Образовательный проект «Калейдоскоп судеб: или история в лицах»
Образовательный проект «Калейдоскоп судеб: или история в лицах»
Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от современных школ, лицеев, гимназий осуществления подготовки конкурентоспособной личности, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Становление гражданского общества без социально-активной личности невозможно. Приоритетным становится гражданское образование, призванное решить проблему образования и воспитания гражданина.
«Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной коммуникативной активности средствами учебных дисциплин». [1]
Значимость проблемы гражданского образования обусловлено реалиями современной России и связана:
со становлением гражданского демократического общества;
с процессом социализации – включение индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закреплённых в культуре;
с ростом нигилистических настроений и девальвацией нравственных ценностей;
с утратой духовных ориентиров и связи поколений;
большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости.
В настоящее время выделяют пять моделей гражданского образования в России. Они встречаются как в чистом виде, так и смешанном вариантах. Это модели: 1) предметно-тематическая; 2) межпредметная; 3) институциональная; 4) проектная; 5) диссеминационная («Домино»). [4]
В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах».
Целью проекта является:
формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств;
обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества.
Задачи:
создать условия для развития творческого потенциала, гражданских инициатив детей, их лидерских способностей через проведение игр, конкурсов, научно-исследовательских работ;
ознакомить учащихся с технологией проектирования и исследования;
создать атмосферу самоуважения;
создание сетевого сообщества по интересам на базе сетевого социального сервиса.
Образовательный проект «Калейдоскоп судеб» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных компетенций, универсальных способов деятельности:
1) Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
4) Самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
5) Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
6) Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
7) Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую.
8) Умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе «от противного»), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
В личностных требованиях к результатам к результатам проекта обучающийся должен:
1) осознавать российскую гражданскую идентичность, иметь уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважать государственные символы (герб, флаг, гимн);
2) иметь гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества; осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок, обладать чувством собственного достоинства, осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) быть готовым к служению Отечеству, его защите;
4) обладать сформированным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанными на диалоге культур и различных формах общественного сознания, осознавать свое место в поликультурном мире;
5) обладать готовностью и способностью к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) иметь толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) владеть навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) быть готовым и способным к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни; проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
10)относиться к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
К метапредметным требованиям результата проекта «Калейдоскоп судеб, или история и в лицах» надлежит отнести:
1) уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников образовательного процесса;
3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками решениями проблем; быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требованием эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
В предметных требованиях к результатам проекта следует отнести:
1) иметь сформированные знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представление об историографии;
2) владеть системными историческими знаниями, понимать место и роль России в мировой истории;
3) владеть приемами работы с историческими источниками, уметь самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) иметь сформированные умения по оцениванию различных исторических версий;
5) уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
6) владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом и историческом процессе;
7) владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.
Направления проекта: 1) патриотическое – выражается в проведении патриотических мероприятий, конкурсов, экскурсий по памятным местам нашего города и области; 2) экологическое – проведение экологических акций и конкурсов, просмотр и обсуждение фильмов; 3) эстетическое – посещение театров, выставок, концертов; 4) творческое – выявление творческих талантов и способностей детей, написание научно-исследовательских работ, создание сетевого сообщества.
Основные принципы проектной деятельности:
истемная организация педагогического процесса, основанная на взаимодействии педагогов , учащихся и социума в процессе работы над проектом;
снова обучения, которая предполагает включение лицеистов в процессы разработки и реализации проектов, а также рефлексию проектной деятельности;
интеграция содержания обучения и способов деятельности.
Мы руководствуемся следующими педагогическими требованиями к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интеграции знаний, поисковой деятельности;
практическая и теоретическая значимость результатов проектной деятельности;
самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность обучающихся;
структурирование содержательной части проекта;
использование исследовательских методов.
Изначально проект замышлялся как экспериментальная площадка сообщества по интересам, выражения творческого потенциала и гражданских инициатив учащихся лицея. Основная идея проекта – формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств, обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества через призму судеб реальных людей. В ходе реализации проекта сложилось проектно - лицейское сообщество историков - кластер (англ. cluster –«гвоздь, пучок, скопление»). Кластер юных историков стал организационной, инновационной формой объединения учеников и учителей сначала только истории, а затем некоторых других предметных кафедр лицея. Основа организационной структуры кластера создавалась по аналогии со структурой университетско - школьного кластера ВШЭ (Володина Г.Е., Оболонская А.В. Ратт Т.А. «Университетско – школьный кластер - инновационная форма совершенствования профессиональной компетенции учителей и предметных компетенций учащихся»). Заимствованы следующие структурные элементы (рис.1.).
