Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения


Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения
По отношению к традиционной системе образовательного процесса прежде всего в современном уроке меняются роли учителя и ученика. Учитель от трансляции информации переходит к организации деятельности ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока. Ученик от получения готовой информации переходит к поиску, выбору, анализу и систематизации нужной информации.
Это приводит к новому образовательному результату, к формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений. Планируемые результаты формируются из трех основных групп: личностные (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные), предметные (основы системы научных знаний).
Ход познания на современном уроке идет от учеников. Коллективный поиск, направляемый учителем, создает атмосферу заинтересованности каждого в работе класса. Использование учителем разнообразных форм и методов организации учебной деятельности позволяет раскрыть субъективный опыт каждого ученика. Самореализация обучающегося происходит через разнообразие и возможность выбора заданий и видов работ (проективная деятельность, исследовательская деятельность, дискуссионная технология).
К традиционным типам уроков добавляются нетрадиционные. Учителю следует тщательно планировать количество уроков различных типов при изучении конкретных тем. Не следует перегружать учебный процесс большим объемом нетрадиционных типов уроков. Наряду с уроками- соревнованиями, уроками-путешествиями, уроками- сказками, уроками- взаимообучения обязательно должны использоваться и уроки первичного предъявления новых знаний, и уроки обобщения и систематизации, и уроки комбинированные, и уроки контрольные и коррекционные.
На современном уроке меняются и организационные формы обучения. Использование групповой и парной видов деятельности, сочетание их с индивидуальной и коллективной позволяет формировать основные компетентности обучающихся.
К плюсам современного урока следует отнести и четкое следование замыслу урока, но в то же время готовность педагога гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации. На современном уроке происходит регулярный анализ полученных результатов, появляются новые формы и методы оценивания деятельности ученика. Большую роль играет формирование навыков самооценки и самоанализа своей учебной деятельности у обучающихся.
Дифференциация учебного материала на уроке и домашнего задания, применение здоровьесберегающих технологий позволяет обеспечивать благоприятные условия для сохранения здоровья ребенка, для создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках.