Разработка классного часа: Сплочение коллектива.(первое знакомство)

Самоуправление в группе №14, проблемы и пути решения.
Любое учебное заведение осуществляет один из важных процессов становления личности – это социализация.
Социализация личности в образовательном пространстве техникума играет важную роль, так как именно через нее осуществляется поэтапный процесс вхождения в общество, то есть каждый молодой человек должен уметь осуществлять деятельность в любой социальной роли: «гражданин», «семьянин», «обучающийся», «повар», «слесарь» и так далее; должен иметь свою жизненную позицию, уметь ее отстаивать; должен быть инициативным, коммуникабельным, то есть разносторонне развитым.
Приходя в техникум, обучающийся в первую очередь попадает в новый коллектив сверстников, но также и новый коллектив преподавателей. Отношения которые будут складываться между обучающимся –одногрупниками – преподавателями будут играть большую роль в его социальном становлении. Так, например, от того, как сложились отношения между обучающимся и группой будет зависеть раскрытие его потенциалов: творческих способностей, учебных и просто человеческих качеств.
Поэтому важной задачей преподавателя - классного руководителя является сплочение коллектива, то есть создания сплоченной группы.
Каждая группа имеет свой уровень развития (развитие коллектива);нельзя говорить о непрерывном развитии группы как коллектива, так как в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.
Если все эти данности относить к группе №14 то следует отметить, что проблемы сплочения возникают здесь в основном вследствие следующих причин:
Во-первых, это возрастные особенности – в группе большинство членов находятся в юношеском возрасте, но имеются и обучающиеся находящиеся в зрелом возрастном периоде.
Юношеский возраст характеризуется кризисным этапом перехода на новую ступень развития – от осознования своего «я» к осознованию своего места в мире.
А каждый возрастной кризис влияет на психо-эмоциональное состояние человека.
Данный период характеризуется также переходом к самостоятельности, принятию на себя новых обязанностей. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость самооценки качеств личности, так как потом эта оценка перерастает в целостное отношение к себе.
Во-вторых, в связи с присутствием различных возрастных групп, в группе присутствует различие в социальном положении обучающихся;
И соответственно, в-третьих, разносторонние интересы членов группы.
Для преодоления данных сложностей, классному руководителю следует создать в группе обстановку при которой каждый обучающийся ощущал бы сопричастность к решению главных задач, именно здесь и следует отдать предпочтение самоуправлению в группе.
Участие обучающихся в управлении делами группы рассматривается, прежде всего, как способ обучения и подготовки молодежи к самостоятельной взрослой жизни. Но осуществляется самоуправление лишь тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. И важно учитывать, то что самоуправление быстрее развивается там где более ярко выражена сфера их интересов.
Первым шагом к созданию и сплочению коллектива группы №14 было проведение мной тренинга «Паутинка»: за 30 секунд надо было рассказать о себе, при этом передавая нить каждому члену круга, которая символизировала единение. Что такое 30 секунд, подумаете вы. Но парадокс, для ребят этого временного отрезка оказалось слишком... много!
Мониторинг начала с себя, как классный – руководитель, показала пример. Далее свою интересную биографию рассказывали обучающиеся.
«Пришел учиться в техникум на повара-кондитераВсе» - вот самая интересная биография. Удалось лишь выявить незначительные отличия в интересах юношей и девушек. Девушки: «Люблю гулять, ходить на дискотеки, новые знакомства». Круг интересов юношей: «Увлекаюсь футболом, люблю гулять, слушать музыку». Ответы разнообразием не отличались. Заметно, что практически все стеснялись сказать о себе что-то личное, оригинальное. Боялись реакции окружающих, оценки своих сверстников.
Большинство ребят вообще оказалось невозможным заставить рассказать о себе.
Таким образом, выяснилось, что процент активных обучающихся невысок. Но в любом коллективе встречается активный человек, который заводит всю группу и тянет за собой.
Поэтому старосту выбирали голосованием, чтобы выявить кому больше обучающиеся доверяют и за кем «пойдут» в трудной ситуации. На эту должность была выдвинута Санталова Наталья.
После окончания выборов и мониторинга, мы с группой подписали декларацию взаимоотношений. /Приложение А/.
Так как с группой была мало знакома, применила диагностические методы изучения личности ученика «Незаконченные предложения» /Приложение Б/, «Мое состояние». /Приложение В/
Интересные результаты получились в ходе диагностики «незаконченные предложения»
