Конспект урока на тему: Деепричастие в словосочетании. Примыкание

Тема: Деепричастие в словосочетании. Примыкание

Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.
6ЛР: анализировать синтаксические связи между деепричастием и глаголом-сказуемым, деепричастием и зависимыми от него словами, определять тип связи – примыкание, отличать его от согласования и управления.
3ЛР: конструировать словосочетания и предложения с деепричастиями, определяя их связи с другими словами.


Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка.

Повторение теории.
Продолжите начатые учителем предложения:
- Деепричастие это-
-Деепричастие совмещает признаки
-Деепричастие как и наречие
-Образуется деепричастие при помощи...
-Деепричастие в предложении является
-Деепричастный оборот это-
-Деепричастие и деепричастный оборот на письме всегда
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку со слайдом.
2.Слуховой графический диктант
Учитель читает предложения. Ученики на слух определяют наличие или отсутствие в нём деепричастия (деепричастного оборота) и его место (начало, середина, конец предложения). В тетрадях делаются только графические обозначения:


Два человека работают на закрытых досках.

1.Писал Гайдар свои книги совершенно особенным образом. 2.Он ходил по саду и бормотал, рассказывая вслух самому себе новую главу из начатой повести. 3.Затем он на ходу исправлял её, меняя слова и фразы, смеялся, хмурился, а потом уходил в свою комнату.
4.Собираясь прочесть мне новую повесть, Гайдар никакой рукописи из кармана не вынимал. 5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, начинал спокойно и уверенно читать повесть наизусть.6. Он читал страницу за страницей, почти никогда не сбиваясь.
Коллективная проверка с комментированием.

Полный синтаксический разбор 5 предложения.

Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Анализировать, группировать, обобщать, устанавливать аналогии.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.



III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
–Какое деепричастие встретилось вам в предложении?
Каковы его морфологические признаки?
Приведите пример морфологического разбора одного из деепричастий из домашнего задания (на выбор).
2. – Выберите признаки, общие для деепричастия и наречия. (Признак действия, вторичное действие, неизменяемость, форма сравнения, обстоятельство, вид.) (Неизменяемость, обстоятельство.)



Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать.
2. Устанавливать аналогии.
3. Выявлять закономерности на основе наблюдений.

IV. Введение в тему урока.

Как называются смысловые отрезки, представленные на экране? (Словосочетания)
Какая особая форма глагола есть в каждом из них? (Деепричастие)
Зная эти опорные слова, сформулируйте тему урока. (Деепричастие в словосочетании.)
Прочитайте тему урока и убедитесь, что вы правы. Какое еще слово присутствует в формулировке темы? (Примыкание)
Что нужно вспомнить, чтобы перейти к изучению данной темы? (Что такое примыкание. Вид подчинительной связи при которой зависимое слово не изменяется.)
Выпишите словосочетания со связью примыкание из предложения в языковой разминке.
Как вы находите эту связь? Какой первый «шаг» в ваших поисках? (Найти наречие и посмотреть, с каким словом оно связано.)
(5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, читал спокойно и уверенно повесть наизусть.)
Читать спокойно, читать уверенно, читать наизусть.
Могут ли быть ещё какие-то слова, кроме наречий, которые связаны примыканием? (Которые не изменяются: деепричастие, неопределённая форма глагола).
Докажите, выписав это словосочетание и обозначив синтаксическую связь.

х
Читатл (как?) покачиваясь.

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Устанавливать алгоритм действий.

V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение.
Упр. 308 – наблюдение над синтаксическими связями деепричастий с главными и зависимыми словами.
Работа в парах по вопросам и заданиям к упражнению.
Сформулируйте 1-й вывод: какая связь между деепричастиями и зависимыми от них словами? Покажите на примерах.
Сформулируйте 2-й вывод: какая связь между деепричастиями и главными для них словами – глаголами-сказуемыми? Докажите примерами.
2. Теория.
Чтение текста в рамке.


Представьте виды связи деепричастий в словосочетании с помощью схемы. (См. материалы предметного диска – интерактивная графическая схема «Деепричастие в словосочетании» – сначала даётся схема с пропусками, затем по гиперссылке – проверка.)


- А какие словосочетания иллюстрируют подчинительную связь управление? (Закладывал руки, закладывал за спину, читал повесть)
- Почему вы не назвали Он останавливался? (Не является словосочетанием-грамматическая основа)
Что ещё не является словосочетанием?(Однородные члены).

Какие ещё виды связи в словосочетании вы знаете? Может ли деепричастие образовывать эти виды связи? Почему?
- Найдите в предложении словосочетание с подчинительной связью согласование (широкую спину).
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель, подбирать аналогии).


Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической и диалогической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.






VI. Итог урока.

Вспомните, что общего у наречий и деепричастий (см. этап актуализации). (Неизменяемость, обстоятельство.)
Чем ещё можно дополнить это сходство? (Примыкание.)
Что является главным показателем при определении вида связи – примыкания? (Неизменяемость зависимого слова.)
Работа в группах.
Дополните информацию в схеме об изученных видах связи слов в словосочетании. (См. материал предметного диска к § 32 и дополнение в пунктирной рамке.)


ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
согласование управление примыкание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
прилагательное
существительное
наречие

причастие
мест.-существ.
деепричастие

мест.-прил.



поряд.числ.






Практическая часть.
Замените словосочетание С УСЕРДИЕМ ОБУЧАЛИСЬ построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Рефлексия.
Тест с коллективной проверкой.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
1. Составлять алгоритм действий.
2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.

Коммуникативные УУД
1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.
2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.














ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

Н Упр. 311 – выписать все словосочетания из одного предложения, определить виды связи слов (по одному предложению для ряда).
П Подобрать материл для языковой разминки, составить к нему задания (компьютерная презентация).












© Баласс, 2015



ЗАВИСИМОЕ СЛОВО



Рисунок 1Рисунок 1v Заголовок 5uђ Заголовок 6v Заголовок 715