ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ XX ВЕКА»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова»
Отделение общеобразовательной подготовки
среднего профессионального образования
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ XX ВЕКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Преподаватель истории и
обществознания Биттирова Н. Х.
Нальчик - 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение на I курсе ООП СПО предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Оно должно отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа факультатива «Дискуссионные вопросы истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Она выделяет три важнейших периода - Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного факультатива заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного факультатива поможет каждому студенту занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Цель факультативного курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель факультатива реализуется посредством решения ряда задач:
обеспечить студентов возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке;
способствовать осознанию студентами многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
- определять, и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного факультатива определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения студентами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения студентов к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Факультативный курс рассчитан на 54 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание обучения. Разделы, темы
Кол-во часов
Формы проведения занятий
1
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века
4 часа
Практикум (2ч) Дискуссия с элементами моделирования (2ч)
2
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
8 часов
Практикум (2 ч) Дискуссия в форме «круглого стола» (3 ч) Лекция, работа с документами (3 ч)
3
Тема 3. Гражданская война: новые подходы
6 часов
Пресс-конференция (3 ч) Альтернативно-проектное моделирование(3 ч)
4
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система
6 часов
Практикум (3 ч) (деловая игра-обсуждение) (3 ч)
5
Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?
6 часов
Практикум (2 ч) Урок-версия (2 ч) Урок-судебное разбирательство (2 ч)
6
Тема 6. Триумфальное поражение? (Размышления о советско-финской войне)
4 часа
Практикум(2 ч) Урок-альтернатива (2 ч)
7
Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии. ВОв.
6 часов
Практикум (2 ч) Семинар (4 ч)
8
Тема 8. Страх или свобода?
2 часа
Урок-исследование (2 ч)
9
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое
6 часов
Практикум (3 ч) Деловая игра-обсуждение (3 ч)
10
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года...
6 часов
Практикум (3 ч) Проблемно-проектная дискуссия (3 ч)
Всего
54 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века (4 часа)
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения «британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (8 часов)
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы (6 часов)
Гражданская война - трагедия русского народа...
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.
Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (6 часов)
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г. А.
Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика? (6 часов)
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н. Д. Кондратьева.
Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.) (4 часа)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»?
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны. ВОв. (6 часов)
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза».
Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев.
Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом) (2 часа)
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы - большая кровь.
Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (6 часов)
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность?
Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года ... (6 часов)
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы...
«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ XX ВЕКА»
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX в.
Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать первую и вторую «волну» модернизации, выявить особенности российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономического, внутренних и внешнеполитических факторов; обсудить проблемы модернизации России начала XX века и вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны. Обсудить варианты модернизации нашей страны в конце XX века.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: модернизация, органическое и догоняющее развитие стран, антиглобализм.
Рекомендуемая форма проведения занятия - практикум, дискуссия с элементами моделирования.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году: либеральный и революционный; попытаться смоделировать варианты развития России в 1917 году; выяснить причины победы большевистского режима.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: историческая доктрина, объективные и субъективные предпосылки, ментальность социальных слоев, радикализация масс.
Рекомендуемая форма проведения занятия - практикум, дискуссия в форме «круглого стола», лекция, работа с документами.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы. Задачи темы: познакомиться и обсудить основные проблемные и дискуссионные вопросы Гражданской войны; смоделировать альтернативные сценарии отдельных эпизодов Гражданской войны.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: цивилизационный конфликт, нравственные ценности, детерминизм, интервенция. Гражданская война, альтернативно-историческая модель.
Рекомендуемая форма проведения занятий - пресс-конференция, альтернативно-проектное моделирование.
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.
Задачи темы: изучив ресурсные материалы о ходе проведения индустриализации, определить и рассмотреть круг дискуссионных вопросов, обсудить альтернативные варианты методов осуществления индустриализации, сопоставить экономические и политические факторы, повлиявшие на ее ход. Проанализировать итоги индустриализации.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная индустриализация, эмиссия, стахановское движение, фронты пятилеток.
Рекомендуемая форма проведения занятий: практикум, нетрадиционный урок, деловая игра, обсуждение.
Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина - труженика?
Задачи темы: выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, ее итоги и последствия.
