Презентация к уроку литературы для 6 класса «Сравнения в повестях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»»


Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно Н.В.Гоголь Творчество Николая Васильевича Гоголя одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Н. В. Гоголь стал известен в свое время как писатель благодаря сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был опубликован в1832г. «Вечера на хуторе близ Диканьки» насыщены этнографическим, фольклорным материалом. Картины, изображающие жизнь простых поселян, словно бриллиантовой россыпью, наполнены удивительными метафорами, олицетворениями, поэтическими эпитетами, великолепными и необычными сравнениями. Присутствие сравнений, необычных, своеобразных, чаще всего основанных на фольклорных мотивах, на этнографических элементах, является важным отличительным признаком повестей. Сравнения - как гербовая печать, которая позволяет безошибочно выделять произведения этого мастера художественного слова среди множества других талантливых авторов. В речи героев есть устойчивые сравнительные обороты, простые сравнения, которые встречаются в обыденной разговорной речи: встал как вкопанный, летит как птица, как стрела; сердце стучит как мельничная ступа; горит как жар, как огонь; видно, как на ладони; шумно, как на ярмарке. Герои повестей Гоголя- простые сельские жители. Их речь выразительна, поэтична и необыкновенно красива. Гоголь, рисует картины окружающего мира, наглядно передает свои собственные переживания, как настоящий поэт-лирик. Как писатель – художник, он сравнивает иногда не совсем похожие вещи, такие, которые в обычной жизни совсем не сравниваются: - усы винокура с мышью, человека с винокуренной трубой. В этих сравнениях рождается новый, необычный образ. Сравнения: Простые: Развёрнутые- с использованием союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО - с использованием форм творительного падежа- с использованием соотносительных форм- отрицательные Повести Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из сравнений, как любое вещество состоит из молекул и атомов. Согласно теории литературы сравнения делятся на: Сравнения с использованием союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО: (их почти 80% от общего числа всех сравнений в текстах сборника): В них использованы этнографические элементы, просторечные выражения и устойчивые обороты, архаизмы (очи, гетьман), диалектизмы (галушки, лошак) В качестве одного из предметов для сравнения используются образы из народной поэзии: птица, вихорь, кровь, огонь, снег, волк, жар и т. д. - «В животе, ей-богу, как будто петухи кричат!» - «…искрами, будто пылью, обсыпали себя козаки» - «…горели приветливо, будто звездочки, ясные очи» Сравнения, построенные при помощи соотносительных форм: (15 таких сравнений) Тропы этой группы отличаются тем, что в них автор включает не два элемента сравнения, а несколько. Здесь он тоже использует и архаизмы, и диалектизмы. - «Дед< >скорее, чем бы иной успел достать рожок понюхать табаку, был уже на другом берегу».- «Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря». Сравнения в форме творительного падежа: (в текстах повестей имеется 5 таких сравнений) - «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами».- «Океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею< … >».- «Треск отборных слов посыпался дождем на голову разгульного парубка». Такие сравнения приближены к метафорам. Отрицательные сравнения: - «Те леса, что стоят на холмах, не леса; то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц» Такие сравнения часто встречаются в фольклорных произведениях и в их литературных стилизациях. Гоголь использует их с целью создания эффекта нереальности, сказочности. Развернутые сравнения: Они делают речь похожей на стихотворную. В них больше разных вещей, явлений. Одна картина накладывается на другую, образ шире, ярче, прослеживается авторское отношение к изображаемому, используются для изображения пейзажа или обрисовки героя. - «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.< >…чудится, будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско». Сравнения Экспрессивно- положительные Экспрессивно- отрицательные Комические Сравнительные штампы Эта система сравнений демонстрирует то, что в произведениях Н.В. Гоголя присутствует противопоставление двух сторон жизни, двух разных полюсов. Мир Добра, в котором запечатлена первоначальная целостность народного сознания, гармония, и Мир зла, в котором присутствует разлад, угроза всему светлому, естественному. Экспрессивно - положительные сравнения: Они наполненны лиризмом, поэтическим чувством. Это настоящая поэзия, радужная, сверкающая: - «Красные, как жар шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец, да и только! <…> Да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихрь, дернет по всем струнам бандуры и тут же, подпершийся в боки, несется вприсядку, зальется песней - душа гуляет!» Экспрессивно - отрицательные сравнения: Противоположный мир Гоголь рисует в страшных, враждебных образах: - «Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушел под землю. Зашатался другой крест, и опять вышел мертвец, еще страшнее, еще выше прежнего; весь зарос, борода по колена и еще длиннее костяные ногти. Еще диче закричал он: «Душно мне!» < >Страшно протянул он руки вверх, как будто хотел достать месяца, и закричал так, как будто кто-нибудь стал пилить его желтые кости…». Комические: Гоголь использует их очень широко, как при описании мира Зла, чтобы продемонстрировать веру во всё побеждающую силу народного оптимизма и юмора, так в изображении светлой стороны жизни, чтобы подчеркнуть реальность происходящего, передать национальный колорит в создании бытовых сцен: - «Тут, схвативши хворостинку, отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель». - «Я готов вскинуть на себя петлю и болтаться на этом дереве, как колбаса перед Рождеством». Они не несут в себе ни положительные, ни отрицательные эмоции. Сравнительные штампы: - « А я сижу перед нею, как дурак …»- « …неси меня, как птица…» - В образной системе «Вечеров…» сравнения занимают одну из главных ролей, являясь визитной карточкой стиля Н.В.Гоголя В восьми повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» насчитывается около двухсот различных сравнений.Сравнения далеко не единственный троп, который использует Н.В.Гоголь в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» . В произведениях этого замечательного писателя можно найти и олицетворения, и эпитеты, и метафоры.