Технологическая карта урока ФГОС русский язык 4 класс «Связь слов в словосочетании. Примыкание»


МОУ «ООШ с Солянка»

Урок русского языка в 4 классе
Тема урока:
Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Учитель начальных классов
Шиповалова Галина Ивановна
Предмет: Русский язык. 4 класс.
Тема: «Связь слов в словосочетании. Примыкание».
Урок-изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о новой связи слов в словосочетании - примыкании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание любви к Родине, родному краю через произведения родных поэтов.
Оборудование урока: таблички со словами, карточки с заданиями, тесты раздаточный материал.
Виды УУД:
Ø личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ø регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Ø познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ø коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

Технологическая карта урока

Этап урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Организация Регулятивные УУД (Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности.) - – Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. Проверьте, всё ли у вас лежит на парте: рабочая тетрадь, пенал, учебник, дневник.
- Ребята, а сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь,
За работу все возьмитесь.
Запишите все число,
Классная работа.
- проверяют свою готовность к уроку
2.Актуализации знаний
Познавательные УУД:
(Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,) 
Минутка чистописания

Лё…кий в…т….рок б…жит ( по) в…рхушкам д…рев(?)ев.
Работа с предложением. (один – у доски, остальные в тетради)
-Объяснить, какие буквы пропущены.
- Сделать синтаксический разбор предложения.
- Выписать все словосочетания, определить тип связи.
- Что такое словосочетание?
- Что не является словосочетанием?
- Что такое словосочетание с типом связи «управление»? «согласование»?
Оценивание работ
Игра «Верите ли вы…»
Верно ли , что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
Верно ли, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
Верно ли, фразеологизм является словосочетанием?
Верно ли , что в словосочетании красивая девочка тип связи согласование?
5.Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях?
6.Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете?
7.Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании?
Заполняют таблицу:
ответ 1 2 3 4 5 6 7
+ - + -  
Лёгкий(лёгок) ветерок(ветер) бежит(бег) по верхушкам (верх) деревьев(дерево)
Лёгкий ветерок(согл.), бежит ветерок (упр.), бежит по верхушкам(упр.), по верхушкам деревьев(упр.)

3.Постановка темы и цели урока Регулятивные УУД.(Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.) Запись на доске:
Ваза с фруктами, чтение вслух, второе место, очень грустный, ловить рыбу, пойти гулять, заниматься спортом, повернуть налево, в красивом парке.
- Выпишите в столбик словосочетания с типом связи согласование и управление
- Какие словосочетания вы не выписали?
- Найдите в них главное и зависимое слово
- Как вы думаете, будет ли в них меняться форма зависимого слова при изменении формы главного?
- Почему?
-Подумай: может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях?
- Итак, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Управление
ваза с фруктами
ловить рыбу
заниматься спортом
Согласование
второе место
в красивом парке
чтение вслух, очень грустный, пойти гулять, повернуть налево.
- Нет, не будет.
Распознавать словосочетания с новым типом связи
Примыкание
4.Изучение нового материала Регулятивные УУД.(Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.) - Как называется такая связь в словосочетаниях, вы узнаете, прочитав правило на стр.120 учебника.
-Какой новый тип связи в словосочетании мы рассмотрели?
- Как называется связь в словосочетаниях, когда главное и зависимое слово связаны по смыслу?
- Какой частью речи выражены зависимые слова в таких словосочетаниях?
- Познакомьтесь с алгоритмом нахождения словосочетаний с примыканием на стр.120 учебника. Примыкание
Наречие, неопределённая форма глагола.
5. Физминутка Потрудились –отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили. 6.Закрепление и систематизация
знаний Регулятивные УУД
(Работая по плану, сверять свои действия с целью.)
1.Упр.1, стр.120 – фронтально с комментированием
2.Упр.2, стр.120 – коллективная работа.
– Выписать словосочетания с типом связи «примыкание», определить часть речи зависимого слова.
Проверка выполненной работы. Оценивание работы.
3. Упр.3, стр.121- фронтально устно Постоянно, вставать, рано, весело, часто, приехать.
Очень сильный, выйти погулять, хорошо поёт, быстро читает, пришёл поговорить(ученики аргументируют свои ответы)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.
Познавательные УУД (Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.)
Личностные УУД
(В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.) Составление вопросов по теме.
Составьте по 2-3 вопроса по нашей теме. Задайте друг другу эти вопросы, а наиболее, на ваш взгляд, интересные, задайте всему классу.
1.Тестирование
1. Укажите верное определение.
а) словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью
б) словосочетание – выражает законченную мысль
в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого
г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.
2. Словосочетание может состоять :а) из фразеологизма
б) из однородных членов
в) из подлежащего и сказуемого
г) из главного и зависимого слова
3. В каком словосочетании вид связи – согласование?
а) быстро доехать
б) прогулка по лесу
в) ласковое солнышко
г) выглянуло из-за туч
4. В каком словосочетании вид связи – управление?
а) весна радует
б) звонкие ручьи
в) прочитал рассказ
г) забыл рассказать5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?
а) говорить быстро
б) бутылка из-под молока
в) пятый класс
г) глядеть по сторонам
6. Найди ошибку в определении типа словосочетания:
а) хвойный лес - согласование
б) играть на скрипке– управление
в) настольные часы- примыкание
г) Лес шумит – управление
Оценивание работы
1.а, 2.г,3.в, 4.в, 5.а, 6.в,г.
8. ФизминуткаЗвучит инструментальная музыка, дети закрывают глаза и расслабляются.
- Представьте себя на берегу моря. В лицо дует свежий ветерок, на лоб и щеки упали соленые капли. Вы слышите крики чаек. У горизонта еле видна белоснежная яхта. Нам весело. Хочется, чтобы это мгновение длилось вечно. 9. Первичная проверка понимания содержания материала Регулятивные УУД
(Учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.)
Игра «Верите ли вы…»
Итак, вернёмся к началу нашего урока. Мы играли в игру «Верите ли вы…» . Сейчас проверим с вами, насколько вы сведущи в данной теме. Перед вами таблица с верными ответами, а вы проверяете себя, и в третьей строке записываете верный ответ, если он был неправильным.
Теперь посмотрите свои таблицы.

Если у вас 1-2 ошибки, вы получаете фишку зелёного цвета (хорошо, но хотелось бы лучше).
Если 3-4 ошибки, вы получаете фишку жёлтого цвета (внимание, следует повторить знания по теме).
Если более 4 ошибок, вы получаете фишку красного цвета (старайся, изучай, думай, повтори пройденное, и всё получится!)
Ну, а если у вас нет ни одной ошибки – вы молодцы, правильно оценили ситуацию на уроке! Я вами горжусь
Домашнее задание:
Упражнение 3 или упражнение 4 на стр.121по выбору.

1 2 3 4 5 6 7
+ - - + + + +
10. Рефлексия деятельности
Регулятивные УУД(В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнен своей работы и работы всех, исходя из имеющ. критериев.)
- На уроке я работал…
– Своей работой я…
- Урок показался мне…
– За урок я…– Материал урока мне…
– Домашнее задание кажется мне… активно/ пассивно
доволен/не доволен
коротким/длинным
устал/не устал
интересен/не интересен
понятен/не понятен
полезен/не полезен
лёгким/трудным
интересным/не интересным