«Реализация и использование УМК по обучению родному языку детей младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организаций»
Реализация и использование УМК по обучению родному языку детей младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организаций.
Язык родной, язык бесценный!
О, как могуч ты и велик!
Для человека ты – друг верный.
Ты светел, чист, ты многолик!
Тебя мы все благословляем,
Ты нужен нам на все века,
Ведь нашу жизнь не представляемМы без родного языка!
( Гамил Авзал)
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Я работаю воспитателем в младшей группе. В нашей группе дети воспитываются в условиях двуязычия. В то же время в связи с утратой татарами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку.
Национальный состав воспитанников нашей группы - 36% - это 9 татары, 40% процент- в 10 русскоязычные семьи , 24%- 6 семьи, не разговаривают, так как состоят в смешанном браке или совсем не знают языка. Все это значительно затрудняет процесс обучения детей татарскому языку и требует от нас педагогов дополнительные усилия поиска инновационных форм работы.
Я, как педагог должна в каждом ребенке видеть личность и понимать мир ребенка. Не надо скупиться на похвалу и комплименты, теплые слова. Великая сила доброго слова творит чудеса! Только от меня зависит успешность общения с моими воспитанниками. Свое педагогическое кредо я могу выразить словами Ушинского: «Педагог должен быть добрым - но без слабости, требовательным - но без придирчивости, ласковым - но без приторности, допускать шутку -но не превращать дело в шутку». Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке.
Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели мои для него слишком абстрактны. Мотивация младших дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», т.е. ребенок не задается отдаленными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми. В процессе своей работы с детьми младшего дошкольного возраста я всегда учитываю: что чем более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым материалом, тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала. Лучше запоминается то, что интересно.
Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний в этом возрасте становится язык. Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако ведущим видом у дошкольников остается игра. В процессе игры бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. В режимных моментах я использую такие подвижные игры, как: «Җил исә» «Куян», «Чума урдэк, чума коз», «Яшерәм яулык» и др.
При изучении темы «Моя семья»- «Минем гаиләм» используется пальчиковая игра.
Музыкальная игра «Где наши ручки» - «Кайда безнең кулларыбыз».
Одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении являются театрализованные игры. Поэтому я очень часто включаю элементы театрализованной деятельности в свою работу это помогает сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь. В связи с этим является актуальным использование разнообразных элементов театрализованной деятельности как в организованной образовательной деятельности, так и повседневной жизни для развития речи детей хорошо знакомые с младшего возраста сказки: «Күмәч» -«Колобок», «Теремкәй» -«Теремок».
Технические средства также играют немаловажную роль в изучении татарского языка. Это развивает у детей эстетический вкус и любовь к природе. Также прослушиваем мелодии разных народов, дети учатся узнавать их национальные особенности.
Еще один из эффективных методов обучения — я использую информационные и коммуникативные технологий, то есть использование компьютера, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение данного метода в обучении татарскому языку способствует индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности. Детям интересен материал с использованием ИКТ. В режимных моментах по обучению татарскому языку я показываем детям мультфильмы на данном языке, анимационные сюжеты и прослушиваем аудиозаписи. Таким образом, я погружаем детей в страну татарского языка.
На сегодняшний день есть сборник мультфильмов на стихотворения великого татарского поэта Г.Тукая. При изучении его творчества просмотр мультфильмов позволяет лучше запоминать содержание произведений и повысить интерес у детей к творчеству поэта.
Большое внимание уделяем развитию предметно-развивающей среды. Мы в младшей группе создали национальный уголок, оформлен строго в соответствии с требованиями к уголку, имеются муляжи татарских национальных блюд, салфетки, детская художественная литература на татарском языке.
Для реализации наших задач обучения, объединяем усилия педагогов и родителей. Именно семья играет важную роль в обучении детей татарской разговорной речи. Очень важно создать атмосферу общности интересов. Я стараюсь активно вовлечь родителей в процесс обучения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованны усилия педагога и родителей. Родители нашей группы положительно влияют на желание детей к изучению второго языка.
Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходимо для решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Поэтому очень важным в своей работе я считаю развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения.
В нашем дошкольном учреждении педагоги совместно с родителями стараются прививать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родного языка для потомков.