Обобщение опыта Развитие творческих способностей обучающихся посредством театральной технологии
|Обобщение опыта
«Развитие творческих способностей обучающихся посредством театральной технологии»
Составитель: учитель русского языка
и литературы
Басанова Софья Михайловна
I. Современные ученые- педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из актуальных задач современной школы.
Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательного образовательного воздействия.
Исследование понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе непосредственно связано с театральной технологией. Театральная технология – это особая техника действия, основанная на системе К.С. Станиславского, на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые, интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и педагогическому творчеству [4]. Примечательно, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Причем, в образовании в полном объеме можно технологизировать только обучение, а развитие и воспитание – только частично.
Согласно исследованию Н.В. Борисовой, применение в образовании театральной технологии предполагает изменение:
·статуса преподавателя (от передатчика информации на менеджера учебного процесса);
· содержания образования (от информации о деятельности плюс немного деятельности на деятельность, основанную на информации). В качестве содержания образования выступает социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека;
· организационных форм обучения (от традиционных на формы активного, инновационного обучения: игра, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т д.);
· характера общения (учителя и обучаемого, обучаемых между собой);
· атмосферы взаимодействия (партнерство, равенство, ответственность, положительный эмоциональный фон).
Итак, театральная технология трактуется как научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех, направлена на повышение качества образовательного процесса.
Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.
Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего, в формировании творческого потенциала личности в целом, в развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.
Проведённая мною диагностика показала, что ребята не умеют декламировать стихотворения, инсценировать отдельные сцены художественных произведений, не могут отличить диалог от монолога, нет интереса к театрализации особенно в старших классах. Все выше сказанное определяет актуальность моей темы.
Под творчеством я понимаю деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. Вопросам развитию творческой личности посвящено много исследований учёных педагогов, психологов (С.И.Ожегов, Л.Л.Шуба, Г.Н.Головина, Л.С.Выготский, Л.М.Фридман, М.Н. Скаткин, К.Д.Ушинский). В работах этих учёных значимыми для меня являются принципы формирования познавательного художественного чтения, развитие монологической и диалогической речи, организация разноуровневых заданий, организация групповой работы.
В работе над воспитанием творческих способностей у ребят я основывалась на изучении работ Е. Фатеевой. В работе Е.Фатеевой театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд.
Во - первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во- вторых, разнообразие поставленных задач (сценических, актёрских, оформительных) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В- третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В- четвёртых, в своей работе я основывалась на мнение Л.С.Выготского «детская постановка» даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли…Изготовление бутафории, декорации, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель, как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение».
К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни.
III. Мой педагогический замысел заключается в том, чтобы эффективно развивать творческие способности через театрализацию, используя метод драматизации, метод импровизации и перевоплощения.
Свою работу представляю в виде трёх этапов:
1. этап. Создание сценария, распределение ролей,
прослушивание аудиозаписи, изготовление декораций,
театрального плаката;
2 этап. Репетиция;
3 этап. Анализ драматической работы.
В работе я использую свои приёмы адекватные поставленной цели. Преимущественно я отдаю предпочтение таким видам творческой деятельности, которые побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, развивают языковое чутьё, поддерживают желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливают на поиск новых творческих решений, формируют у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Подробнее остановимся на некоторых приемах театрализации художественных произведений на уроке литературы: персонификация – литературный персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); «кто я?» – ученик в костюме персонажа рассказывает о нем, учащиеся угадывают, кто он; «вымышленная встреча» -выступление критика или оппозиции критиков (речь, программа, основные моменты и др.); сценка – небольшое представление посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов и др.
Наиболее интересными могут быть задания, связанные с актерской и режиссерской интерпретацией. Учащиеся в этом случае выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чем автор порой прямо не заявляет. «Актеру» нужно ответить на один-единственный такой простой и такой сложный вопрос: «Что я должен передать зрителю?». Режиссерская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех героев и постигать авторскую позицию. «Режиссер» должен четко представлять, зачем и почему он что-то делает.
Не менее захватывающей является оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям. Выполненные учениками работы не остаются незамеченными, проводятся защиты творческих заданий учащихся. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно заново анализирует произведение и создает свою художественную интерпретацию, таким образом, анализ, целью которого является личностное интерпретирование текста, становится результативнее и глубже.
И, наконец, одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста (перевод текста в сценический вариант). «Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому претворению литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако, для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания» [8, с.196].
В рамках внеклассной работы по литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.
Основная задача этой работы – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.
Каким образом можно преодолеть трудности восприятия учащимися драматического произведения, какие условия необходимо для этого создавать в классе?
Наиболее эффективным являются следующие условия:
1 Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения. Сюда относятся разнообразные методические приемы, при помощи которых учитель знакомит учащихся с особыми художественными средствами драмы как самостоятельного рода литературы.
