Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца 16 века 6 класс

Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца 16 века
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для учащихся 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы. Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2010 г. и методических рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году СКИРО ПК и ПРО.
Одна из важных задач изучения истории в средней школе, заключается в том, чтобы способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире. Программа включает материал по истории России с древнейших времён до конца XVI в. и рассчитан на 34 часа. Она составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному плану.
Основной целью курса истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей страны. Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;
направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;
ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.


1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007
2. Программы общеобразовательных учреждений. История.5-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 г.
3. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году СКИРО ПК и ПРО.

2.Цели изучения курса:

выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, области, стране.

КОМПЕТЕНЦИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;


Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;


Классифицировать факты, явления, понятия;


Выявлять значение отдельных событий;


Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)


Умения раскрыть содержание иллюстрации;


Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты


Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.


Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
Умение определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;


Умения составлять характеристику историческим личностям, высказывая при этом собственные суждения;


Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы, давать отзыв на ответы других учащихся;


Умения изучать исторический источник, как письменные, так и вещественные, извлекать из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;


Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;


Умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.


Умение давать оценку отдельным явлениям культуры;






3. Структура курса

№ темы
Модуль (ГЛАВА)
ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ
ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

1.
Введение.
1
1

2.
Тема 1. Восточные славяне.
2
2

3.
Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в.
6
6

4.
Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII вв.
8
8

5.
Родной край в древности
1
1

6.
Тема 4. Образование единого русского государства.
8
8

7.
Тема 5. Московское государство в XVI в.
5
5

8.
Родной край в XIV – XVI вв.
1
1

9.
Итоговое повторение
2
2


Итого:
13 =SUM(ABOVE) 143415
34


4. Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя
б) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).
в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2009 г.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует общие представления об историческом процессе;
путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
определил тип источника и историческую эпоху его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не соотносит историческую информацию с картой;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не умеет читать легенду карты;
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
отказался работать с контурной картой.

Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
Устный опрос;
Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
анализ простейших исторических источников;
тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
работа со шкалой времени;
творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
Тексты с лакунами (пропусками);
«Оживление» картины, рассказ по картине;
историческое сочинение, эссе и т.п.
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курсов истории России и Новой истории предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.


Методические пособия:
С.В.Агафонов «Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI в».
Б.Н.Серов, К.А.Соловьев «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс», - М., ВАКО, 2009.

Учебника: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - M., Просвещение, 2010.




































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс


урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Основное содержание урока
Основные понятия, термины
Знания, умения
Источники информации
Д /з


план









1

Введение в курс «История России»
стр. 6-13
Комбиниро-ванный
История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечест-ва. Источники знаний о прошлом
Летопись, лингвис тика, фольклорис-тика
Умение работать с текс-том учебника, выделять главное, использовать ра-нее изученный материал для решения познаватель-ных задач.
1.МП. с.9-11
2.МП, с.5-7
Учебник, стр. 4-6,
Рисунок истор. источ ника

Тема 1. Восточные славяне (2 часа)

2

Восточные славя-не в древности.
Комбиниро-ванный
Происхождение восточ-ных славян. Расселение восточных славян. Сферы общественной жизни. Характеристика сфер общественной жизни восточных славян в древ-ности.
Индоевропейцы, балто-славяне, сла вяне, восточные славяне, союз племён Экономика, поли-тическое устройс-тво, культура, бортничество, вервь, вече, народ ное ополчение.
Умение сравнивать, уста-навливать причинно-след-ственные связи. Умение работать по карте, запол-нять контурные карты.
1. МП. с.11-17
2. МП, с. 8-15
К: «Византийская империя и славяне в VI-XI вв», «Рас-селение славян»
§1, с.7-14

3

Соседи восточных славян.
КУ
Соседи восточных славян Славянская колонизация Вост.Европы. Финно-угры. Скифо-сарматы.
Колонизация, вол хвы, городище, каган, каганат, иудаизм, ислам

1. МП. с.18-21
2. МП, с. 15-17
К: «Расселение во сточных славян»
§2, с.14-19

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (6 часов)

4

Формирование Древнерусского государства.
КУ
Образование гос-ва как важнейший этап в жизни народа. Варяги.
Государство, ва-ряги, полюдье, дружина, князь
Умение устанавливать причинно-следственные связи: родовая община – изменения в орудиях тру-- да – соседская община – неравенство - государство
1. МП. с.28-34
2. МП, с. 17-26
К: «Киевская Русь в IX-XII вв»
§3, с.19-28


5

Первые киевские князья.
КУ
Первые русские князья и их завоевания. Походы Святослава. Полюдье.
Уроки, погосты, реформа
Продолжить развивать умение работать с истори-ческой картой, составлять схемы. Учиться сравни-вать, анализировать, де-лать выводы.
1. МП. с.34-37
2. МП, с. 17-26
К: «Киевская Русь в IX-XII вв»
§4, с.29-36

