Статья о семейном воспитании


Статья о семейном воспитании
«Отанды cүю – от басынан басталады» - «К Родине любовь у семейного очага рождается» гласит казахская пословица.
Семейное воспитание, согласно определение энциклопедического словаря, - это
«систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада ». Главная и общая задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. На семейное воспитание влияет множество факторов: наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность семьи, ее социальное положение и уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение взрослых к ребенку.
Главными задачами семейного воспитания являются:
1) обеспечение гармонического развития ребенка: забота о его физическом, интеллектуальном, морально-нравственном и общекультурном развитии;
2) забота о здоровье ребенка;
3) развитие его способностей, склонностей, интересов;
4) помощь в процессе обучения;
5) помощь в социализации – умении жить и трудиться в обществе;
6) трудовое воспитание;
7) помощь в выборе профессии, развитие творческого начала в личности ребенка;
8) формирование навыков установления и поддержания гуманных, эмоционально-нравственных отношений с окружающими людьми; толерантного общения;
9) половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни;
10) формирование ответственности, ориентации на ценности солидарности и патриотизма, готовности к активной созидательной работе на благо Родины;
11) подготовка к самовоспитанию и саморазвитию в период взрослости.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю страны, а значит – и историю мира», - писал педагог – новатор А.С.Макаренко (Макаренко А.С. Книга для родителей. 1953 г.). Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить в будущем. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах, стоящих перед современным суверенным Казахстаном, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подчеркнул необходимость обратить самое серьезное внимание на воспитание подрастающего поколения. «Основную роль здесь играет, конечно же, семья, - отметил Н.А.Назарбаев. – Но и государство не должно стоять в стороне. Начиная с детского сада, в школе, в колледже или вузе, в армии, мы должны не только учить, но и воспитывать нашу молодежь…
Надо учить нашу молодежь слушать и понимать других, уважать язык, религию и обычаи других народов. Молодые казахстанцы должны быть патриотами своей страны, иметь надежный иммунитет т к любым экстренным идеям, будь-то на этнической, конфессиональной или любой другой основе. Только так мы сможем дать достойны отпор кризисам и другим современным вызовам и сделаем Казахстан процветающим и успешным государством » (Назарбаев Н.А. Материалы XII сессии Ассамблеи народа Казахстана. 24 октября 2006 г). В течение последнего столетия институт семьи один из древнейших социальных институтов, возникший намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка, оказался вовлеченным в процесс глубинной трансформации, отразив те экономические, политические, правовые изменения, которые происходит в обществе. И сегодня семья осталось неизменной основой общества, как бы ни менялось его социально- экономическое устройство.
Семья представляет собой оптимальную среду для воспитания благодаря следующим признакам:
1) состав семьи, обеспечивающий возможность постоянного и непосредственного контакта всех ее членов (ребенок имеет возможность общаться с людьми разных возрастов, разного пола, разной профессиональной принадлежности);
2) руководство воспитанием родителями - супругами, объединенными узами любви и дружбы и представляющими детям достойные образцы для подражания;
3) сплочение семьи, единство целей;
4) эмоциональные связи между членами семьи;
5) взаимоотношения, основанные на уважении личностных прав всех членов семьи и способствующие наиболее полному удовлетворению их потребностей.
Семья благодаря всему комплексу межличностных отношений, взаимодействию супругов, родителей и детей создает наиболее благоприятные условия для физического, психического, интеллектуального и социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, традиций, образов поведения и способов общения.
Одним из усилия взаимодействия семьи и образовательных социальных институтов, прежде всего, является ШКОЛА. Качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и педагогов, школьных психологов, других специалистов, работающих с учащимися. Учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей. «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими своих родительских функций.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную деятельность, на развитие эффективного сотрудничества с детьми и педагогами.
Задачи взаимодействия:
1) повышение ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка - формирование у родителей активной воспитательно-педагогической позиции;
2) вооружением родителей педагогическими знаниями и умениями для повышения их компетентности в области психического развития ребенка на определенных возрастных этапах;
3) повышение культурного уровня семьи, формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.