Доклад «Организация работы с родителями в направлении ознакомления дошкольников с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Казахстан, государственной символикой»


right-54038500
КГКП «Я/с .41 «Теремок»
ДОКЛАД
на тему:
«Организация работы с родителями в направлении ознакомления дошкольников с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Казахстан, государственной символикой»

Воспитатель
первой квалификационной категории подготовительной группы «Буратино» Черепанова С.В.
Риддер-2016
Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для гармоничного развития высокодуховной личности, способной приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящейся сохранить свою национальную самобытность и уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства казахстанской самоидентичности и самосознания, мультикультурного мышления, толерантности и патриотизма.
Национальная культура Казахстана является великолепным материалом не только для введения ребенка в мир искусства, его первого знакомства с традициями, духовно-нравственного воспитания, развития способности видеть красоту и гармонию, формирования эстетического вкуса, но также и способствует развитию таких важных психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к различным объектам эстетического содержания. Приобщение к народным традициям позволяет познакомиться с образом жизни представителей разных народов, обогащает представления о мировой истории и культуре. Тем самым разрушаются отрицательные этнические стереотипы.
В Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности устоявшимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Основным средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, национально-культурных центрах, что находит свое отражение в современной педагогической практике.
Принято считать, что национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Еще ребенком человек может испытывать чувство любви к своему народу и чувство национальной гордости, отделять свою этническую и национальную культуру от других. В дальнейшем национальное самосознание ребенка формируется путем обучения его родному языку, знакомства с обычаями, традициями, ценностями родного народа. Однако, выводя при формировании личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные и чрезвычайно опасные крайности:
Нигилистическую (не признающую свою национальность и ее культуру);
Националистическо-шовинистическую (проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей).
Поэтому очень важно вести параллельную работу по ознакомлению с культурой и обычаями других народов, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить социальное пространство ребенка, а, напротив, максимально развить социально-личностную и коммуникативную компетентности.
Таким образом, потребность воспитания детей в духе национальной и религиозной терпимости, с одной стороны, и обеспечения национальной идентификации ребенка, приобщения его к культуре родного народа с другой стороны является очевидной необходимостью.
Каковы же конкретные задачи мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста? Это, во-первых, формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, во-вторых, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, в-третьих, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, и, в-четвертых, воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.
Для претворения в жизнь этих задач содержание мультикультурного воспитания должно отвечать следующим требованиям:
Отражение в образовательном процессе гуманистических идей. В подготовительной группе «Буратино» данное требование выполняется следующим образом – при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературе, самопознанию и т.д., дети имеют возможность на ситуативных примерах знакомиться с основными принципами гуманизма, общечеловеческими ценностями, моральными и этическими нормами;
Характеристика самобытных уникальных черт в культуре народов Казахстана и других стран, а также раскрытие общих традиций, позволяющих жить в мире и согласии. Здесь можно обратить внимание на обычаи русского, казахского, армянского, белорусского и пр. гостеприимства, уважительного отношения к старшим, как, например, я делала при проведении занятий по рисованию «Дастархан», «Семья», по самопознанию – «Как прекрасен этот мир!», «Учимся делать добрые дела» и т.п. Раскрыть же уникальный характер культуры каждого народа можно при помощи детских энциклопедий, различных фото-, видео-, аудиоматериалов. Например, при создании аппликации «Юрта» дети получают дополнительную информацию о национальных жилищах других народов – избе, хате, вигваме, иглу и т.п.;
Приобщение детей к национальной культуре, а от нее – к общеказахстанской и мировой. Идеальным вариантом здесь является организованное посещение городского музея. Так, экспозиции, посвященные быту казахского и русского народов вызывают неизменный интерес у маленьких экскурсантов и их родителей. Сотрудники музея также предоставляют возможность просмотреть тематические видеожурналы – «Гордость Казахстана», «Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной Войны», «100 народов Казахстана» и т.п.
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан и адаптированными к нему Программами «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», мультикультурное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется по трем направлениям:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.). Создание в группе информационной среды происходит путем периодических выставок книг, дидактических материалов, объединенных общей темой. Так, стала традиционной выставка иллюстративных материалов «Народные узоры». Красочные, яркие фотографии привлекают внимание и детей, и родителей;
Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства). Здесь лучше всего обратить внимание на совместную деятельность родителей и детей. Творческая работа по заданной теме не только способствует сближению родителя и ребенка, но и дает сильный положительный импульс для формирования и развития личности ребенка в духе мультикультурного воспитания. В качестве примера можно упомянуть совместное изготовление поделки для городского конкурса «Мой Казахстан!», итогом которого стала победа Черепахиной Марины;