6

Владимир Свято-славич. Принятие христианства.
КУ
Раздел земли между сы-новьями Святослава и междоусобица. Особен-ности внешней политики Владимира. Границы его гос-ва. Владимир в народ-ной памяти. Причины Крещения Руси. Креще-ние Руси. Становление церковной системы.
Былина, печенеги, православие, мит-рополит, епископ, епархия, монас-тырь, десятина.
Умение сравнивать (язы-ческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие хрис-тианства)
1. МП. с.37-41
2. МП, с. 26-34
К: «Киевская Русь в IX-XII вв»
§5, с.36-43

7

Расцвет древнерус-ского государства при Ярославе Мудром.
КУ
Княжение Ярослава Муд-рого и его сыновей. Появ-ление половцев на рус-ских границах и киевское восстание 1068 г. «Рус-ская Правда» - начало письменного законода-тельства на Руси. Внеш-няя политика Ярослава Мудрого.
Усобицы, полов-цы, «Русская Правда», посад-ник, наместник, династический брак, вотчина, боярин, общество политика, холопы
Умение определять пред-посылки для расцвета государства. Уметь рас-крыть социальную сощ-ность «Русской правды».
1. МП. с.41-45
2. МП, с. 34-42
К: «Киевская Русь в IX-XII вв»
§6, с.43-55


8

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
КУ
Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Меж-доусобицы. Любечский съезд князей. Деятель-ность Владимира Моно-маха. «Устав Мономаха».

Умение раскрыть причи-ны княжеских междоусо-биц – ослабление строя. Уметь определять роли личности в истории

§9, с.73-78

9

Культура, быт и нравы Древней Руси
Р.К. Культура Северного Кавказа в 9 – 11 в.в
КУ
Особенности русской культуры. «Многослой-ность
Культура, былина, миниатюра, житие фреска, мозаика, патриотизм, образ жизни, слобода, хоромы
Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирова-ние древнерусского общества.
1. МП. с.45-55
2. МП, с. 42-55

§7, 8, с.55-71

Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII вв. (8 часов)

10

Раздробление Древнерусского государства
КУ
Политическая раздроб-ленность на Руси. Причи-ны раздробленности. По-следствия раздробленнос-ти Руси.
Феодальная раз-дробленность , княжеская динас-тия, бояре, Боярс-кая Дума, отрок
Уметь определять соци-ально-экономические и политические причины раздробленности. Выде-лять последствия раздроб-ленности. Развивать уме-ние работы с картой, сво-дить знания в таблицы.
1. МП. с.56-60
2. МП, с. 42-55
Карта «Раздроб-ленность Руси в XII- первой четве-рти XIII в.»
§9, с.78-83

11

Главные полити-ческие центры Руси: Северо-Восточная Русь
КУ
Географическое положе-ние. Хозяйство, полити-ческий строй Владимиро-Суздальской земли.
Раздробленность, удел, междоусоб-ные войны.
Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, полити-ческом, культурном раз-витии удельных земель. Уметь работать в группе
1. МП. с.61-63
Карта «Раздроб-ленность Руси в XII- первой четве-рти XIII в.»

§10-11, с.84-90

12

Главные полити-ческие центры Руси: Великий Новгород, Галицко-Волынская земля
КУ
Географическое положе-ние. Хозяйство, полити-ческий строй Великого Новгорода, Галицко-Волынской земли.
Боярская респуб-лика, мужи, мятеж
Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, полити-ческом, культурном раз-витии удельных земель. Уметь работать в группе
1. МП. с.61-63
Карта «Раздроб-ленность Руси в XII- первой четве-рти XIII в.»

§10-11, с.90-95

13

Монгольское нашествие на Русь
Р.К. Нашествие татаро-монгол на Северный Кавказ
КУ
Создание державы Чин-гисхана. Причины нашес-твия монголов на Русь. Последствия нашествия монголов на Русь.

Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар. Уметь за-полнять таблицы: дата, поход, захват тер-рии
1. МП. с.63-66
2. МП, с.80-89 Карта «Борьба против инозем-ных захватчиков в XIII в.»
§12, с.96-105

14

Борьба Руси с западными завоевателями
КУ
Причины нашествия крес тоносцев на Русь. Походы шведов. Походы кресто-носцев. Невская битва. Ледовое побоище.
Орден, крестонос-цы, крестовый по-ход, «свинья»
Уметь работать с текстом учебника, выделять глав-ное, причинно-следствен-ные связи. Роль личности
1. МП. с.66-70
2. МП, с.89-94 Карта «Борьба против инозем-ных захватчиков в XIII в.»
§13, с.106-114

15

Русь и Золотая Орда
КУ
Образование Золотой Ор-ды. Повинности русского населения. Борьба рус.на-рода против ордынского владычества. Последст-вия ордынского влады-чества.
Золотая Орда, хан, дань, ярлык, улус, баскак, «выход»
владычество
Уметь определять сущ-ность и последствия монголо-татрского ига, работать с документами
1. МП.
2. МП, с.94-100 Карта «Борьба против инозем-ных захватчиков в XIII в.»
§14, с.114-121

