Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
При подготовке данной программы учитывалась самоценность русской народной сказки. Сказка рассматривается с точки зрения ее художественных особенностей, а не только как средство развития связной речи детей. Основным критерием при выборе сказок, стал критерий доступности, т.е. учитывались возрастные возможности и предпочтения детей 5-6 лет.
Предлагаемая программа состоит из 11 занятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. В ходе их проводится работа с 3-я сказками: «Неосторожное слово», «Никита Кожемяка», «Кулик». Предполагаемая их продолжительность 20 – 25 мин. Важным положительным моментом всех занятий является возможность проведения их не только в первую половину дня в виде занятия, но и во вторую половину дня как промежуточный этап между разными видами деятельности (например, между сном и полдником).
При составлении программы использовались игры из сборника О.А. Белобрыкиной, которые были подобраны с учетом выделенных в структуре занятий линий работы с детьми по развитию у них связной речи:
обсуждение сюжета сказки, ее идеи и героев;
2) воспроизведение сказки по картинкам;
3) самостоятельное сочинение детьми сказки.
В сочинении и воспроизведении связного высказывания ребенку помогут серии сюжетных картинок, а также картинок-символов. Серии сюжетных картинок или картинок-символов выступают в качестве наглядной модели структуры связного высказывания, а также побуждают к поиску наиболее точных языковых средств для составления сказки. Сюжетные картинки или картинки-символы способствуют концентрации мысли ребенка и подбору им нужных слов для собственного сочинения, а кроме того, не позволяют ему отойти от заданной темы, что немаловажно для развития связной речи ребенка.
Занятие № 1
Задачи:
Знакомство с русской народной сказкой «Неосторожное слово»;
Закреплять умение вести диалог;
Учить понимать события и характеры героев, формировать отношение к ним;
Учить анализировать поведение героев, строить к ним свое отношение и аргументировать его;
Учить строить связное и аргументированное высказывание;
Формировать ответственность.
Материал: сказка «Неосторожное слово» и иллюстрации к ней.
Ход занятия:
- Дети, я сейчас вам прочту русскую народную сказку «Неосторожное слово». Ребята, вы знаете уже много сказок и понимаете, что многие они начинаются одинаково. Предположите как, по-вашему, начинается эта сказка? (жили-были; жил да был; в некотором царстве, в некотором государстве; за морями, за лесами; однажды; как-то раз; в один прекрасный день) Сказка эта начинается так.Воспитатель читает сказку.
Вопросы по содержанию.
- Кто главные герои в сказке?
- Расскажите, что побудило главного героя уйти из дому «искать свою судьбу»?
- Хорошо ли было то, что повстречался на пути у героя старик-черт?
- Что, по-вашему, означают слова: Идти куда глаза глядят, отпустить на все четыре стороны, с чем из дому пошла, с тем домой и пришла?
- Какую хитрость придумала красная девица, чтобы обхитрить старика-черта?
- Как герои сумели убежать от чертей? Что они сделали, выйдя на берег?
- Кому еще, кроме главного героя, в этой сказке приходилось страдать от злых дел черта? (красной девице, попу, купцу)
- Отчего все эти люди пострадали? Только ли черт в том виноват или было что-то еще?
- Какой можно сделать вывод из того?
- Давайте попробуем по-другому обозвать сказку. Какое название вы ей дадите?
- Посмотрите на эту иллюстрацию. Какой эпизод сказки здесь изображен? (герои убегают от преследующих их чертей) Как можно сказать по-другому о том, что они убегают? (мчатся, несутся, удирают)
- Ребята, сказка заканчивается весьма благополучно: красная девица предупреждает об опасности героя и они возвращаются домой к своим родителям. А что, по-вашему, могло произойти, если бы девица не предупредила юношу? Придумайте сказке другое продолжение и конец.
Воспитатель прослушивает несколько вариантов продолжения сказки.
- Скажите, ребята, вам понравилась сказка? А что запомнилось больше всего?
По завершению занятия педагог благодарит детей за отличную работу.
Занятие № 2
Задачи:
Учить вести диалог;
Формировать усвоение последовательности развития сюжета, композиционных особенностей сказки;
Учить воспроизводить сказку, используя картинки;
Способствовать усвоению образного строя языка сказки;
Стимулировать поиск наиболее точных языковых средств;
Учить воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.