Так, например, «Жизнь» обучающиеся охарактеризовали с нескольких точек зрения, кто-то с биологической точки зрения: «это отрезок времени от рождения до смерти» (Лаврова А.), или же, например, это понятия характеризовали отталкиваясь от своего внутреннего состояния, переживаний: «это постоянный бег по грязи, ты бежишь, падаешь, поднимаешься и снова бежишь пока не вырвешься из грязи в князи или наоборот..», «это судьба человека, в которой есть черные и белые полосы» (Орловцева О, Тищенко Е.) Некоторые ребята еще не осознали для себя, что такое «Жизнь» и каков ее смысл.
В понятие «Друг» ребята раскрывают поддержку, опору, доверие; но некоторые отмечают, тот момент, что настоящих друзей не имеют. Некоторые категорически выказывают недоверие к людям, и другом для них является «собака».
«Быть человеком значит», данное понятие все раскрывают, с точки отношения к другим людям.
«Наивысшая радость» , в этом понятии видны ценностные ориентации обучающихся на жизнь – это семья, дети, любовь; так же как и в выражении «главное для тебя – это» быть нужным кому-то, то есть каждый ребенок конечно же в первую очередь, таким образом хочет обрести смысл жизни, понять ее «нужность».
«Самая большая беда» - «потеря близких», семья, как ценность преобладает.
Диагностика показала, что большинство обучающихся группы достаточно избирательные люди, которые трудно отказываются от своих принципов и решений. Они умеют быть упорными, но с трудом признают превосходство других над собой. (Усковы, Орловцева,Чертилина,Андреева,Рыжов)
Остальные обучающиеся (Тищенко, Балабанова, Лаврова) имели следующую интерпретацию результатов – это люди, которые борятся за свои взгляды, но тем не менее могут наитии золотую середину между собственных взглядов, убеждений и жизненных ситуаций. Они имеют хорошо развитую интуицию, которая помогает принимать верное решение.
Таким образом, подведем итоги диагностики, обучающиеся 14, из опроса, можно выделить основную ценность ребят – это семья, соответственно, раз для них важны близкие, их состояние, соответственно они опираются на мнение близких и готовы к сплочению и созданию «классной семьи!», следовательно, каждый сможет выполнить роль в самоуправлении, отталкиваясь от интересов привитых им в семье.
Далее мы с группой провели голосование, в котором выбрали ответственных людей, актив класса.
Староста и учебный сектор – Балабанова Татьяна
Зам. Старосты – Чертилина Земфира
Спортивный сектор – Лаврова Алина
Редколлегия – Ускова Наталья
Культурно-массовый сектор – Тищенко Егор , Орловцева Ольга
Трудовой сектор – Жечковский Андрей, Рыжов Артем
Данные сектора охватывают всю учебную и воспитательную работу техникума, поэтому основная работа их заключается в следующем:
Регулярное информирование группы о деятельности тех или иныхструктур, например, учебный сектор сообщает об олимпиадах, предметных неделях, которые будут проходить;
Организовывать  проведение общетехникумовских мероприятий, либо совещаний группы, например, «15-ти минутки», групповые собрания на которых обсуждается успеваемость, поведение учащихся.
Принятие и утверждение решений возникающих проблем в группе.
Таким образом, каждый обучающийся, является «главой», того или иного сектора, а значит имеет ответственность за полученное дело, соответственно он исполняет социальную роль «исполняющего». Обучающийся при этом развивает в себе коммуникабельность, способность принимать решения, организовывать состав группы и тому подобное.
При введении самоуправления в группе, следует хорошо обозначить интересы каждого, и в соответствии с ними назначать на «должность», после назначения, следует точно обозначить задачу, стоящую перед «исполнителем».
Все решения следует принимать, только в присутствии всех членов группы.
В группе №14 при действии органов самоуправления сталкиваюсь с тем, что не все члены группы расположены друг к другу доброжелательно, для этого я в будущем организую групповую работу, которая сплотила бы и сблизила обучающихся группы, это например, может быть тренинговое упражнение «Дерево успехов».
Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдуманной и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить своё желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибли. Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».
После этой фразы, для того, чтобы отыскать ключ к разгадке мудрости ее, предложу обучающимся сделать это дерево самим.
«Это - общее дерево успехов. Вспомните сейчас все ваши успехи и достижения. Каждая подписанная тесёмка будет символизировать названную вами общую или личную победу. Эти тесемки завязывают на дереве .
Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми победами.
Также не каждый из обучающихся добросовестно осуществляет деятельность своего сектора, возможно это связано с возрастным периодом, мы надеемся, что с временем мы преодолеем эту проблему.
Итак, ученическое самоуправление демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, которая способствует социализации обучающихся.



















Приложение А
«Декларацию взаимоотношений преподавателя и обучающихся БГОУ СПО БГТ»

Нас много и мы разные. Уважаемые преподаватели, юноши и девушки! Учитывайте это. Относитесь друг к другу так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
В нашей жизни немало радости, но есть и печали. Постарайтесь достойно и мужественно переносить неприятности, не срывайте неудачи на товарищах и преподавателях.
Помните, что честь и совесть - главные нравственные ценности человека. Живите честно! Поступайте по совести!
Если случится ошибиться (это бывает в жизни каждого человека), сумейте признать свою вину ответить за свои поступки, принести искренние извинения своему другу или преподавателю, где вы учитесь или работаете. А оправдываться, выкручиваться, врать, использовать свое служебное положение – подло!
Если вы видите, что необходима ваша помощь другу, преподавателю, не упускайте эту возможность. Помогите! Не поворачивайтесь спиной к проблемам окружающих вас людей! Ведь проблемы могут возникнуть и у вас.
Помните, что каждый из нас - творческая личность. Творите вместе, постигая вершины наук, развивая свои способности, делая свою жизнь и жизнь окружающих вас людей насыщенной и интересной.
Помните, мы хозяева нашего техникума и мы обязаны быть бережливыми, заботливыми, ответственными хозяевами нашего Дома.
Жители Дома под названием техникум! Давайте жить дружно! Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему! Ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Помните, что наш техникум самый лучший, потому что оно НАШ!!!









Приложение Б
«Незаконченные предложения»
Обучающимся предлагается закончить следующие предложения .
Жизнь – это.
Друг – это
Быть человеком – это
Наивысшая радость – это...
Самая большая беда – это
Главное в жизни – это
Мелочи жизни – это
Радости жизни -














Приложение В
«Мое состояние»
Обучающимся предлагается из каждой группы символов – движение, спокойствие, уверенность, неуверенность, выбрать символ, под определенной буквой.
Движение Спокойствие




Уверенность Неуверенность




Затем подсчитываются баллы:
Движение
Спокойствие
Уверенность
Неуверенность

а-4
б-8
в-2
г-10
а-10
б-8
в-2
г-4
а-10
б-8
в-6
г-2
а-10
б-8
в-2
г-6


Интерпретация результатов
От 3 до 13 баллов. Ваше поведение зависит от окружающих. Вы легко падаете духом, с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. На вас оказывает влияние окружающая обстановка. Вы не всегда являетесь хозяином своих решений, зависите от настроения своего и чужого, бываете слишком эмоциональными.
От 14 до 20 баллов. Вы плывете по течению, но пытаетесь найти себя. Вы критически умеете мыслить и окружающие не могут повлиять на вас, не имея аргументов. Если принятое вами решение вредит вам, вы можете от него отказаться.
От 28 до 34 баллов. Вам трудно отказаться от своих принципов и своих решений. Вы умеете быть упорными, но с трудом признаете свое превосходство других над вами. Вы являетесь достаточно избирательным человеком.
От 35 до 40 баллов. Вы всегда строго следуете поставленной цели. Вы можете совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У вас всегда на все свое мнение, вас трудно переубедить.