Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрали-зованной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавушка»»
Асбестовского городского округа
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Мозговых Вера Дмитриевна,
воспитатель
Введение
В настоящее время в ряде законодательных актов об образовании педагогам ДОУ предоставлено право самостоятельной творческой педагогической деятельности, право на поиск новых подходов к процессу воспитания и обучению детей дошкольного возраста.
Развитие творческого потенциала, эмоций, чувств, а так же способности детей, создание максимально комфортных условий детей, для их общения с друг с другом и педагогами – актуальные проблемы педагогики.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Творческие способности детей являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей детей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей, а так же средством речевого развития дошкольников. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, свободное время дошкольников отведено посещению различных кружков. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой активности в основном ложится на плечи воспитателей.
Решение задач, направленных на развитие творческих способностей и речевого развития, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.
В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Главная цель моей работы - оптимизация условий для развития творческих способностей и речевого развития детей дошкольного возраста. Средствами системного подхода в организации театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – если в работе с детьми дошкольного возраста использовать театрализованную деятельность, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность.
3.Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи; монологическую и диалогическую форму; выразительность речи; грамматический строй речи.
4.Воспитывать и развивать внутреннюю волю, память, внимание, творческое мышление и воображение, технику актёрского мастерства в каждом ребёнке.
5.Способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры детей 6.Внедрение нетрадиционных форм работы с целью активизации творческой активности каждого ребенка для достижения социально-значимых результатов.
7. Сформировать интерес родителей к театрализованной деятельности, как условия достижения эффективности результатов продуктивного взаимодействия.
Внедрение нетрадиционных форм работы с целью активизации творческой активности каждого ребенка для достижения социально-значимых результатов.
Пути решения:
Создание театрального кружка
Беседы и наблюдения за детьми с целью выявления их возможностей интересов и творческих способностей.
Пути решения:
Адаптировать и внедрить следующей нетрадиционной работы:
ролевые игры
занятие – путешествие
организация предметно-развивающей среды стимулирующей развитие творческих способностей воспитанников.
Сформировать интерес родителей к театрализованной деятельности, как условия достижения эффективности результатов продуктивного взаимодействия.
Пути решения:
анкетирование родителей, для оценки мотивации участия в жизни группы и детского сада;
создание системы мотивирования и стимулирования к активной совместной деятельности;
создание позитивной обратной связи;
Свою работу я осуществляю путем использования следующих форм:
организации воспитательного процесса:
специально-организованная деятельность
занятия в театральном кружке
совместная деятельность с детьми
организация самостоятельной деятельности детей
индивидуальная работа с детьми и родителями.
развитие предметно развивающей среды группы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, Е.А.Медведевой, Б. П. Никитина.
Гл. 1. Теоретическое обоснование темы.
Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В ходе педагогической деятельности я определила несколько направлений своей работы, которые для меня наиболее актуальны:
Развитие речи детей дошкольного возраста – проблема крайне актуальна на сегодняшний день. Всё больше детей страдают нарушениями речи.
Развитие творческого потенциала, творческих способностей детей.
Развитие коммуникативных навыков детей, создание условий для эмоционального благополучия детей в группе.
Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразрешимых.
Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирование личности. Роль родного языка велика, т.к. он помогает детям воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Соответственно, использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого литературного и художественного развития. В ряде проблем речевого развития детей выделены две основные:
речетворчество;
диалог, как важнейшая составляющая коммуникативной самостоятельности, важнейшая сфера саморазвития личности.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видах деятельности - художественного творчества, игр.
Изучив и проанализировав работы ведущих педагогов и психологов, таких как: Выгодский А.С., Строунинг А.М., Комарова Т.С., Белая К.Ю., и других и основываясь на многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что наиболее эффективное средство, для решения данных проблем - театрализованная деятельность в ДОУ. В процессе театрализованной деятельности развивается:
Речь ребенка, которая предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной стороны языка;
Коммуникативные навыки;
Творческие способности детей;
Партнерство в системе «педагог- ребенок- родитель».
Театрализованная деятельность способна гармонировать детско- взрослые отношения, обогащает содержание общения родителей с детьми. К тому же, театрализованная деятельность, организованная на базе ДОУ существенно сближает семью и детский сад. В свою очередь, руководство театрализованной деятельностью требует от воспитателя знаний психических возможностей детей, их возрастных и индивидуальных возможностей, а так же что представляет собой творчество вообще. Знание специфики организации детской театрализованной деятельности, предполагает умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению навыками и умениями, и развитию творческого потенциала.
