Конспект урока (окружающий мир) на тему Маленькие рыцари
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Конкурс «Урок-проект»
Предмет: окружающий мир
Раздел: Живые участники круговорота веществ
Тема: « Маленькие рыцари
3 класс
Программа «Школа 2100»
Пустовая Надежда Борисовна
учитель начальных классов
г. Апатиты
Мурманская область
январь
2013 г.
Учебно-методическое обеспечение: «Окружающий мир. 3 класс» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Образовательная система «Школа 2100»
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация
Цель урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни членистоногих.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с основными группами животных (пауки, насекомые, ракообразные), их отличительными особенностями, образом их обитания;
учить классифицировать животных по группам;
учить работать в группе, уметь высказывать и доказывать свое мнение, обосновывать его.
Развивающие:
Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Воспитательные:
Воспитание гуманного отношения к природе;
Экологическое и нравственное воспитание;
Пополнять словарный запас детей.
Тип урока:
изучение нового материала.
Форма урока:
урок-проект
Формы работы:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Групповая.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Маленькие рыцари», учебник « Окружающий мир» 3 класс, 1 часть «Обитатели Земли», авторы А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов и другие;
у учащихся учебник, рабочая тетрадь к учебнику, в конвертах инструкции и план информационного проекта (рассказ от имени животного), энциклопедии.
Предварительная работа:
На уроках изобразительного искусства ученики рисуют насекомых.
На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Насекомые», «Паучки».
Изучения дополнительной литературы.
Итог данной работы и урока окружающего мира - сборник работ учащихся о членистоногих.
Т
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация
1
Организационное начало
1 минута
2
Актуализация знаний
3 минут
3
Целеполагание и мотивация
4 минуты
4
Совместное открытие знаний
14 минут
5
Физкультминутки
2 минуты
6
Презентация продуктов проекта
14 минут
7
Итог урока
3 минуты
8
Рефлексия
3 минуты
9
Задание на дом
1 минута
Этапы
Учитель
Ученики
ИКТ
1.Организационное начало
Деление детей на группы, определение правил работы в группе.
Здравствуйте, ребята!
А теперь, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Сегодня на уроке мы будем работать в группах, давайте обсудим правила.
При обсуждении выслушиваем мнение каждого.
Выбираем правильный ответ и формулируем его чётко.
Отвечает только один ученик.
Внимательно слушаем ответы других групп.
На уроке сегодня предстоит большая, но интересная работа. Я думаю, по её завершению каждый из вас сможет сказать:
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать».
Приветствие учеников.
Ученики предлагают свои варианты правил работы в группе, обсуждают их и формулируют общие правила.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
Когда-то в средние века,
Повсюду они жили.
И жизнь была их нелегка
В тяжёлой амуниции.
Гордились все они собой,
Мечами и доспехами.
Играли со своей судьбой
И на турниры ехали.
Ещё одна загадка:
Два рога не бык,
Шесть ног без копыт
Летит так воет,
Сядет землю роет.
В чём сходство жука и рыцаря?
Можно ли жука назвать рыцарем?
Если настоящие рыцари большие и сильные, тогда жуки.
Молодцы, ребята! Вы определили тему сегодняшнего урока.
Это рыцарь.
Это жук.
Тело защищено доспехами.
Жука можно назвать рыцарем.
Маленькие рыцари.
Слайд 2
(по щелчку)
Слайд 3
(тема урока)
3. Целеполагание и мотивация.
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше, нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд - кто делает мед, и кто делает яд.
Как вы думаете, о каких животных мы будем говорить сегодня на уроке?
У каких животных, живущих в воде, тело то же защищено доспехами?
Учёные называют всех этих животных членистоногими.
Прочитайте диалог наших героев на с. 90 в учебнике.
О чём они рассуждают?
На какие вопросы мы должны ответить сегодня на роке?
О жуках, о бабочках, о пчёлах, о пауках.
У раков, крабов.
Чтение текста обучающимися.
Они рассуждают о размерах насекомых и их возможностях.
Как устроены насекомые и другие мелкие наземные животные? С какими трудностями они сталкиваются? Для чего нужен скелет?
Слайд 4
(по щелчку картинки)
(по щелчку название)
Физминутка
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Вновь трудиться все начните.
Открытие «нового знания»
Презентация продуктов проекта.
Начнём поиск ответов с того, что вспомним, для чего нужен скелет.
Существует два вида скелетов: наружный и внутренний.
Разберём эти понятия на примере обычных предметов:
Компьютер - корпус -
Мягкий диван – деревянная основа -
Ручка для письма – корпус -
Основу внутреннего скелета животных составляет позвоночник, который состоит их живых клеток. Это позволяет обеспечить постоянный рост скелета. Позвоночник легкий и гибкий.
