Обобщение педагогического опыта по проектной деятельности на уроках литературы.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Сазоновой Лидии Петровны
Тема инновационного педагогического опыта: «Содержание и организация проектного обучения на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ОО»
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем
у детей завтра».
Джон Дьюи.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества».
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, навык самостоятельного движения в информационных полях, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Формирование новой личности требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования, и практика его организации многообразна. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Актуальность и перспективность опыта и в том, что он соответствует потребностям современной школы и требованиям реализации целей и задач ФГОС.
Что диктует ФГОС второго поколения?
Обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности.
Личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей учащихся.
Системно-деятельностный подход, деятельностная парадигма образования.
Ориентация на новые образовательные результаты.
На первый план умения учеников разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятом решении.
Развитие на основе формирования УУД … и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области.
Компетенции «уметь учиться», формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора.
Овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления.
Коммуникативное развитие.
От стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий.
Данная технология обеспечивает успешную социализацию личности. В процессе организации данного вида деятельности происходит усвоение социальных норм поведения. В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что технология метода проектов достаточно эффективна, т.к. внедрение этого метода в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Современная школа должна отвечать требованиям, предъявляемым обществом с его высокой планкой и ориентиром на международные стандарты качества образования. Запрос социума – люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, толерантные, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, способные к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
Учитывая то, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – это их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, педагог должен создать такие условия, чтобы школьник полюбил учиться. Только в этом случае будет высокий показатель качества образования. Верно сказал персидский писатель Саади: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».
Работая в школе 38 лет, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету и качества знаний.
При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний учащихся возможно повысить только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность.
Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю:
неумение учащихся анализировать прочитанное и выделять из имеющихся те знания, которые следует применять в данном случае;при известном разнообразии способов действий учащиеся не могут применять общие правила для решения частных вопросов, задач;
для успешного выполнения задания учащемуся следует осуществить цепочку мыслительных действий, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий у детей отсутствуют;
для ответа на вопрос ребенок должен обладать умением анализировать, обобщать, видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства ее решения, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий отсутствуют даже у учеников старших классов.
Определив основные причины снижения качества знаний и интереса к предмету, я пришла к выводам:
обучение не должно сводиться к передаче детям набора определенных терминов и понятий;
в основе обучения должен лежать принцип активности, так как обучение и развитие носят деятельный характер, и от качества учения как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьника;
ключевой проблемой в решении задач повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.
В настоящее время объемы учебного материала, требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Исходя из того, что основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно, наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что технология метода проектов достаточно эффективна, т.к. внедрение этого метода в учебный процесс позволяет формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.
Теоретическая база опыта
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Российская педагогическая энциклопедия определяет метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов появился в американской педагогике конца 19 – начала 20 века на базе идеи о превращении школы в подобие жизни и был ориентирован на развитие мышления учащихся, в основе которого лежит личный опыт. Концепция метода проектов возникла из педоцентрической и прагматической теории американской философии и педагогической психологии рубежа 19 и 20 веков. Сущность образования в этой теории рассматривалась как исследовательский процесс, ведущий к самооткрытию. Основатели данной теории (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Р. Паркер и др.) выступали против старого регламентированного обучения и верили в то, что образование должно помочь создать окружающую среду, ведущую к развитию и свободе выражения. «Проект» определялся как комплексная деятельность, которую сам учащийся планирует, намечает себе цель, сам ее выполняет. Каждая реальная практическая проблема, которая предоставляется решению и связана с разными видами практической продуктивной деятельности, является проектом.
Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка.
В понимании С.Т. Шацкого описание метода проектов весьма современно: «Важна не сумма знаний, а насущная, выходящая из жизни и ясно ощущаемая необходимость в них, установление путей, связующих свой метод добывания знаний с тем, что добыто другими ...» Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других.
«Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения»,- считает Н.Г. Алексеев. Во взаимодействии «учитель – ученик», «ученик – ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач. Коммуникативная задача - проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам. Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процесса обучения. Согласно Д. Б. Эльконину, «основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:
1. Сам формулирует проблему.
2. Сам находит ее решение.
3. Решает.
4. Контролирует правильность этого решения.