Материал: иллюстрации к сказке «Неосторожное слово» (2-3 картинки)
Ход занятия:
- Ребята, какую сказку мы читали в прошлый раз? «Неосторожное слово». Сегодня мы будем ее вспоминать. Для этого я раскладываю перед вами иллюстрации к этой сказке.
Воспитатель произвольно, не в заданном порядке, раскладывает перед детьми серию картинок. Затем обращается к ребенку с просьбой: «Внимательно посмотри на эти картинки, они помогут тебе вспомнить. Разложи картинки в нужном порядке». Ребенок должен вспомнить ход развития сказки «Неосторожное слово» в порядке очередности событий, комментировать картинки, добавляя эпизоды, отсутствующие на картинках. Воспитатель помогает, задавая ребенку встречные вопросы, предлагает подумать, какая картинка должная отображает начало сказки, продолжение и конец. Дети, опираясь на наглядность должны вспомнить сюжет сказки.
В том случае если ребенок ошибся при разложении картинок, или в рассказе упускает какой-либо значимый эпизод, воспитатель помогает ему наводящими вопросами «Почему это произошло?», «Как это произошло?». Подобные вопросы позволят сохранить логику чередования событий, происходящих в сказке. Так ребенка можно подвести к пониманию того, что одно действие приводит к совершению другого, одно событие связано с другим.
Можно также дать детям на размышление задания о том, как можно заменить то, или иное слово, как можно сказать об этом по-другому, как данное событие или персонаж описывался в сказке.
Каждого ребенка принимавшего участие в задании воспитатель хвалит индивидуально. Остальных благодарит за внимание.
Занятие № 3
Задачи:
Закреплять знание сказки «Неосторожное слово»;
Учить вести диалогическую форму речи;
Формировать навыки творческого рассказывания;
Учить находить разные пути решения проблемы;
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев;
Формировать отношение к сказке, героям сказки.
Ход занятия:
- Дети, недавно мы читали русскую народную сказку «Неосторожное слово». Давайте вспомним, о чем она. Кто главные герои? Что необычного произошло с главным героем после отлучки его из дома? Как это случилось?
- Кто помог юноше уйти от чертей невредимым?
Педагог просит кого-то из детей воспроизвести все события, происходившие с момента ухода героя из дома «искать свою судьбу» до момента возвращения домой. А после предлагает:
- Пофантазируйте, кто из сказочных персонажей мог бы помочь юноше и красной девице спастись от чертей? Каких мы знаем волшебных помощников? (перечисляют) Как это могло бы происходить?
Дети должны представить как другие, отсутствующие в данной сказке, волшебные персонажи могли бы помочь героям. Воспитатель дает высказаться нескольким ребятам.
- Давайте, теперь, ребята, подумаем, как можно было помочь юноше в беде без помощи волшебных помощников? Как он самостоятельно мог самому себе помочь?
Закрепить занятие можно на занятии по рисованию, дав задание нарисовать «помощника», «спасителя» или «героя», не присутствовавшего в данной сказке.
По завершению занятия поблагодарить всех детей за активность.
Занятие № 4
Задачи:
Учить аргументировать высказывание;
Учить идентифицировать себя с героем;
Развивать чувства сопереживания героям сказки;
Развивать творческое воображение;
Учить строить связное высказывание;
Учить строить разные варианты хода события.
Материал: сказка «Никита Кожемяка», иллюстрации к сказке (от 2-х и более картинок), карта России или глобус.
Ход занятия:
- Дети, сегодня я прочту вам русскую народную сказку «Никита Кожемяка».
Воспитатель читает сказку.
После чтения сказки воспитатель беседует с детьми.
- Что сказочного в этой истории? Почему мы говорим, что это сказка?
- Какими словами в сказке характеризуют Никиту?
- Как описывают змея? Как он выглядит?
- Как вы можете охарактеризовать Никиту?
- Расскажите, за что Никиту прозвали Кожемякой?
- Как вы понимаете слова: «глаза пламенем жгут»?
Воспитатель обсуждает другие незнакомые детям слова.