проектная группа - кластер;
предметные кафедры;
мониторинговая группа;
объеденные контактная и веб-группы.
Рис.1 Организационная структура кластера «Калейдоскоп судеб»
Проектную группу составляют учащиеся 8 – 11 классов, учителя истории, обществознания, информатики, иностранного языка. Результатом совместной работы стал тематический сайт, посвященный родному городу Березники (http://berezniki.16mb.com/),который включает разделы «Флора фауна», «Этнография и экология», «Места исторические», «Калейдоскоп судеб». Страница «Калейдоскоп судеб» повествует о судьбах березниковцев, вершивших историю. В основе всех работ – аналитический, экспериментальный, поисковый опыт. Специальный тематический сайт отражает основные направления работы проектной группы, но не обеспечивает пока системного взаимодействия всех его участников. Система взаимодействия в стадии осмысления. Для создания слаженной системы - это очевидно, к проекту нужно привлечь учащихся продвинутых в области информатики. Опыт совместной работы мы имеем. В рамках проекта «Калейдоскоп судеб» разработан мини - проект» Современный путеводитель». Проектной группой из пяти человек, в которую вошли лицеисты, продвинутые в области истории, информатики и английского языка, создан путеводитель по городу Березники, его электронный аналог, осуществлен перевод на английский язык. В рамках проекта сотрудничали не только ученик - преподаватель, но и преподаватель- преподаватель. Проект объединил преподавателей трех кафедр - общественных наук, информатики, английского языка. Каждый ученик был прикреплен к тьютору из числа преподавателей кафедр. Преподаватель информатики курировал техническое оформление путеводителя и создание электронного аналога, преподаватель английского – перевод, преподаватель истории отслеживал содержание. Заседание кафедр обсудило, откорректировало и утвердило проект. В результате взаимодействия кафедр оформились направления совместной работы.
1. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (в очном и Веб - формате).
2. Организация профессиональных взаимодействий учителей
предметников на семинарах, заседаниях кафедр.
3. Ознакомление с мониторинговыми технологиями.
Активность деятельности кластера подводится мониторингом. К сожалению, мониторинговые исследования не пробрели системный характер. Мониторинговые технологии осваиваются мониторинговой группой, которая представлена лицеистами. В перспективе мониторинг будет под контролем кафедры преподавателей информатики. Проводиться он будет не только в очной форме, но в Веб-формате, размещаться на сайте. Новизна проекта «Калейдоскоп судеб» состоит в том, что он стал частью лицейского телекоммуникативного проекта – что требует глубокой интеграции знаний как педагогов, так и учащихся. Возможно, эта особенность проекта обеспечивает стойкий интерес к нему (табл.1).
Таблица 1
Постоянные участники инновационного образовательного проекта
«Калейдоскоп судеб»
Количество 2011 2012 2013 2014
Учащиеся 8-9 классы 3 10 6 7
Учащиеся 10-11 классы - - 10 15
Преподавателей 1 2 3 4
Таблица 2
План работы проекта «Калейдоскоп судеб» на 2014 - 2015
Направление работы Название мероприятия, содержание Срок Результат и участники
Патриотическое 1) Парламентский урок, посвященный работе Пермского Законодательного собрания Октябрь 2014 Группа II-2 с участием депутата Законодательного собрания Ельцова
2) Мероприятие, посвященное вхождению Крыма в состав России «Возвращение домой» Сентябрь 2014 Группа II-2, презентации обучающихся
3) Патриотизм и бизнес. Участие в проекте «Город. Бизнес. НКО»
Лето 2014 Успешное выступление в рамках значимого проекта «Город-бизнес-НКО», поддержанного Президентом РФ. Выступление отмечено доктором педагогических наук, директором АНО ДИМСИ С.В. Тетерским, август 2014. Контактная группа установила сотрудничество с журналистами и предпринимателями города.
