годовом круге. А какие изменения в природе происходят в это время года?
(Слайд 7)Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
- Найдите лето там же. А летом что происходит в природе?
(Слайд 8)Прошла по лугам, по лесам, по полям.Припасы она заготовила нам.Припрятала их в погреба, в закрома.Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
-И последнее время года найдите на годовом круге. Какие изменения в природе происходят осенью?
- Кто -нибудь догадался, почему эта схема называется годовым кругом?(Времена года идут друг за другом, так что получается круглый год. А за 1 годом наступает следующий. И так без конца.)- Ребята, а вы знаете, почему происходит смена времён года?
(Слайд 9)
(Потому, что Земля вращается вокруг солнца, а более подробно мы поговорим об этом на другом уроке)
- Скажите ещё раз какое сейчас время года?
- Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него?
- А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит тогда, когда закончится весна)
- А могут ли времена года нарушить порядок?
-А в какой сказке это произошло? (12 месяцев) (Слайд 10)
-А почему так произошло?
-Отгадайте загадку Муравьишки(Слайд 11)Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются? (Месяцы года)
- Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
- Прочитайте их названия .- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Назовите и запомните зимние месяцы (декабрь, январь, февраль), весенние месяцы (март, апрель, май), летние (июнь, июль, август), осенние ( сентябрь, октябрь, ноябрь) (слайд 12 )
-Ребята, а вы знаете почему месяцы года так называются? А хотите узнать? Некоторые ребята приготовили сообщения об этом. Послушайте их.
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как придумали в Древнем Риме. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий, а считать начинали с марта.
Первый месяц –январь .Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога времени, покровителя путешественников и моряков – Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник:День очищения от всех грехов и плохих поступков.Этот праздник они назвали « Диес Фебрутус», а потом и весь месяц стали называть фебруарис, а по русски –февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц мартусом в честь римского бога войны- Марса.
Апрель. На латинском языке « априкус», значит «согретый солнцем», а «априре» -открывать, расцветать. Правда подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь богини весны и гор, богини плодородия «Майи».
Июнь. Он назван римлянами в честь богини Юноны, жены владыки неба Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь другого императора – Октавиана августа.
Сентябрь. « Септембер», что по латыни значит «седьмой». Помни, что римляни начинали считать месяцы не января, как мы , а с марта. Поэтому номера месяцев у них не такие как у нас.
Октябрь. Октобер – по латыни «восьмой»
Ноябрь. Новембер, что значит «девятый»
Декабрь. Децембер, что значит « Десятый»
-Я думаю, вам было интересно узнать об образовании названий месяцев.
V.Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд.Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. (ходьба на месте)Вверх на солнце посмотрели,И всех нас лучи согрели.Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети. (присесть на корточки)А потом мы дружно встали – Великанами все стали. (потянуться на носочках)
VI.Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику: стр.11
- Рассмотрите рисунки Муравьишки, он торопился и допустил ошибки, найдите их.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 стр. 9
- Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в правильном порядке.
- Картинку с каким временем года надо наклеить первой?
- Выполните задание ( Проверка в парах)
№2 стр .9
- Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем похожи? Чем отличаются? Подумай, какую одежду носить Муравьишке в разное время года ?№ 3 стр.10
(Работа в группах)
-Прочитайте названия первых 3 месяцев
- К какому времени они относятся?
- Придумай значок обозначающий зиму.
(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая группа рассказывает о результатах своей работы)№ 4 стр.10.
- Прочитайте названия месяцев. Что заметили?
- С какого месяца начинается год? ( с января)
-Поставьте рядом с январём в кружок цифру 1.
- Продолжите нумерацию в правильном порядке.
VII. Подведение итогов урока
- Посмотрите на доску и продолжите цепочки (запись написана заранее)
Осенние месяцы : сентябрь………………..
Зимние месяцы : декабрь………
Времена года: весна,……….
Весенние месяцы: март,…..
Летние месяцы: июнь……….
- Так что же мы ответим Муравьишке? Когда же наступит лето( Ответы детей)
- Вернёмся к цели урока. Как сменяются времена года? Мы узнали когда наступит лето?( В определённой последовательности, друг за другом)Узнали, что каждому времени года соответствуют свои месяцы( Назвать)
VIII. Рефлексия
Ребята представьте, что наступило лето а, вы же знаете, что летом расцветают много красивых цветов. Вот и я вам положила на парту по 3 цветочка. Давайте мы с вами соберём все вместе букет.
Кому урок очень понравился, было всё понятно, пусть приклеит красный цветочек.
А вот кто испытывал небольшие затруднения, кто справился не со всеми заданиями, тот пусть приклеит белый цветочек.
Кому было трудно понять тему урока, кому ещё нужна помощь учителя, товарищей, приклейте жёлтый цветочек.