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). Лучше всего для этого использовать игровую деятельность, которая в дошкольном возрасте определенно является доминирующей. Если в сюжетно-ролевых играх «Школа», «Больница» ребенок получает представления о правилах поведения в образовательных или медицинских учреждениях, то навыки международного этикета и мультикультурного общения можно развивать в ходе игры-импровизаций «Путешествия». Эта категория игр дает возможность познакомиться с культурой народов, населяющих Казахстан и соседние страны, в том числе и на прогулке.
Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:
Устное народное творчество. Рекомендуются к изучению с детьми различные народные сказки, пословицы, поговорки и пр.;
Художественная литература;
Музыкальное народное творчество;
Декоративно-прикладное искусство, живопись. В рамках работы по этому направлению дети знакомятся с орнаментами различных народов, народными промыслами, росписями;
Народные праздники, обряды, традиции. Празднование таких этнических праздников, как Наурыз, непременно сопровождается предварительным изучением истории их возникновения, сопутствующей обрядовой атрибутики. Кроме того, о некоторых традициях дети получают представление при просмотре соответствующих дидактических материалов. В дальнейшем они могут воспроизводить их в игре (например, шілдехана – той в честь рождения ребенка, рождественские колядки);
Немаловажную роль при этом играет умение воспитателя найти общий язык с родителями, привлечь их к совместной работе по формированию и развитию личности ребенка. Вовлечение родителей в образовательный процесс обычно осуществляется через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-«малышек», поделок и т.д. Нелишним будет участие родителей в организации фотовыставок, создании краеведческого уголка и т.п.
В подготовительной группе «Буратино» работа с родителями в части ознакомления детей с казахстанской национальной культурой ведется следующим образом:
В преддверии Дня Независимости Республики Казахстан при поддержке родителей подготавливается папка-передвижка «Алға, Қазақстан!», содержащая краткое и интересное описание достижений Казахстана за прошедший период времени.
Родители, интересующиеся историей родного края, принимают активное участие в формировании папки «Риддер – жемчужина Казахстана», периодически пополняя её материалами местных краеведов или сообщая какие-либо неизвестные факты об истории Риддера.
В группе имеется уголок казахской культуры и содержащий ряд разнообразных тематических материалов. Так, стала традиционной выставка книг и дидактических материалов, посвященная обычаям и традициями казахского народа «Сен білесің бе?» - «Ты это знал?». Демонстрируемый материал стабильно интересен воспитанникам, кроме того, дети обычно прочитывают наиболее привлекательные, с их точки зрения, моменты друзьям по группе, родителям, воспитателю, значительно улучшая тем самым технику чтения.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети закрепляют и углубляют знание истории, смыслового значения государственной символики (Герба, Флага, Гимна), столицы и других городов Отчизны, знакомятся с традиционными национальными костюмами, народными праздниками, фольклором, промыслами. В изодеятельности дети используют элементы орнамента казахского народа.
Совместная творческая и исследовательская деятельность родителей, направленная на познание окружающего мира, обычаев разных народов. Например, составление генеалогического древа своей семьи. Качество работ воспитанников обычно достаточно высоко.
Родители и воспитанники группы являются постоянными участниками различных лингвистических конкурсов, организуемых КГКП «Центр обучения языкам» города Риддера.
Проводятся интерактивные викторины с участием родителей на знание истории, культуры и географии Казахстана. Весной 2015 года в формате литературной гостиной была проведена городская викторина «Великий сын казахского народа – Абай Кунанбаев», а зимой 2016 года, совместно с воспитателями подготовительной группы «Колобок» – внутренняя интерактивная викторина «Звездный час «Алға, Қазақстан!».
К Дню празднования Конституции Республике Казахстан каждая семья становится обладательницей брошюры с основными легендами народов Казахстана (иногда в содержание включаются мифы, сказки). Так, наибольший интерес детей и родителей вызывают казахские легенды «Танцующие березки», «Озеро Бурабай», «Домбра», «Байтерек», русские сказания «Беловодье», «Алатырь-камень», «Сирин», «Баба-Яга» и «Кощей Бессмертный».
Во время прогулок дети часто играют в подвижные игры разных народов – «Белая кость», «Подними монету», «Байга» (каз.), «Коршун» (рус.), «Лови за хвост» (укр.), «Чай-чай» (узб.), «Пастух и козы» (киргиз.), «Зайка, где был?» (белорус.), «Продаем цветы» (татар.) и др. Эти игры вызывают наибольший интерес у детей, ведь в них требуется не только исполнять движения, но и проговаривать интересный и необычный по звучанию текст. Участвуя в играх, дети подражают взрослым, учатся жизни, совершенствуются, взаимодействуют друг с другом.
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий или в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, работа в этом направлении должна быть непременно продолжена и, будем надеяться, она останется такой же результативной, как и сейчас.
Список использованной литературы:
Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан – Алматы, 1996
Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика - Алматы, 1998
Волков Г. Н. Этнопедагогика - Москва, 2000.
Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология – Ростов н/Д, 2000
Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика – Москва, 2012

ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческая работа Черепахиной Марины для городского конкурса «Мой Казахстан!» Выступление Черепахиной Марины на городском конкурсе «Юный полиглот»

Совместная работа родителей и детей по составлению генеалогического древа своей семьи (Черепахина Марина) Городская викторина «Великий сын казахского народа – Абай Кунанбаев»