Все членистоногие имеют наружный скелет. Он покрывает тело, как панцирь, но состоит из отдельных твердых члеников, которые подвижно соединены друг с другом.
С кем сравнили авторы нашего учебника членистоногих?
Скелет наружный легкий, не мешает передвижению, хорошо защищает организм.
Но существует недостаток. А какой?
Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на с. 90.
Вывод:
О каком недостатке вы узнали?
Назовите «плюсы» наружного скелета.
Нам пора познакомимся с представителями членистоногих.
Рассмотрите фотографии и разделите животных на группы.
Правильно они называются: паукообразные, ракообразные, насекомые. Все они относятся к типу членистоногие.
Теперь вы поработаете в группах. У нас их три. Тема, над которой будет работать группа, зависит от названия, которое она выберет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Пчёлки» - изучают характерные особенности насекомых и способы их размножения.
«Тарантул» - исследуют особенности жизни паукообразных.
«Креветки» - изучают ракообразных, особенности их передвижения, способ дыхания.
Кроме этого, каждая группа выбирает одного представителя своего класса животных и кратко рассказывает о нём по плану, который вы найдёте в конверте.
Работа в группах.
В конверте инструкция и план.
Консультация учителя.
Заслушиваем сообщения групп.
Молодцы! Вы действительно много узнали и рассказали об этом другим.
Поработаем с таблицей, чтобы лучше запомнить самое главное.
Создаёт опору телу, даёт возможность двигаться, защищает тело, к нему прикреплены мышцы.
«наружный»
«внутренний»
«наружный»
Они сравнили их с рыцарями.
Скелет не может расти вместе с хозяином, он вынужден сбрасывать свой панцирь и наращивать новый. В это время животное становится беззащитным.
Защита мягкого тела от повреждений, защита от высыхания.
Ответы детей: пауки, раки, насекомые.
Группа ребят выбирает конверт, а открыв его, узнаёт, как называется их группа, и по какой теме она будет работать.
Самостоятельная работа учащихся.
Выступление учащихся.
Ответы обучающихся и постепенное заполнение таблицы на слайде.
Слайд 5
(скелет)
(по щелчку)
(наружный и внутренний)
(картинка)
(эффект удаления и перемещения)
Слайд 6
(по щечку)
(картинки)
Слайд 7
(схема)
(по щелчку – тип животных)
Слайд 8
(названия групп)
(по щелчку – картинки)
Слайд 9
(Таблица с названиями граф)
Каких членистоногих больше всего?
В чём причина такого многообразия?
Выводы. Назовите три основные причины многообразия насекомых.
Больше всего насекомых.
Причины: разные способы питания, пища, способы развития и защиты, образ жизни.
Маленький размер.
Насекомые – опылители растений.
Маскировка.
Слайд 10
(тёмный)
Физминутка
Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.
Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным вы должны хлопать. Когда называю животных, относящихся к группе насекомых, вы топаете, а когда же я назову пауков вы стоите тихо.
(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак)
Итог урока.
Предлагаю игру «Третий лишний» .
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов разделено их тело.
Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров.
Он защитить, способен от всяческих врагов.
Вспомните проблемные вопросы и сделайте выводы.
Что же мы узнали об особенностях членистоногих?
Ответы детей с объяснением выбора.
Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног.
Слайд 11
(Задания появляются по щелчку)
Слайд 12
(тёмный)
8. Рефлексия.
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать»
Согласны ли вы с этим высказыванием сейчас?
Вы довольны своей работой на уроке?
На каком этапе урока вам было особенно интересно и почему?
С какими трудностями вы столкнулись?
Какие будут замечания и предложения на будущее?
Размышления учащихся
Домашнее задание.
Выполните задания по выбору
1.Нарисуйте представителей любого класса членистоногих.
2. Оформите информационные проекты о насекомых, пауках и ракообразных, которые вы составили сегодня на уроке, дополните их интересной информацией.
3. Выполните задания в рабочей тетради по данной теме, которые вас заинтересуют.
Спасибо за урок!!!
Слайд 13
(Домашнее задание)
Слайд 14
(Выделение картинки по щелчку)
Литература:
А.А Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир. 3 класс. «Обитатели Земли». Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2008.
А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир часть 1 «Обитатели Земли» – М.: Баласс, 2009.
А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
Е.Н. Землянская Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Е.Л. Мельникова Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми//Начальная школа: плюс-минус. 1999.№5,6,7,8.
Т. Новикова Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов. М.: Баласс, 2006.
Ресурсы Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация Маленькие рыцари.pptxО
·
·
·
·Задания в конвертах.docxТ
·
·
·
·15