- Давайте, ребята, на карте посмотрим, где это делили землю Никита и змей?
Все вместе ребята и воспитатель на карте находят Киев и Каспийской море и проводят пальцем линию, чтобы было ясно. После воспитатель напоминает, что делить Никита и змей, по всей видимости, собирались Каспийское море.
- Вспомните, что сделал Никита Кожемяка, когда царь хотел наградить его в благодарность? Почему он отказался? Как это его характеризует? Что важно для Никиты, а что не представляет ценности?
- Какими словами заканчивается сказка? Какие еще похожие по смыслу концовки вы знаете? (сказка-ложь, да в ней намек)
После дать задание: инсценировать диалог змея и Никиты Кожемяки. Двое детей разыгрывают диалог змея и Никиты Кожемяки, когда они землю и море собрались делить (остальные зрители). Детям помогают иллюстрации этих сцен. Опираясь на наглядность, ребенку легче подбирать слова. Однако задача воспитателя: следить не только за наличием в речи детей образных средств, но и за интонацией, выразительностью пантомимики в соответствии с ролью. По завершению занятия педагог интересуется, понравилось ли детям занятие, просит описать свои впечатления от занятия, и хвалит за выполненную работу.
Занятие № 5
Задачи:
Закрепить знание детей о сказке «Никита Кожемяка»;
Учить детей воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей;
Развивать умение составлять распространенное предложение;
Учить составлять связное высказывание по опорному слову;
Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Материал: сказка «Никита Кожемяка».
Ход занятия:
Изначально лучше рассадить детей по кругу.
- Ребята, прошлый раз мы читали русскую народную сказку «Никита Кожемяка». А некоторые из вас даже брали на себя главные роли. Сегодня мы постараемся вспомнить, о чем эта сказка.
Вопросы по содержанию.
- Кто в сказке представлен главным героем? Какими представлены змей, красавица-царевна, Никита-Кожемяка и царь? Что приключилось с жителями города Киев? Чем заканчивается сказка?
Задание: вспоминаем сказку вместе. Очень удобно, если дети сидят по кругу. Воспитатель начинает сказку с первых слов: «У светлого Днепра на широких холмах стоял древний Киев-город, всех русских городов краше, всех русских городов богаче». Сидящий следующим слева ребенок продолжает воспитателем начатую сказку короткой фразой. Последующий подхватывает, и т.д. Сказка может рассказываться, таким образом, несколько кругов, а воспитатель следит за тем, чтобы сказка сказывалась последовательно.
Следующее задание: сочинить связное высказывание со словом Никита, из 5 и более слов, каждое из которых начиналось бы с одной буквы.
Педагог благодарит ребят за выполненную работу.
Занятие № 6
Задачи:
Закреплять умение вести диалог;
Закреплять представления о последовательности развития сюжета сказки;
Учить воспроизводить сказку «задом-наперед», используя наглядный материал - картинки;
Развивать образную речь;
Закреплять представления о композиции волшебной сказки.
Материал: серия сюжетных картинок к сказке «Никита Кожемяка» (3-5 картинок)
Ход занятия:
- Ребята, недавно мы читали сказку «Никита Кожемяка».
- В каком городе происходит действие в сказке, вы помните? Какие еще русские города вы знаете?
- Сегодня мы будем вспоминать эту сказку, но только «задом-наперед». Как, по-вашему, что это значит? (с конца)
- Чтобы вам было легче вспоминать, я разлажу перед вами иллюстрации к этой сказке.
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки произвольно, не в заданном порядке. Подзывает детей по одному с просьбой: « Внимательно посмотри на картинки и разложи их с конца». Ребенок, опираясь на наглядность, должен вспомнить сюжет сказки в обратной последовательности.
В том случае если ребенок ошибся при разложении картинок, или в рассказе упускает какой-либо значимый эпизод, воспитатель помогает ему, спрашивая: «Почему это произошло?», «Как это произошло?». Подобные вопросы позволят сохранить логику чередования событий, происходящих в сказке. Так ребенка можно подвести к пониманию того, что одно действие приводит к совершению другого, одно событие связано с другим.
Можно также дать детям на размышление задания о том, как можно заменить то, или иное слово, как можно сказать об этом по-другому.