Познакомиться и обсудить альтернативные планы преобразования сельского хозяйства в 30-е годы.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная коллективизация, самоэксплуатация крестьянской семьи, теория «оптимумов», кооперация, концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства, семейный подряд.
Рекомендуемая форма проведения занятий - практикум, нетрадиционный урок-версия, нетрадиционный урок - судебное разбирательство.
Тема 6. Триумфальное поражение?
Задачи темы: познакомившись с ресурсными материалами о советско-финской войне 1939-1940 гг., обсудить версию Виктора Суворова о ее итогах и значении, выработать собственную позицию.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «зимняя», «неизвестная» война, линия Ман-нергейма.
Рекомендуемая форма проведения занятий - практикум, нетрадиционный урок-альтернатива.
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии.
Задачи темы: познакомиться с альтернативными версиями И. Бунича и В. Суворова, сравнить их с официальной историографией.
«Проиграть» сценарии возможного превентивного удара и обсудить вероятность предсказанных событий.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар, «перманентная революция», «фашизм - Ледокол Революции».
Рекомендуемая форма проведения занятий - практикум, семинарское занятие.
Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом).
Задачи темы: исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбрать наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: заградительные отряды, штрафные батальоны, идеологический пресс, патриотизм.
Рекомендуемая форма проведения занятий - нетрадиционный урок-исследование.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Задачи темы: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой послевоенного периода. Выяснить причины, приведшие мир к новому витку непонимания и неприятия позиций друг друга.
Смоделировать картину напряженности в международных отношениях. Попытаться найти пути выхода из этого тупикового варианта.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «холодная война», «железный занавес», «маккартизм», гонка вооружений.
Рекомендуемая форма проведения занятий - практикум, деловая игра-обсуждение.
Тема 10. Если бы ГКЧП взял власть пришел к власти в августе 1991 года...
Задачи темы: проследить хронологию августовских событий. Познакомиться с версиями-объяснениями причин путча.
Смоделировать и «проиграть» неосуществленные сценарии, проанализировать их сущность, ход и результаты.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «путч», «псевдопутч», «ортодоксальные марксисты», «китайская» модель развития, «японская» модель развития.
Рекомендуемая форма проведения занятий - практикум, проблемно-проектная дискуссия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Безыменский А. Л., Фалин В. М. Кто развязал «холодную войну?»Страницы истории советского общества. Люди. Проблемы, факты. - М., 1989.
Бетлов А. Ю. Россия в начале века. - М., 1999.
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть / пер. с англ. - Смоленск, 1994.
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М, 1992.
Грант Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история, - М.,1995.
Горбачев М. С. Августовский путч (причины и следствия). - М,1991.
Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М, 1994.
Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что было бы? (Размышления о предпосылках и итогах, что случилось с нами в 30-40-е гг.) - М: Политическая литература, 1991.
Историки спорят. Тринадцать бесед. - М.,1989.
Историки отвечают на вопросы. - М., 1988.
Колосков, А. Г., Гевуркова, Е. А. Задания для самостоятельнойработы по истории Отечества XX в. - М.: Просвещение, 1996.
Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очеркиистории Советского государства. - М., 1991
Киселев, А. Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1939). М.: Издательство «ИЛБИ», 1984.
Проэктор, Д. М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. - М., 1985.
Плоткин, Г. М. Материалы и познавательные задачи по отеческой истории. - М.: Просвещение, «Учебная литература», 1996.
Пятецкий, Л. М. История России XX в. - М.: Московский лицей, 1999.
Пионтковский, С. А. Октябрьская революция. Ее предпосылки и ход. - М., 1923.
Рашитов, Ф. А. Альтернативы Октября: мирный или ненасильственный переворот. - Саратов, 1990.
Сборник материалов к изучению истории СССР (1921-1941 гг.) /под ред. И. И. Долуцкого. - М., 1989.
Суворов, В. Последняя республика. Почему Советский Союз проиграл Вторую мировую войну? - М., 1998.
Сталинградская эпопея. - М.: Звонница - МГ, 2000.
Лельчук, Л. В. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. - М., 1984.
Хрестоматия по истории СССР 1917-1945 / под ред. Э. М. Щагина.-М., 1991.
15