Проведенные обследования детей специалистами детской поликлиники, анализу результата мониторинга и выявленные недостатки и противоречия помогли мне в своей деятельности обозначить проблему- развитие творческих способностей детей невозможно без поиска таких стимулов к творчеству и психолого-педагогических условий, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять, и общаться, проявляя свои эмоции и чувства».
Исходя из этого, я сформулировала тему «Оптимизация условий для развития способностей творчества детей дошкольного возраста средствами системного подхода в организации театрализованной деятельности».
Я предполагаю, что если осуществить системный подход в организации театрализованной деятельности и создать педагогические условия для развития творческих способностей детей, то качества воспитательно-образовательного процесса обеспечит социально-значимых результатов.
1.2. Условия успешного развития творческих способностей
дошкольников 4-5 лет средствами театрального искусства.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.П. Никитина, и Л.Кэррола, О.П.Радынова, Е.А.Медведева, было выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к театральному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что театральное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОУ
Гл. 2 Практическая часть.
2.1. Анализ условий получения результатов.
Анализируя свою работу с детьми по организации театрализованной деятельности, необходимо отметить, что данная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка приобщает его к духовным ценностям.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звука, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью речи, собственных высказываний заметно активизирует слова ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него совершенствуется диалоговая речь и грамматический строй. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях.
Элементы театрализованной деятельности я включала в специально-организованную деятельность (занятия по изо-деятельности, музыкальные занятия, развитие речи, ознакомление с окружающим миром и художественной литературой ).
Занятия проводила небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждый раз подгруппы формировала по-разному, в зависимости от содержания занятий, а так же с учетом склонностей и интересов детей.
Во второй половине дня детям предлагалось организовывать спектакли, конкурсы, игры, такие как: «Кукольный театр малыша», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы (ручного труда, изобразительной деятельности, музыкальной и театрализованной) в конечном итоге объединяются в единый целостный продукт.
Таким образом считаю, что театрализованная деятельность, включенная в специально-организованную, помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому, не случайно в ФГОС к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», где ставятся определенные задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
Поощрять исполнительское творчество
Развивать способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении
Побуждать к импровизации средствами мимики выразительности движении интонации
Приобщать детей к театральной культуре
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
При внедрении данных задач в практическую деятельность я начала создавать определенные условия:
Предметно-развивающая среда играет огромную роль в развитии творческих способностей детей, является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка.
При проектировании предметно - развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, я учитывала:
индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
особенности его эмоционально – личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности ребёнка;
любознательность, исследовательский интерес и уровень развития творческих способностей;
возрастные и полоролевые особенности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности мной был оборудован театральный уголок и «Уголок сказок», а также «тихий уголок», где ребёнок может быть один и прорепетировать какую – либо роль перед зеркалом. В театрализованной зоне имеются разные виды кукольного театра (пальчиковый, бибабо, настольный, теневой и др.), детские рисунки, поделки. Стараюсь обновлять периодически материал, ориентируясь на интересы разных детей. Всё это создаёт условие для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основана на создании спектра возможности для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовки атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности, размещены оборудования и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, зона театрализованной деятельности детей спроектированы в соответствии с основными принципами построения предметно – развивающей среды.
Образовательной деятельности.
На НОД при знакомстве детей с художественной литературой читала детям произведения, затем производила беседу по нему, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. После чтения предлагала ответить на вопросы, например, такие как: «каких героев можно назвать злыми?», «почему?». Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем лучше потом театрализовать прочитанное. Поэтому, при чтении, я широко использовала весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Сухомлинский В.А. писал: «если ваш ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо разных огоньков восхищения, у него в глазах пренебрежение - это значит, что то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Именно по этому, я перед собой поставила задачу:
понять и разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направленно его переживание, на сколько они глубоки и серьезны
помочь ребенку полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его сочувствие тем, о ком он слушал.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «ты с этим согласен?». Я считаю, что особую роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, где особое внимание я уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках « Что с ним?», «Почему он плачет?».
Из многообразия выразительных средств, в группе для детей 4-5лет, я формирую простейшие образно-выразительные умения (учу имитировать характерные движения сказочных героев).
Специально – организованная деятельность.
Поставленные задачи реализовываю на физкультурных и музыкальных занятиях, а так же в свободной деятельности.
Разнообразие форм занятий разного типа дают возможность решать образовательные и творческие задачи, как индивидуально, так и коллективно.
Таким образом, применение инновационных методов и форм в процессе обучения способствует повышению интереса детей к занятиям, качественному их проведению и достижению положительной динамики развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2.2. Кружковая деятельность.
Мной разрабатывается и внедряется в практику программа кружка «В гостях у сказки», которая направлена на развитие творческих способностей детей, творческого воображения с помощью новых форм, методов работы и новых педагогических технологий.