Помимо того, следует следить за тем, чтобы другие ребята, ожидающие своей очереди, не сбивали и не прерывали отвечающего. Всех детей принимавших участие в задании воспитатель хвалит индивидуально. Остальных благодарит за внимание.
Занятие № 7
Задачи:
Развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные слова и выражения;
Формировать навыки творческого рассказывания;
Учить составлять сказку по картинкам;
Учить детей связно передавать свое отношение к персонажам;
Воспитывать инициативность.
Материал: 8 картинок, не объединенных одной темой, все необходимое для рисования
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает картинки перед детьми.
- Ребята, сегодня каждый из вас самостоятельно сочинит свою собственную сказку. Опираясь на картинки, разложенные перед вами, придумаете сказку.
Детям дается время на обдумывание: несколько секунд или минутка. Важное условие: всякое сочинение должно быть привязано к картинкам. Они одновременно и помогают сосредоточению мысли, и в то же время усложняют задачу, удерживая в рамках. Воспитатель прежде интересуется, есть ли у кого желание начать, а после спрашивает по очереди каждого. Задает вопросы по содержанию сказки: «Чем ты можешь заменить то или иное слово? Как еще можно охарактеризовать этот персонаж?»
- Теперь расскажи об этом персонаже, используя все те новые слова, что мы сейчас назвали.
- С какой известной сказкой можно сравнить ту, что сочинил ты? Что общего между ними?
- Как ты назовешь свою сказку? Почему ты так ее назвал?
Следует отметить использование в сочинениях детей общепринятых завязок, концовок (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; однажды; как-то раз; одним прекрасным днем; и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; тут и сказке конец, а кто слушал молодец).
Педагог хвалит всех детей, а через некоторое время, когда дети отдохнут, спросит: «Ребята, а знаете ли вы, как называют человека, который рисует картинки к сказкам? Сегодня вы тоже на время превратитесь в иллюстраторов!» - после чего попросит детей нарисовать обложку к собственной сказке. По завершению процесса рисования педагог пишет на каждой «обложке» имя автора и название сказки. Затем собирает все рисунки, раскладывает на столах, чтобы все могли ими любоваться.
Занятие № 8
Задачи:
Закрепить умение вести диалог;
Учить детей придумывать связное высказывание на заданную тему;
Учить понимать связь между поступками героев и последствиями;
Уточнить представления детей об особенностях сказки, ее композиции;
Воспитывать сознательное отношение к своим действиям.
Ход занятия:
Напомнить детям о прочитанной недавно сказке «Неосторожное слово». Вместе вспомнить о причинах побудивших главного героя уйти из дому.
- Вспомните, в каких еще известных вам сказках герои уходили из дома что-либо сыскать? («Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол», «Летучий корабль»)
- Что неизменно происходит в сказке с главным героем после ухода из дома? (встреча с дарителем)
- Придумайте теперь, ребята, уход героя из дома, встречу с дарителем и условия вручения волшебного предмета.
Первым задание выполняет педагог, а после на его примере дети составляют свои сюжеты. Воспитатель прослушивает несколько вариантов, помогая подбирать образные слова и словосочетания, обогащающие сюжет, исправляет ошибки при неправильном согласовании слов, задает вспомогательные вопросы.
- А сейчас подумайте, как можно помочь героям ваших сказок?
- Кто или что им помогает?
По окончании занятия педагог подводит итоги о проведенной работе и благодарит всех за активное участие.
Занятие № 9
Задачи:
Развивать у детей умение придумывать различные варианты развития и окончания сказки;
Учить детей воспринимать и понимать идею сказку;
Формировать умение строить связное высказывание;
Формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.
Воспитывать положительное отношение к сказке.
Материал: сказка «Кулик»
Ход занятия:
- Я знаю, вы любите сказки. Нравится вам и самим сочинять сказочки. Сегодня мы поиграем с русской народной сказкой «Кулик». Как вы думаете, о чем она и кто такой кулик?
Воспитатель читает сказку завязки и дает задание: «Подумайте, что случилось после?».
- Отпустил ли кулика Иванушка-дурачок? На каких условиях он его отпустил? Что кулик предложил взамен?