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения. Резюмируя вышесказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что именно в проектной деятельности пересекаются во многом процессы смысло- и жизнетворчества, реализуемые в форме рефлексии в процессе переосмысления и преобразования человеком жизни, что и соответствует тому принципу саморазвития, который является спецификой проектной деятельности, когда решение одних задач и проблем стимулирует развитие новых форм проектирования. Во-первых, в проектировании учащийся становится ведущим субъектом процесса образования, он сам отбирает необходимую информацию, сам определяет её необходимость, исходя из смысла проекта. Во-вторых, в проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания. Их систематизация, приведение в порядок, установление истины – дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний, понятий строит свой проект, своё представление о мире.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности; текст или схема, предваряющие создание проекта». Применительно к школе – это «метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении». Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «общий способ организации деятельности по получению определенного «продукта». Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурологии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность студентов, то есть:
Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.
Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).
Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);
коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником);
творческими (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
С 2014 года стартовал общешкольный проект – электронная газета «Школьная жизнь». Кроме освещения школьной жизни, корреспонденты газеты занимаются исследовательской работой: к 70-летию Победы были найдены и опубликованы материалы об учениках школы – участниках Великой Отечественной войны.
• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
Из опыта работы.
На уроках литературы в 9-х классах были задания проектно-исследовательского характера. Например, при изучении темы «Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни» учащиеся готовили групповые проекты: «Занятия русского дворянства», «Быт русского (городского) дворянства (что ели, носили и т.д.)», «Образование, которое получали молодые дворяне», «Жизнь поместного дворянства», «Театр и литература пушкинской поры». Проекты помогли представить во всей полноте «русскую жизнь» первой половины XIX века.
• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
Сейчас я работаю в 5 классе. Мы завершили проекты «Электронный альбом «Художники-иллюстраторы русских народных сказок» (Приложение) и инсценировки басен И.А.Крылова.
• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
На уроке литературы по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор» были представлены групповые проекты «Картины послевоенной деревни в рассказе». Проекты межпредметные, тесно связанные с историей.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение.
Последовательность работы над проектом
Стадия
работы над проектом
Содержание работы
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
1 2 3 4
Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
Планирование а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
Исследование 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний, умений, и эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была бы определенной, значимой для них и оформленной в виде какого-то конечного продукта.
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате - проектном продукте. Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.
Рассмотрим подробнее основной этап.
Основной этап состоит из трех важных шагов.
Подготовительный - анализ способов и целей работы в группах.
Он включает в себя:
- выявление исходного уровня;
- разработку проекта;
- подготовку к предстоящему исследованию.
Практический –
- поиск источников необходимой информации;
- сбор материала;
- анализ возможных трудностей;
- освоение проектной технологии;
- организация мониторинга;
- создание условий;
Обобщающий – подведение итогов.
- обработка данных исследования, обсуждение;
- соотнесение результата исследования с поставленными целями;
- корректировка гипотезы;
- оформление и описание хода и результатов исследования;
- разработка практических рекомендаций.
Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.
В моей работе учителя-словесника важно не только заинтересовать учащихся сутью предмета, «заразить идеей», но и дать возможность воплотить идею в жизнь в наиболее приемлемой, интересной, перспективной форме.
Из опыта работы.
Первые творческие проекты мои ученики стали представлять в 2013 году. Вместо заучивания стихотворений А.С.Пушкина я предложила им создать презентацию или видеоролик на одно из понравившихся им стихотворений поэта: подобрать видеоряд, музыку, самому выразительно прочесть стихотворение. Получились первые работы не у всех. Часть учеников предпочли выучить стихотворение наизусть. Но видя результат работы товарищей, следующий проект «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова» выполнили практически все. Эти творческие проекты я практикую во всех старших классах на уроках по лирике поэтов XIX – XX веков на заключительном этапе изучения творчества поэта. Что это дает? Вместо механического заучивания и выразительного озвучивания – осмысленный поиск стихотворения «по душе», возможность выразить эмоции разными средствами: музыкой, видеорядом, выразительным чтением. Кроме того, это и освоение компьютерных возможностей.
Основная цель метода проектов заключается в предоставлении учащимся возможности учиться самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предусматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Метод проектирования – это способы (приемы, процедуры, алгоритмы, правила, исследования), применяемые для реализации проектных функций, выполнения проектных технологических операций, действий и решения проектных задач.Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте:
Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.
Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету, проектно-исследовательская деятельность учащихся.Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, сеть Интернет, электронные учебники, библиотека электронных наглядных пособий.
Виды деятельности – формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения.
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Обоснование выбора.
