Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся по краеведению
исследовательская и проектная деятельность
обучающихся по краеведению
Спицына С.В, учитель биологии, химии,
МКОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 8», г. Шадринска.
Краеведение учит людей любить
не только свои родные места,
но и знать о них.
Приучает интересоваться
историей, искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень
Это самый массовый вид науки.
Д. Лихачев.
Краеведение в школе способствует формированию личности, устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже познать историю людей, корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны.
Научно-исследовательской деятельностью я, в качестве учителя - краеведа, занимаюсь на протяжении трех лет.
Исследовательская деятельность осуществляется через различные формы:
проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана,
введение в сетку базисного учебного плана специальных учебных предметов, элективных курсов и курсов по выбору,
поисково-исследовательские задания,
музейную работу,
изучение краеведческого материала на занятиях кружка «Краеведения», проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и городском историко – краеведческом фестивале.
Считаю, что применение технологии исследовательской деятельности на уроках биологии, экологии и во внеклассной работе, необходимо начинать с 5 класса. Сначала работа проводится непосредственно под руководством учителя, затем постепенно переходит на боле высокий уровень самостоятельности.
В 5-6 классах предлагаю написать сообщение, доклад по заданной теме. Ребята, используя дополнительные источники информации, учатся выбирать главное, по существу, интересное. На уроке они делятся своей информацией с одноклассниками. Иногда сообщение является толчком для творческой работы. Так, при изучении темы «Охраняемые растения» было предложено написать сообщение о растениях, занесенных в Красную книгу Курганской области. Некоторые обучающиеся проявили свое творчество, нарисовали эти растения, написали стихи. Работы были представлены на всероссийский экологический форум «Зеленая планета».
В 6 классе используем самый древний метод-метод наблюдения, ведем фенологический календарь, изучаем растительный мир родного края. Результаты наблюдения используем на уроках биологии, экологии. Обучающимися предлагаю написать исследовательские работы на темы: «Индикаторы вокруг нас», «Осенние явления в жизни растений».
В 7 классе на уроках биологии изучаем животный мир своей местности. Обучающимся предлагаю написать работы по темам: «Происхождение и особенности породы собак», «Насекомые – паразиты сельскохозяйственных животных», «Способы борьбы с колорадским жуком».
В процессе краеведческой работы мною ставятся образовательные и воспитательные задачи:
развить у учащихся познавательную, творческую деятельность.
изучить историю родного города,
обучить детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы,
развить речевые и мыслительные умения,
обучить детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов,
сформировать чувства патриотизма и уважения к народу,
воспитать духовность, нравственность.
Неотъемлемой частью работы является использование различных источников краеведческой информации (книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, музейные материалы, а также встречи с жителями города, непосредственными участниками событий, специалисты – краеведы, научные работники). Самое главное состоит в том, чтобы научить обучающихся искать и находить нужный материал. С этой целью в течение учебного года проводятся встречи с участниками боевых действий в “горячих точках”, родителями погибших военнослужащих, ветеранами Великой Отечественной войны, работниками культуры и искусства; организуется работа в школьных музеях «Боевой славы» и «Истории школы».
Принципы организации учебно-исследовательской деятельности, используемые в работе:
научность и целенаправленность,
систематичность и последовательность,
личностно-ориентированная направленность.
Это позволяет добиться значительного повышения качества знаний учащихся, повысить их уровень активности профессиональное самоопределение, осуществить интеграцию между предметами различных образовательных областей.
Учебно-исследовательская деятельность это творческий процесс, который включает создание проблемной ситуации и нахождение решения поставленной проблемы. Для этого
помогаю ученику
увидеть проблему в изучаемом материале, определить ее характер,
показываю, как строится доказательная база в процессе выполнения задания на основе найденных фактов,
вместе формулируем выводы на основе решения проблемы, определяем возможное их количество.
В практике темы исследовательских работ учащихся были часто подсказаны ситуациями на уроках. На мой взгляд, выбор темы должен подчиняться правилам:
быть интересной ученику, увлекать его;
соответствовать возрастным особенностям учащегося;
быть нестандартной, оригинальной, содержать новизну;
ученик должен получить удовлетворение от своей работы.
Мною совместно с обучающимися разработаны исследовательские работы по темам:
Памятники моего города, нуждающиеся в реставрации;
Бронников в Шадринске;
Животные во время Великой отечественной войны;
Красная книга Шадринска и Шадринского района;
Тяжелые металлы в почве пришкольного участка.
Такие работы учащихся представляются как на школьных научных конференциях, так и на городских или региональных.
Ежегодно предлагаю ребятам не только интересные темы для исследований, но и новые формы такой работы. Одной из форм является разработка экскурсий, походов и подготовка отчетов о проделанной работе. Совместно с обучающимися разработали несколько маршрутов: «Экскурсия по улице Комсомольской», «Памяти павших будем достойны», памятные места, связанные с воинами – героями; «По следам Александра Никифоровича Зырянова». Отчеты о результатах этой работы были представлены на городском историко – краеведческом фестивале, который проводится ежегодно. Ребята стали победителями и призерами.
В рамках месячника краеведения в школе традиционно организуются и проводятся «Бирюковские чтения», на которых обучающиеся 1-11 классов выступают с темами исследовательских, творческих работ и проектов:
«Пришкольный участок: прошлое, настоящее, будущее(1 класс);
«Моя школа: октябрята – дружные ребята(2 класс);
Скульптор И.Д.Иванов – Шадр (3 класс);
Художественная школа им. Ф.А.Бронникова (4 класс);
Н.В.Архангельский (5 класс);
По следам А.Н.Зырянова (6 класс);
По следам И.М.Первушина (7 класс);
Носиловские дачи(8 класс);
Далматовский монастырь(9 класс);
По следам А.Ф.Мерзлякова(10 класс);
По следам Г.К. Жукова в Шадринске(11 класс).
Исследовательская работа школьников - это небольшой научный проект, работа над которым способствует личностному росту обучающихся; это приобретение учащимися умений и навыков по самостоятельной организации своей работы, осуществление самооценки и умение самостоятельно изучать новую тему, применять свои знания на практике, которые они смогут использовать не только при изучении других предметов, но и во взрослой жизни.
15