4) Уроки патриотического воспитания, посвященный 100ю Первой мировой войны «Забытая война»
Октябрь 2014 Айзвирт Елена Рихардовна, презентации студентов, Тетерлев Дмитрий, Зайцева Анастасия, Подмазов Алексей, Сальбах Анна
5) «Вахта памяти» поисковое движение, посвященное 70 – ю победы в Великой Отечественной войне. Увековечивание памяти погибших, развитие патриотических традиций В течение года Публикация историй о войне в газете «На волне» (редактор Потехин). Статья Балкина» как воевал мой дедушка в газете «На волне» № 4 26 декабря 2014
6) Проведение патриотической акции «Мы верим в тебя солдат»
Февраль Формирование молодежи к готовности к защите Отечества, службе в армии. Группа II-2
7) Организация и проведение патриотической акции «Я - гражданин России»
Апрель 8 класс, формирование у четырнадцатилетних подростков, впервые получивших паспорт, сознание гражданина РФ
8) Урок мужества «От Игоря до маршала Жукова» Май Группа II-2. Воспитание у ребят на примере жизненного и боевого пути легендарных полководцев и флотоводцев Росси чувства долга за судьбы Родины. Презентации обучающегося 11 класса Балкина Ильи о военной судьбе прадеда. Его работа успешно представлена на всероссийских конкурсах учебно-исследовательские работ, посвященных судьбам березниковцев (Балкин И.)
9) Акции с участием городского совета Ветеранов Апрель - май Председатель совета ветеранов Русинова Маргарита Александровна, Айзвирт Елена Рихардовна, Потехина Екатерина Николаевна.
Эстетическое 1) Посещение театра
В течение года Группа II-2, Айзвирт Е.А.
2) Экскурсии по исторической части г. Усолья и г. Соликамск
В течение года Участники проекта «Калейдоскоп судеб»
Творческое 1) Создание мини-проекта «Путеводитель: история и современность» В течение года Создан самостоятельный проект «Путеводитель по городу» (Тетерлев Д.); Электронный аналог (Веселов Д.), перевод на английский язык (Григорьева У.)http://berezniki.16mb.com/;
2) Участие в Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Решение – 2014»
17 октября Айзвирт Е.А., работа Тетерлева Дмитрия «Путеводитель: история и современность» отмечена дипломом Лауреата
3) Участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева
4-8 февраля 2015 Пройден заочный этап конкурса.
Автор проекта: Тетерлев Дмитрий Александрович,
Научный руководитель: Айзвирт Елена Рихардовна. Грамота. Диплом финалиста
4) Участие в конкурсе детского творчества «Давай раскрасим вместе мир!»
Сентябрь Благодарственное письмо
5) Подготовлена подборка статей о судьбах березниковцев для публикации В течение года « На волне»
6) Создание электронной книги «Калейдоскоп судеб»
Февраль 2015 Мшецян С., Научный руководитель: Айзвирт Елена Рихардовна, технический консультант: Целищева Елена Дмитриевна
Опыт работы автора проекта опубликован в сборнике материалов I Всероссийской научно - практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ, книга 2, Пермь 2013 статья «Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции». В печати новая статья «Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся».
Наши ученики знают, что в обществе должны быть зоны, свободные от политической и государственной власти. Это сферы, где люди решают проблемы сами, где им не требуется внешний арбитр, где им не нужны указания сверху, где они чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы достичь своих целей без обращения за помощью к государству. Мы надеемся, что сообщество «Калейдоскоп судеб» подтолкнет школьников к новым исследованиям и проектам, которые подарят юному поколению опыт и умение реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей.
Список литературы
1. Абрамов С.В., Дмитриенко Г.В. и др. Система гражданского образования. Методическое пособие. - М.: Глобус, 2006.
2. Володина Г.Е., Оболонская А.В., Ратт Т.А. «Университетско-школьный кластер-инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся» // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ- Пермь, 2013.
3. Громыко Ю.В. Метапредмет, «Знак»- М., 2001.
4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /под ред. С. Шехтера и П. Воскресенской при участии А. Иоффе и У. Уайта/. – М.: Фонд «За гражданское образование». 1998.
5. Дьюи Д. Демократия и образование.- М., 2008.
6. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1980.