Творческий отчет Игра как форма организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5. "Многопрофильная"
Творческий отсчет по теме: "Игра как форма организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания"
учителя истории и обществознания Курицыной Марины Галиевны
Город Нефтеюганск 2014г
Игра как форма организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
Расскажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я пойму.
Китайская мудрость.
Актуальность
В настоящее время, я считаю, история главный предмет в школе, который формирует гражданина и социальную личность.
Наиболее общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитания гражданина и патриота Отечества, ценностно – ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной жизни. Добиться этих целей возможно лишь, активизировав познавательную деятельность учащихся на уроках истории.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися. Часто, кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Но это не так. Актуальной задачей школы становится: предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитие навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации. Одной из форм обучения, которые могут развить подобные навыки, является игра.
Игра для школьников важна, понятна, злободневна. Игра - это часть его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе.
Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых соображений) удобства и порядка.
Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрежку. В игре знания усваиваются через практику. Игры можно использовать на любом уроке: будь то повторение, или изучение нового материала.
Цель: повышение качества учебного процесса и активизация учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания.
Задачи:
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
- дать ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям;
- раскрывать и развивать творческие способности личности;
- развивать такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Подходы к понятию игра
как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности;
как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;
как форма активного обучения (нестандартный урок);
как форма организации учебной деятельности (вид коллективной работы);
как новая технология обучения.
Для чего нужна игра?
Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.
Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.
В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.
Эти игры могут помочь:- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;- улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);- укрепить дружеские отношения в классе.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке.
Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго.
Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений
В процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации.
Активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональной деятельности приводят к повышению качества учебного процесса.
Проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Учащиеся ощущают практическую значимость знаний исторической науки.
Формальные знания превращаются в действенные.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приведу несколько примеров учебных игр- это наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний(ребусы, кроссворды, «Союзники и противники, «Нить Ариадны»)
Комбинаторные – игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации(«Разминка: Дата. Событие. Герой», «Линия времени», «Археологи»).
Аналитические – развивающие аналитическое мышление(«Ошибающийся учитель»).
Ассоциативные – в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека (игра «Ассоциация»).
Контекстные – привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то , что прямо не выражено и наоборот, передавать информацию самыми различными способами(«Переводчик», «Из уст в уста»)
Эти игры обычно не содержат этапа предварительной подготовки, по времени они занимают от 7 до 30 мин. Их можно использовать на любом этапе урока.
Ролевые же игры требуют большей подготовки и занимают по времени целый урок и более. Но в отличие от игр с правилами, они могут использоваться не часто. К ролевым играм мы относим урок – путешествие.
Этапы организации и проведение игры
Подготовительный этап. (Темы сообщений, подготовка сценок – загадок, выставка рисунков)
Организационный этап.(Определение темы, постановка цели, практическая направленность темы)
Самостоятельная работа учащихся:
- групповая работа;(работа с учебником, с историческим источником, ответы и оценка ответов, показ сценок – задачек).
- индивидуальная работа.(сообщения экскурсоводов).
4. Заключительный этап.(вывод по теме, закрепление «Буклеты» и их защита)
5. Оценка или взаимооценка.
6.Рефлексия.
Большой интерес у учащихся вызывают элементы театрализации или полностью театрализованные уроки (сценки по древности: без слов показать следующие высказывания: «Я уже большой, и пойду охотиться на мамонта!»
По Древней Индии – сценки – задачки «Два противника», «Шерсть, растущая на кустах»).
Значение игр
Root Entry