Викторина о правах и обязанностях несовершеннолетних


МБОУ «Оссорская СОШ», Карагинский район, Камчатский край
Социальный педагог Хромеева Лилия Викторовна
Тематическое мероприятие по правовому воспитанию.
Викторина «Права и обязанности несовершеннолетних».
Пояснительная записка
В настоящее время социализация молодежи является одной из самых приоритетных задач государства. Огромную роль в решении данного вопроса играет грамотное правовое воспитание подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и социальное становление. Следует учитывать и тот факт, что в настоящее время рост преступности среди несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, увеличения числа разводов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. Практика показывает, что юридически грамотный и рассудительный человек гораздо реже попадает в неловкие и криминальные ситуации. Поэтому необходимо проведение в школе различных мероприятий по правовому воспитанию учащихся.
Данное тематическое мероприятие проводится с использованием текстов Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ и т.д., что позволит учащимся не только узнать нормы международного и отечественного права в отношении несовершеннолетних, но и попробовать разобраться самим во многих ситуациях, применять знания на практике.
Цель: Формирование правовой грамотности обучающихся.
Задачи:
1.Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних посредством игры.
2.Воспитание толерантного отношения к окружающим.
3.Умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Методы:
- ИКТ
- Мультимедийная презентация
- Видео сопровождение
- Групповая работа
- Работа с документами
- Рефлексия
Возраст учащихся: 14 – 15 лет.
Оборудование:
- интерактивная доска
- проектор
- колонки
- ноутбук
Необходимые материалы для учащихся:
- ручки
- листы с заданиями
- буклеты с правами и обязанностями
Предварительная подготовка: расставить столы для игры на 2 команды, установить оборудование; распечатать буклеты по количеству участников.
Предполагаемые результаты:
- знать основные законы и кодексы международного и отечественного права;
- применять полученные знания на практике;
- знать свои права, обязанности и ответственность за различные виды правонарушений.
Ход занятия:
Учащиеся сидят за двумя столами по 8 – 10 человек.
Жюри за отдельным столом.
Слайд№1
Добрый день дорогие участники и уважаемое жюри! Приветствую вас на нашей ежегодной школьной викторине «Права и обязанности несовершеннолетних».
Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о законах и проверить, знаем ли мы их. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов. Слайд №2
Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».
Энергизатор «Времена года»
Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных – угадать какое.
Примечание: упражнение используется для разрядки, знакомства, сплочения группы с акцентом на тренировку навыков невербального общения.
Работать сегодня мы будем командами. Во время игры вы будете показывать свои правовые знания, а также узнаете что-то новое.
Правила проведения таковы:
Командам дается задание. Если команда готова ответить, подаете сигнал ведущему, предварительно согласовав, кто из членов команды будет давать ответ.
За каждый правильный ответ команда будет получать 1 балл, за неверный -0 балл. В конце занятия мы подведем итог игры и проверим, кто лучше ориентируется в мире прав и обязанностей.
Сейчас каждый из вас должен взять себе задание – пример, решить его. У вас должно получиться целое четное или нечетное число. У кого получилось четное число садятся за правый стол, у кого нечетное садятся за левый.
(На столы выкладываются задания. Каждый учащийся берет одно задание. Решив, дети рассаживаются за свои столы). Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка.
Слайд №3 Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет.
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»
Слайд №4
Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые записаны в Конвенции о правах ребенка.
1. Право на выражение своего мнения (ст. 13).
2. Право на образование (ст. 28).
3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55).
4. Право на имя (ст. 3).
5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)
6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7).
7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54).
8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41).
(Правильные ответы подчеркнуты)
Конкурс 2 «Нарушенные права»
Слайд №5 (фрагмент «Сказки о царе Салтане...»).
Государства-участники, которые приняли Конвенцию, следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.
Посмотрите на картинку (фрагмент «Сказки о царе Салтане...»), а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы;
- «Был ли приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в бочку и бросить их в море справедливым наказанием?»
- (Нет.)
«Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?»
- На брак.
- На жизнь и свободу.
- На получение образования.
- На справедливое рассмотрение обвинения.
(Правильные ответы подчеркнуты)
Конкурс 3 «Права или обязанности»
Слайд №6
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.
- Получение бесплатного общего образования (Право).
- Получение дополнительных образовательных услуг (Право).
- Соблюдение устава (Обязанность).
- Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность).
- Уважение человеческого достоинства (Право).
- Добросовестно учиться (Обязанность).
- Выполнение требований работников школы (Обязанность).
- Уважение чести обучающихся и сотрудников школы (Обязанность).
- Выбор формы образования (Право).
- Носить школьную форму (Обязанность).
- Посещать мероприятия в школе (Право).
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человеком влечет за собой ответственность.
Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»
Слайд №7
Существует 4 вида ответственности:
Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление - это деяние общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.
Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды ответственности наступают в каждой ситуации.
- Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая).
- Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная).
- Избиение одноклассника (Уголовная).
- Кража мобильного телефона (Уголовная).
- Прогул в школе (Дисциплинарная).
- Переход дороги в неположенном месте (Административная).
- Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая).
- Нецензурная брань в общественном месте (Административная).
Конкурс 5 «Ответственность несовершеннолетних»
Слайд №8
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?
Побои.
Убийство.
Кража.
Грабеж.
Клевета.
Мошенничество
Терроризм.
Неправомерное завладение а/м.
Умышленное причинение вреда здоровью.
Контрабанда.
(Правильные ответы подчеркнуты)
Конкурс 6 «Что нарушено»
Слайды №9, 10,11
Вы уже достаточно хорошо знаете главные документы и законы, защищающие права детей.
Ваша задача, просмотрев слайды определить, какие и как права детей были нарушены.
Ответ:
- запрещается применение труда детей на работах с вредными или опасными условиями труда, в сфере игорного бизнеса, в ночных клубах (трудовой кодекс);
- право не подвергаться бесчеловечному обращению и наказанию (ст.19 Конвенции);
- вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков (административный кодекс).
Конкурс 7 «Что я знаю»
Слайд №12
Это заключительный конкурс. Ваша задача - разгадать кроссворд изтех слов, определения которых вы уже знаете и слышали сегодня в ходе занятия.
По горизонтали:
По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет.
Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость
деяний на территории РФ.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
1 2 3 4 5 со Ответы:
По горизонтали: 3. Ребенок. 4. Образование. 5. Штраф. 6. Обязанность.
По вертикали: 1. Уголовный. 2. Четырнадцать.
Заключительное слово
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду- победительницу. Но не зависимо от того, какая команда выиграла, а какая проиграла, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых записаны ваши права, обязанности и ответственность.
Слайд №13
В заключение нашей игры хочется сказать: «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»
Слово жюри. Награждение команд за участие и победу (вручаются грамоты).