16

Русь и Литва
КУ
Формирование Литовско-Русского гос-ва. Гедимин. Характер Литовско-Рус-ского гос-ва. Значение присоединения рус.зе-мель к Литве.
Великое княже-ство Литовское, белорусы, русские украинцы
Уметь работать с картой, составлять хронологичес-кую таблицу, опираясь на текст учебника, изложе-ния учителя, карты
1. МП. с.70-73
2. МП, с.100-103 Карта «Борьба против инозем-ных захватчиков в XIII в.»
§15, с.121-127

17

Культура русских земель в XII-XIII веках.
КУ
Особенности культуры XII-XIII вв. Накопление научных знаний. Литера-тура. Зодчество. Живо-пись. Влияние ордынско-го владычества на рус-скую культуру.
Архитектурный ансамбль, аске-тизм, канон, поуче ние, слово, моление
Уметь выделять общее и особенное в произведени ях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, ана-лизировать исторические источники, делать выво-ды, участвовать в беседы
1. МП. с.73-79
2. МП, с.89-94 Карта «Борьба против инозем-ных захватчиков в XIII в.»
§16, с.127-138

18

Р.К.Ставропольс
кий край в древности
Лекция
Особенности экономии-ческой, политической и культурной жизни наро-дов, населяющих наш край в древности





Тема 4. Образование единого русского государства. (8 часов)

19

Предпосылки объ-единения русских земель. Усиление Московского княжества
КУ
Москва – центр собира-ния русских земель. Вос-становление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских зе-мель. Иван Калита и утве-рждение ведущей роли Москвы.
Порядок наследо-вания престола, вотчинное, мона-стырское, поме-щичье и черносо-шенное землевла-дение
Уметь анализировать ис-торическую карту: опреде лять территории крупней ших княжеств и тер-рии, утраченные Русью.
Выделять предпосылки объединения русских зе-мель, причины возвыше-ния Московского княжес-тва

§17, с.139-146

20

Москва – центр борьбы с ордын-ским владычеством Куликовская битва.
КУ
Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Куликовская бит-ва, полк, рать. Сергей Радонеж-ский
Уметь выделять главное, определять роль личности в истории

§18, с.147-156

21-22

Московское кня-жество и его сосе-ди в конце XIV – середине XV в.
КУ
Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III.

Уметь кратко и разверну-то излагать исторический материал, вести дискус-сию.

§19, с.156-166

23

Создание единого русского государ-ства и конец орды-нского владычес-тва.
КУ
Объединение русских земель. Конец зависимо-сти русских от орды. Рас-пад Золотой Орды.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исто-рические закономернос-ти; решать проблемные и познавательные задачи.

§20, с.166-173

24

Московское госу-дарство в конце XV – начале XVI века.
КУ
Изменения в полити-ческом строе и управ-лении. Усиление вели-кокняжеской власти. Местничество. Систе-ма кормлений. Преоб-разования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладе-ние. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостни-ческой системы.



§21, с.174-183

25

Церковь и государ-ство в конце XV – начале XVI века.
Р.К. Культура
Северного Кавказа в конце XV – начале XVI века.
КУ
Церковь и государст-во. Становление рус-ской автокефальной церкви. Взаимоотно-шения церкви с вели-кокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».



§22, с.183-192

26

Повторение по теме «Образова-ние единого русского гос-ва»







Тема 5. Московское государство в XVI в. ( 5 часов )

27

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.
КУ
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально- эко-номические и полити-ческие итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабле-ние центральной влас-ти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских собо-ров. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Централизованное государство, Земский собор, стрелец, дворянин, Избранная рада, приказ, губа.


§23, с.192-202

28

Внешняя политика Ивана IV.
КУ
Внешняя политика Ивана IV. Внешнепо-литические успехи России в 50-е гг. При-соединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона юж-ных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Ито-ги Ливонской войны. Борьба с набегами Крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Засечная черта, острог.


§24, с.202-214

29

Опричнина
КУ

Избранная рада, террор,
самодержавие, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло.


§25, с.214-222

30

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XV вв.
КУ
Культура и быт в XIVначале XVI в. Истории-ческие условия, особен-ности и основные тен-денции развития рус-ской культуры в XIV начале XVI в. Культур-ный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва центр скла-дывающейся культуры великорусской народ-ности. Отражение в литературе политичес-ких тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Па-



§26, с.222-232

31

Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Быт в XIV – XVI вв.
КУ




§27 с.233-245



32

Р.К. Северный Кавказ в XIV – XVI вв.







33-34

Обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»


































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. (34 ч)
6 класс
Введение (1 ч). Что изучает история Отечества. История России часть всемирной истории. История региона часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Основные понятия темы
Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
РУСЬ В IX ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (6 ч)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и
фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Основные понятия темы
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIIХШ в. (8 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточныхземлях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения рус-ских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло-во о полку Игореве».

Родной край в древности (1ч)
Основные понятия темы
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIVсередине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».
Культура и быт в XIVначале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIVначале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамае-вом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы
Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. (5 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос-стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Родной край в XIVXVI вв. (1ч)
Основные понятия темы
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Итоговое повторение и обобщение (2 ч). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XV века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.












15