- В какую беду попал Иванушка после того как разлучился с куликом?
- Кто или что помогло ему спастись?
- Что приключилось с Иванушкой после? Кого он повстречал?
- Что получил он от этой встречи? Как это произошло?
- Чем сказка закончилась?
- Подумайте, как еще можно назвать сказку?
Заслушивается по 2-3 ответа на каждый вопрос. Затем проводится анализ 2-3-х окончаний. Воспитатель предлагает выбрать самый грустный… глупый… умный… смешной… интересный конец.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к сказке, отображающий конец и предлагает придумать другое развитие и окончание сказки, так чтобы оно соответствовало картинке. Заслушивает 1-2 варианта, подводит итоги, благодарит за отличную работу.
Занятие № 10
Задачи:
Учить самостоятельно составлять сказку, опираясь на схемы-картинки;
Учить понимать идею сказки, закреплять умение находить связь между содержанием сказки и ее названием;
Учить замечать как значимые так и не столь яркие события;
Закреплять представления о композиционных особенностях волшебной сказки;
Формировать навыки творческого рассказывания;
Формировать выразительность, точность речи.
Материал: серия картинок-символов (5-7), все необходимое для рисования.
Ход занятия:
- Дети, расскажите о своих любимых сказках. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных, о событиях, которые происходили в разное время.
После ребятам предлагается серия картинок-символов. Дети подходят по одному. Звучит задание:
- Посмотрите на картинки внимательно. Как, по-вашему, на что похожа эта картинка?
Педагог выслушивает различные варианты всех картинок-символов, предлагает свои. Задание: «Придумать самостоятельно сказку, опираясь на картинки-символы». Важное условие: использование в своем сочинении абсолютно всех картинок. Воспитатель дает на размышление минутку и спрашивает нет ли желающих отвечать, затем спрашивает по очереди каждого. Прослушиваются сочинения, по окончанию каждого рассказа, воспитатель задает вопросы:
- Как называется твоя сказка? Почему именно так?
- Какая мысль заложена в твоей сказке? О чем она?
Затем, обращаясь к остальным ребятам, просит кого-то из «невнимательных» детей вспомнить какими словами в данном сочинении описывается какой-либо значимый эпизод, и какими словами можно их заменить.
- Что общего мы увидели в ваших сказках? (начало: в некотором царстве, жили-были; встреча с волшебным помощником; похищение предмета или принцессы; концовка: и жили они счастливо)
- Ребята, вам интересно было слушать сочинения друг друга? А кому какое понравилось больше? Миша, чем тебе понравилась сказка Оли?
После небольшого перерыва, педагог рассаживает детей за столы и дает задание разбить свое сочинение на 4 основные структурные части (завязка, встреча с дарителем, поединок героя с врагом, счастливый конец) и нарисовать к ним иллюстрации. Педагог благодарит всех за работу.
Занятие № 11
Задачи:
Учить придумывать предложения с заданными словами, на заданную тему;
Учить строить высказывание связанное с услышанным;
Развивать умение составлять связное предложение.
Ход занятия:
Дети рассаживаются по кругу.
- Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается, а добро поощряется. Вы и сами не раз придумывали свои собственные сказки, где также добро побеждало зло. А сейчас мы сочиним сказку все вместе, одну единственную на всех.
Воспитатель начинает, следующий продолжает. Сказка тянется до логического конца, если только кто-то не заканчивает ее раньше, чем выскажутся все ребята; тогда воспитатель предлагает начать новую сказку или продолжить первую.
- О чем получилась наша сказка?
- Какие основные события произошли в ней?
- Кто главный герой?
- О чем говорится в начале сказки? Что происходит в середине? Чем заканчивается сказка?
При ответах детей необходимо обратить внимание на характер высказывания, их точность и обобщенность: умение обобщенно представлять структурные части сочинения, умение выделять тему всей сказки, а также отдельных ее частей. Следует определить, видят ли дети границы структурных частей текста.
- Как мы назовем сказку? Какие есть предложения?
Выслушав несколько вариантов, можно путем голосования (поднятием руки) выбрать наиболее подходящее название для сказки. После завершения занятия педагог хвалит детей за отличную работу.