В качестве наиболее эффективных приемов могут быть следующие:
а) самостоятельное инсценирование набольших повествовательных эпизодов, создающее проникновение в художественную форму драмы;
б) обучающий анализ драматического эпизода;
в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках литературы, благодаря чему в какой - то степени реализуется та художественная энергия звучащей сценической речи, на которую драма рассчитана.
2. Анализ драмы, учитывающий ее художественные специфические свойства.
3. И самое важное организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной с уроками литературы, когда происходит знакомство учащихся с пьесой и ее сценическими возможностями.
Для того чтобы навыки чтения и анализа драматического произведения развились, оформились и вошли в практический образ учащихся, необходима разносторонняя тренировка. Эффектным приемом является самостоятельное инсценирование сказок, басен, небольших рассказов.
Начинается эта работа на уроках литературы в 9-10 классах, где, последовательно знакомятся с языком театрального искусства, с понятием «пьеса», чем она отличается от эпического произведения.
Также используется чтение в лицах коротких эпизодов эпического произведения, басен. Дети легко усваивают диалогическую форму речи, легко выделяют авторский текст, и вместе с тем у них складывается живое представление о персонажах и их поступках.
На первых порах учащиеся не осознают, что сценический характер и его исполнитель не одно и то же, что актер создает действующее лицо, а не является им. Когда ученики поймут, как много они должны знать и как упорно тренироваться, чтобы дать жизнь образу, созданному словом, тогда возникнет желание «увидеть» этот труд, вникнуть в мастерство актера.
Ученики сами отбирают для инсценировки несколько рассказов, обсуждают сценические возможности каждого из них. При отборе рассказа или эпизода выясняются условия, которые делают инсценировку невозможной или очень трудной. Это обилие авторских отступлений от основного сюжета, текст в форме воспоминаний действующих лиц, важные для понимания смысла рассказа описания природы, одновременное развитие действия в двух планах. Дальше обсуждаются случаи, когда допустимо отступление от оригинала и характер этих отступление.
Очень важно, чтобы ученик, работающий над инсценировкой эпического произведения, умел:
1) выделять основную сюжетную линию рассказа, определять ее завязку, кульминацию и развязку;
2) определить главные и второстепенные лица, осознавать их взаимоотношения, представлять себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;
3) осознавать главную мысль рассказа и отношение автора к изображаемым им событиям, лицам. От этого зависит общий характер инсценировки -серьезный, грустный, юмористический;
4) уяснять значение речи действующего лица как его основной характеристики.
Особенно ощутима роль театра, когда начинаем изучать классику. Учащиеся не проявляют особого интереса к лучшим творениям русской и мировой классической литературы, считая их устаревшими. Тут нужно заинтересовать ребят идеями и образами прошлого, установить живые связи между творчеством художников прошлого века и нашей современностью.
Театрализованные уроки по классической пьесе становятся той формой «наглядности», которая чрезвычайно важна для формирования у учащихся как жизненного, так и эстетического опыта. При изучении произведения ставятся следующие задачи: углубиться в суть изображенных автором характеров и отношений, постараться разобраться в чувствах, думах и поступках действующих лиц как живых людей. Эти зрительные образы помогают учащимся освоить социально - бытовые приметы изображаемого в драме времени. Костюм, прическа, поза «актера», - все это помогает школьнику с очень бедным театральным опытом создавать и уточнять свои представления о персонаже. Любая пьеса - будь то античная трагедия или комедия эпохи Возрождения, - поставленная в наши дни, превращается в факт современной культуры и с точки зрения художественных средств постановки, и с точки зрения ее прочтения: «у зеркала классического искусства особая, непросто разгадываемая тайна: оно как бы движется вместе со столетиями» (Г. Козинцев).
Театрализованные уроки имеют положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на формирование коллективизма и товарищества.
Эффективна интеграция учебного материала (русский язык, литература, история, музыка, ИЗО). Материал, который я использую в своей работе, берётся из методических пособий, журналов, сочетая их со своими разработками.
VI. Результативность моей разработки выражается в том, что у ребят появился интерес к искусству театра. В процессе работы над спектаклем ребята научились перевоплощаться, импровизировать, свободно двигаться по сцене, приобрели способности наблюдать и оценивать театральное действо, научились использовать полученные знания самостоятельно, передавать свои знания и умения более младшим ребятам.
Проведённая впоследствии диагностика среди детей показала, что ребята научились работать с дополнительным материалом, умеют грамотно задавать вопросы, объяснять, обобщать и выделять главное. Ведь для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное- воспитание человека, его души и чувств.
На муниципальном уровне были поставлены театральные представления «Приход весны», «В ту же землю», «Деревенские люди» в рамках конкурса « Театральная карусель». Цель такого мероприятия – подъем духовной культуры подрастающего поколения, развитие репертуара детских любительских театров, повышение исполнительского уровня спектаклей, выявление творческих коллективов, юных дарований.