Занимаясь исследовательской, творческой и поисковой деятельностью, учащийся способен к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, нельзя забывать о такой мощной мотивации как извечная тяга человека к новому и неизведанному.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности школьников, так как истинное обучение идет через деятельность, и это не противоречит федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Кроме того, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.
Итак, для чего нам нужен проект?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.
Анализ результативности опыта
Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, рождаются оригинальные идеи по поводу передачи содержания с использованием элементов мультимедиа, развиваются творческие способности.
Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
положительная динамики уровня обученности;
качественная динамика мотивации учебной деятельности;
прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.
Динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года по литературе (качество знаний):
класс 2012-13г. 2013-14г. 2014-15г.
9Б (10,11) 39 55 74
9В (10,11) 75 76 81
10А (11) 83 87 10Б (11) 59 65 8Б (9) 77 85
8В (9) 66 69
Динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года по русскому языку(качество знаний):
класс 2012-13г. 2013-14г. 2014-15г.
9Б 39 42 55
9В 65 68 78
10А 72 75 10Б 41 52 8Б 33 44
8В 50 69
Результаты экзаменов.
ОГЭ 9 класс:
год Средний балл
2012-2013 3,6
2013-2014 3,6
2014-2015 4,3
ЕГЭ 11 класс.
год Качество
русский язык
2013-2014 59
2014-2015 58
литература
2013-2014 33
2014-2015 54
Работа над проектами, подготовленными для уроков литературы, вызвала интерес и к исследовательской деятельности. Результатами стали успехи учащихся на школьных, муниципальных и республиканских научно-практических конференциях.
Научно-исследовательская работа учащихся .2012-2013 учебный год:
1. Седова Анастасия (10 класс)- литература – школьная НПК – участие
2. Еремкина Юлия (10 класс) –Научно-практическая конференция «Школьники города – науке XXI века» (секция Языкознание) - призер – 2 место
3. Еремкина Юлия (10 класс) –Республиканский конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» (секция Языкознание) - призер – 2 место
4. Ломшина Виктория (10 класс) –- Научно-практическая конференция «Школьники города – науке XXI века» (секция Культурология) - участие
5. Ломшина Виктория (10 класс) –Республиканский конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» (секция Культурология )- участие.
2013-2014 учебный год.
1. Букина Ольга (11 класс) - Научно-практическая конференция «Школьники города – науке XXI века» (секция Языкознание) - призер – 2 место
2. Букина Ольга (11 класс) - Республиканский конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» (секция Языкознание) - призер – 2 место
2014-2015 учебный год.
1. Савочкина Анна (9 класс) - Научно-практическая конференция «Школьники города – науке XXI века» (секция Культурология) – участие.
Участие в творческих конкурсах.
1.Еремкина Юлия (10 класс) – 3 место в номинации « Проба пера» Городского конкурса авторского стихотворения «Душой рожденные стихи».
До прошлого года мои ученики участвовали в муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературе, но не очень успешно. В последний год произошел «прорыв»:
2014-2015 учебный год.
Предмет Ученик Класс Уровень школьные городские республиканские всероссийские региональные
Русский язык Шаронов Алексей 11 + призер Литература Шаронов Алексей 11 + призер + Русский язык Кеняйкина Яна 11 призер
Митина Яна 9 призер
Кроме того, поверив в свои силы, учащиеся стали принимать участие в дистанционных олимпиадах.
2013-2014 учебный год.
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку проекта Инфоурок:
1. Засимова Алиса – 11 класс – 1 место
2. Гузнаева Анна – 10 класс – 2 место
3. Седова Анастасия – 11 класс – 3 место
Всероссийская дистанционная олимпиада по русской литературе проекта Инфоурок:
1. Левин Николай – 10 класс – 1 место
2. Григоркина Ирина – 10 класс – 1 место
3. Судакова Анжелика – 9 класс – 2 место
4. Курдюкова Ольга – 10 класс – 2 место
5. Гайдукова Алина – 9 класс – 2 место
6. Смирнов Евгений – 9 класс – 3 место
2014-15 учебный год.
Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта Инфоурок:
1. Шаронов Алексей -11 класс -1 место
2. Митина Яна – 9 класс – 1место
3. Ширманкин Антон – 9 класс -2 место
4. Зуйкова Олеся – 9 класс – 3место
5. Антонов Кирилл – 9 класс - 3место
6. Савочкина Анна – 9 класс – 3место
Международная дистанционная олимпиада по русской литературе проекта Инфоурок:
1. Курдюкова Ольга – 11 класс -1место
2. Казачкова Наталья – 11 класс – 1место
3. Гузнаева Анна – 11класс – 2 место
4.Златомрежев Роман -11 класс – 2место
Кроме того, за последние 3 года три выпускника поступили на филологический факультет МГУ им. Огарева, из них двое – на факультет журналистики. Этого давно уже не было.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Для успешного применения данного опыта необходима соответствующая педагогическая, психологическая и профессиональная подготовка учителя, а также интерес со стороны учащихся, наличие специально организованного для занятий места, свободного времени учащихся и учителя и творческое отношение к работе.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.
Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурологии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным. Поэтому я считаю, что данная работа могла бы заинтересовать не только учителей гуманитарного цикла, но и любого педагога, стремящегося сделать процесс обучения более результативным, творческим, современным.
В заключении хочу сказать, что воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Список использованной литературы
1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной методики? Русский язык в школе. 2007. №6.
2. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва: Сентябрь, 2004.
3. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.
4. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.
5. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении. Народное образование. 2010. №7.
6.Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. Литература в школе. 2008. №11.
7. Иванов Д.И. Метод проектно-проблемного обучения. Ж. Директор школы. 2007. №6.
Приложение
Технологическая карта урока
Учитель: Сазонова Лидия Петровна
Предмет: литература
Класс: 5А
Тип урока: Урок развивающего контроля.
Тема Защита проектов «Электронный альбом «Художники – иллюстраторы русских народных сказок».
Цели
Образовательная: создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.;
развивающая: продолжить работу по обучению учащихся отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
воспитательная: формировать умение работать в коллективе.
Планируемый результат Предметные:
Знать правила защиты проекта.
Уметь высказывать свою точку зрения, защищать ее; прислушиваться к мнению товарищей, критически относиться к результату своей работы
Личностные: Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий.Метапредметные:
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания; осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Основные понятия Иллюстрация, художник-иллюстратор
Межпредметные связи Изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные компьютер, проектор, презентации в Power PointОрганизация пространства Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Этапы урока Деятельность учителя Коммуникативная деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
1 2 3 4
I.Мотивация к учебной деятельности
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Постановка проблемы:
-У нас подготовлен материал для альбома иллюстраций. Какая проблема возникает? Как мы ее можем решить? Участвуют в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий Определять цель урока для себя.
2.Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
- Из чего состоит любая детская книжка?- Кто работает над созданием книжки?
- Кто такие иллюстраторы?
- Обязательны ли иллюстрации в книге? А в детской? Почему? Отвечают на вопросы Владеть терминологией по теме, навыками устной монологической речи.
3 Постановка цели и задач урока.
Какова цель нашего урока? Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели?
Организация высказываний учащихся и постановка задачи – выбрать лучший материал для общего альбома. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на вопросы учителя Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий.
3 Презентация проектов «Художники-иллюстраторы» Организует самооценку проекта:
– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
Направляет обсуждение представленных проектов.
Презентация групповых проектов, подготовленных заранее.
Участвуют в обсуждении проектов товарищей. Умение строить логичное и аргументированное монологическое высказывание.
Логично распределять выступления учащихся в группе, выстраивать свою презентацию, используя понятные для собеседников высказывания, дополнять речевое высказывание предыдущего участника
4. Составление общего проекта – альбома «Художники-иллюстраторы русских народных сказок» Организует высказывания учащихся и мотивирует на критическое оценивание и выбор лучших материалов для общего альбома. Рассуждение и характеристика представленных проектов. Умение строить сообщения (включающие эмоционально-оценочные суждения)
Осознанно делать выбор, полагаясь на опыт и оценивая свои собственные желания и возможности.
5. Рефлексия. Организует коллективное обсуждение, осмысление и оценку проекта:
– Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.– Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?– Оцените результат работы.
Интерактивное упражнение "Микрофон".
Продолжите предложение: "Участие в этом проекте дало мне ..."
Принимают участие в обсуждении, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее.
Учащиеся продолжают предложение. Критически оценивать себя и других, делать выводы.
Умение правильно оценить эффективность проделанной работы, оценить личностные результаты своего труда.
6. Домашнее задание. Предлагает на выбор домашнее задание на следующий урок : подготовить сообщения на темы: «Возникновение письменности на Руси». «Повесть временных лет», «Русские летописи».
Дает комментарий к заданию.
Делают выбор по домашнему заданию. Умение сделать выбор, правильно оценив свои возможности и интерес к теме.