В основу программы кружка «В гостях у сказки» легли следующие цели и задачи:
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей;
Задачи: 1.Знакомить детей с театральной культурой (устройство театра, театральные жанры, разные виды театра);
2. Развивать любознательность и исследовательский интерес, творческие способности;
3.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Вся моя работа по дополнительному образованию состоит из нескольких этапов:
1этап – введение в тему, создание эмоционального настроения;
2этап – театрализованная деятельность, в ходе которой реализуется творческий потенциал детей;
3 этап – эмоциональное заключение обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, я считаю, что развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует именно такая форма организации театрализованной деятельности, когда ребёнок имеет возможность проявлять себя в какой – то роли. Для этого я использовала в работе кружка разнообразные приёмы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
распределение роли по карточкам;
проигрывание роли в парах.
При реализации кружковой деятельности у меня возникли 2 проблемы:
1. не хватает на всех детей ролей;
2. кто будет играть отрицательных героев.
Первую проблему я решила:
разделив детей на подгруппы,
парное проигрывание ролей.
кроме того, чтобы охватить всех детей я придумывала дополнительные роли.
Вторая проблемы несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку.
В таких случаях я всегда стараюсь подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все артисты, и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причём, зачастую отрицательную роль сыграть намного сложнее.
Результатом моей работы является проигрывание детьми различных театральных сценок на разных уровнях выступления:
выступление на уровне детского сада «Театральная весна». 2014г.
показ театрализованных сказок перед детьми младшего дошкольного возраста.
выступление на радетельских собраниях с театральными постановками и инсценировками сказок.
Таким образом, я считаю, что моя кружковая деятельность положительно влияет на развитие творческих способностей детей, воспитывая в них не боязнь сцены, выступление перед публикой, контролирование свои эмоции и поведение.
2.3. Работа с родителями.
Не менее важным направлением в работе я оцениваю взаимодействие с родителями. Ведь часто родители сетуют, что ребёнок не имеет увлечений, не знает чем себя занять. Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционального чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Так же театрализованная деятельность способна гармонировать детского – взрослого отношения, обогащая содержание общения родителей с детьми.
Проведённое мною изучение особенностей семейного воспитания показало, что во многих семьях традиции бедны по своему содержанию и формам, отчего страдает культурное развитие ребёнка.
Для работы с родителями я выбрала следующие формы работы:
Консультации по развитию творческих способностей детей;
Оформила уголок для родителей, где помешала наиболее интересные статьи, игры на развитие творческих способностей детей;
совместные занятия для детей и родителей.
Привлекала в процесс изготовления костюмов, кукол разного вида своими руками.
Взрослые и дети активно принимали участия во всех формах работы - осваивали навыки кукловождения, создавали новые декорации к театральным постановкам. Благодаря участию семей пополнился материал для организации театральных постановок.
Активизации интереса родителей способствовали тематические вечера, в которых родители и дети являлись равноправными участниками. Тематика вечеров была различна, например, «любимые сказки», «любимые мультфильмы».
Результатам и новым источником взаимодействие с семьёй является театральная неделя, во время которой представляются лучшие театральные постановки, выпускается театральная газета, проводятся фотовыставки и выставки работ детей и взрослых.
В ходе индивидуальных бесед, консультаций я даю родителям рекомендации об организации деятельности дома:
тактично и деликатно наблюдать за деятельностью детей, в которой они выражают своё отношение к действительности;
поощрять инициативу, самостоятельность;
заинтересованно и с уважением относиться к процессу к детской деятельности;
стараться не прерывать занятия детей;
в продуктивных видах деятельности помогать добиваться результатов по просьбе ребёнка;
не позволять окружающим насмехаться и иронизировать по поводу продуктов творчества.
Дети и родители с удовольствием принимают активное участие в праздниках и развлечениях, конкурсах и выставках, организованных в ДОУ и городских, в ходе которых дети вместе с родителями учат роли, шьют необходимые костюмы, изготавливают маски-шапочки.
Считаю, что данная работа способствует формированию положительных эмоций у моих воспитанников и родителей, расширению сферы их чувств, развитию первых проявлений инициативы, творчества.
Заключение.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе я, на основе изучения литературы по данной теме, попыталась определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в старшем дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает театральные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.
На мой взгляд, необходимо совершенствовать театральное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Список литературы:
1. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998
2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984
4. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
5. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
6. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
7. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
8. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
9.Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.
10.Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
11.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
12.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
13.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
14.Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
15.Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
16.Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
17.Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
18.Мурашковская И.Н., Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
19.Нестеренко А. А., Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.
20.Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
21.Никитин Б., Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.
22.Палашна Т.Н., Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.
23.Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
24.Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
25.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
Приложения
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 115