Спектакль «Приход весны» - это сказка, где Ворона, которая очень любит весенние праздники, сообщила зрителям о наступлении весны. Скворец исполнил Оду весне. И вот явилась на праздник величавая красавица Весна со своей свитой. Все узнали, почему зиму проклинают, а весну величают». Свита прогнала со сцены Сквозняка и Простуду и проводила «мадам Зиму» на Северный полюс. В конце – дружный и веселый хоровод. В результате мы получили 2 призовое место, номинации «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер».
В марте 2002, 2012 года Иркутская область отпраздновала 65, 75-летний юбилей настоящего классика литературы, истинного мастера слова, талантливого писателя Распутина В.Г. Жители Приангарья гордятся нашим земляком с мировым именем, написавшим литературные произведения, которые воспитывают ум, образовывают сердце, очищают душу. Его книги – сплошная забота и боль о будущем нашей страны, о родной природе: Ангаре, Байкале, о нравственных ценностях человеческой жизни.
Чёткая гражданская позиция, принципиальность и честность Распутина заслуживают самого глубокого уважения и общественного признания. Он – народная совесть, учитель с большой буквы.
В нашей школе 75- летию Распутина В.Г. были посвящены классные часы, проведены викторины, конкурс рисунков, оформлены стенды, поставлен спектакль «Деревенские люди» по мотивам рассказов Валентина Григорьевича.
Я создала фронтиспис к сборнику рассказов «В ту же землю».
Из воспоминаний писателя:
Ангара, Ангара! – изумрудная наша красавица, ещё и теперь протекающая по моему сердцу, - сколь многим она меня напоила и накормила! Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль…
И кто же любуется закатом над Ангарой тихим августовским вечером? Конечно, простые деревенские люди, которые день отстрадовали. Это и Сеня Поздняков с женой Галей, добрые, трудолюбивые люди, похожие на мать Распутина – Нину Ивановну.
Это и деревенские старухи – любимые героини писателя. Старчество – феномен мудрости, проницательности, вечности (но не ветхости). Вечное – это не просто старое, обветшавшее, а ещё культовое, сверхвременное.
Незабвенную бабушку Марью Герасимовну Распутин писал постоянно, с неё слеплены мудрые старухи с сильным характером, прожившие жизнь в непрестанном труде. Сыновняя любовь к матери, бабушке, родной природе, Родине – вот родовые корни, память, свет, вера, надежда, добро и тепло.
В результате нам были присуждены номинации «Лучшая женская роль», «Лучший театральный коллектив». И самое дорогое – памятная книга и фотография с автографом В.Г. Распутина, календарь, где наша инсценировка по рассказам В.Г.Распутина «Деревенские люди» стоит в одном ряду со сценами из спектаклей МХАТ им. М. Горького, высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, с кадрами из кинофильмов «Уроки французского», «Живи и помни» киностудии «Мосфильм». Это послужило толчком принять участие в конкурсе «Учитель года 2012» . Данное мероприятие было посвящено творчеству В.Г. Распутина. Я выступила с проектом « Учитель – хранитель и транслятор истории своего края. Моя Молька – моя Матёра», защитила фронтиспис к поздним рассказам писателя, заняла 2 место.
V. Своим опытом я делилась на методическом объединении словесников, давала открытые уроки («Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»), где использовала инсценирование пословиц, басен, сказок. Изучение литературы совмещала с другими видами искусства. Школьный детский театр – одна из форм внеклассной работы по предмету методических объединений учителей русского языка и литературы. Я ставила театральные постановки в школьных мероприятиях («Котофей Иванович», «Новоселье у Братца Кролика» Д.Хармса, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Цыганы» А.С.Пушкина).
Ребята с большим интересом участвовали в этих мероприятиях и оставили мне памятное письмо, которое было напечатано в газете «Сибирский характер» под названием «Лучший режиссер самого маленького класса».
В общем, мой опыт был оценён положительно. Было отмечено, что позитивное в нем то, что учитель большое внимание уделяет развитию творческих способностей ребят, развитию их потенциала. Для достижения этой цели придерживается следующего правила:
- ребёнок должен сам добывать, осмысливать, перерабатывать и
использовать знания.
Однако воспитать человека духовно-нравственного в полном смысле этого слова – процесс долгий и трудоемкий. Коротким сроком его не решить. Поэтому то, что заложено в детях в области миропонимания духовных ценностей, необходимо укреплять, развивать, совершенствовать и в последующем.
На своих уроках использую нестандартные формы обучения: «Урок-путешествие», «урок- сказка», «урок-размышление», «урок- игра», «мастерские».
Таким образом, анализ показывает, что мой опыт сочетает в себе различные элементы, соответствует возрасту детей, их индивидуальным способностям и поставленной цели.
В ходе обсуждения моего опыта был сделан вывод о том, что он представляет актуальность для учителей разных школ.
Литература:
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Л.: Детская литература, 1990.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 245 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособ. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
5. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1995.