Воспитательный характер повестей и рассказов А.П.Гайдара (доклад)

Воспитательный характер повестей и рассказов А.П.Гайдара
«Я хату оставил, пошел воевать,  Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». (М. Светлов «Гренада») Так уходил на фронт в 1918 году 14-летний Аркадий Гайдар, уходил бороться «за лучшую долю, за счастье, за братство народов, за Советскую власть». В суровой «грамматике боя» понял Гайдар, что значит совершить подвиг, когда мало бойцов и мало снарядов, когда падают от усталости в степи загнанные лошади. Но все равно упорно шли красные отряды, все равно, даже если не было сил, подымались и били врага. Гайдар, попавший в армию совсем мальчишкой, остро почувствовал это высокое мужество, увидел в тяжелых военных буднях романтику, строгую красоту революционной борьбы. Обо всем этом он должен был рассказать мальчишкам и девчонкам, живущим на Советской земле. Так в 1930 году появилась первая книга Гайдара «Школа».
Кажется, что сомнения, трудности, горечь поражений и радость побед, которые узнал ее главный герой, Борис Гориков, все это опыт самого Гайдара. До последнего дня своей жизни учил он ребят трудной науке «бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот мчится Жиган по трудной дороге к красным с таинственными буквами Р. В. С. «Бьют барабаны, гремят барабаны», и выпрямляется барабанщик Сергей, идя навстречу опасностям, только бы выстоять, только бы разобраться!
А вот на доме появляется звезда. Это беспокойный Тимур пишет знак охраны и защиты, знак верной руки друзей, когда трудно в семье, где отцы на фронте... Вот она, Великая Военная Тайна, тайна помощи маленьких «человеков» взрослым в борьбе за счастье на родной земле. Так готовил Гайдар «крепкую Краснозвездную гвардию». А потом наступил 1941 г. Впередсмотрящие они всегда впереди, а ведь Гайдар значит «впередсмотрящий». И он снова ушел на фронт... Маленький отряд во главе с Гайдаром шел в разведку и близ железной дороги нарвался на засаду фашистов. «Вперед!» крикнул Гайдар и упал, простреленный пулеметной очередью. Так до последней минуты жизни остался он впередсмотрящим солдатом революции, остались его книги, добрые и мудрые, которые так полюбились нашей детворе. Однажды Гайдар взял да облек героизм всех своих маленьких друзей в «смелую военную сказку» про Мальчиша-Кибальчиша. Что же сделал этот гордый Мальчиш? Почему, читая эту сказку, каждый юный человек проверяет себя и, упрямо сдвинув брови, думает: «А я бы так смог? А я бы не струсил?» И Гайдар отвечает: Мальчиш-то ведь был очень похож на всех вас. Когда примчался красный воин без папахи, шатаясь от ран и усталости, когда сказал Мальчишу: «Помоги?», тот помог, подняв всех своих товарищей. Бились они до самого прихода Красной Армии, а когда пришла гнусная измена, под страшными пытками не открыл Мальчиш буржуинам Военной тайны. И каждый из вас тоже помог бы в трудную минуту, продолжает Гайдар, - за это я крепко уважаю вас, мои Мальчиши. И за это написал вам сказку о гордости, смелости и великой военной тайне». Плывут пароходы - привет Мальчишу!  Пролетают летчики привет Мальчишу!  Пробегут паровозы привет Мальчишу!  А пройдут пионеры салют Мальчишу!  После таких слов, когда на тебя надеется такой светлый и удивительный человек, как Гайдар, очень хочется быть героем! Книги Гайдара всегда учили детей доброте, справедливости, верности и взаимопониманию. 
Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941) – замечательный детский писатель – жил во времена величайших классовых битв. Необыкновенное время рождало небывалые биографии, такие, как у Аркадия Гайдара.
Сын педагога, Аркадий встретил революцию 13-летним учеником реального училища, в 14 лет вступил в ряды Красной Армии, а в 17 – командовал полком. Аркадий Петрович был настоящим солдатом, не боялся трудностей и всегда мечтал о том времени, когда, наконец, настанет «жизнь совсем хорошая».
Этой верой пронизано всё литературное творчество талантливого писателя. На страницах его книг, полных глубоких размышлений о своём, таком неоднозначном времени, люди, полные революционной романтики, смело сражаются за правое дело и честно выходят из трудных ситуаций.

«Голубая чашка» - рассказ Аркадия Гайдара, одно из лучших детских произведений, в котором автор говорит с маленькими читателями о серьёзных вещах честно и без прикрас. Лирическое повествование о поисках счастья, «хорошей жизни» находит отклик в детских сердцах. Незаметно, без назойливого морализирования Гайдар подводит читателей к мысли о том, что поиски счастья, «хорошей жизни» тесно связаны со способностью самих героев давать счастье, налаживать «хорошую жизнь» для других. В этой истории герои понимают, что можно забыть мелкие обиды и подозрения, если есть любовь, взаимоуважение и готовность пойти навстречу друг другу. Но для этого Светлане и ее папе нужно было совершить "далекое путешествие" и повидать многих людей. Рассказ не ведётся как будто со стороны, а очень свободно и прямо передаёт мысли главных героев, описывает мир взрослых и детей, честных и смелых, добрых и очень-очень настоящих. Рассказ «Голубая чашка» не поучает, не наставляет, а просто показывает, какой иногда бывает жизнь.
А есть у него рассказ славный, маловспоминаемый "Патроны". Наскакали, значит, белые на село, всех в сарай под замок, там плачут, расправы ждут, вдруг стрельба кругом, удрали белые, мальчик спрятавшийся подходит к сараю: "Ну, как вы там? сейчас открою". "Погоди, сынок, пусть наши откроют". "Какие наши?" "Товарищи, красные". "Да нет никаких красных..." "Как же? а стрельба!" "Да это я кругом деревни в кустах костров нажег и патроны в них побросал, рваться начали, вот белые и сбежали... Так что выходите... обождите, замок собью..." Нехитро, но смысл хорош; часто вспоминаю; не будет тебе никаких торжественных освободителей давай своей собственной рукой. Рассказ учит быть наблюдательными, инициативными, смелыми.
В 1939 году был впервые напечатан рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - добрая, чудная история о том, как два брата Чук и Гек вместе с мамой отправились к папе, находившемуся в далекой экспедиции. Символичными, передающими характер и жизненное кредо писателя стали последние строки рассказа: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
«Тот счастлив, у кого совесть чиста», - поучает рассказ А.Гайдара «Совесть».
Совесть - умение оценить свой поступок и нести ответственность за своё поведение.
Героиня рассказа Нина Карнаухова, прогуливающая уроки, испытывает угрызения совести. К сожалению, не у всех людей есть голос совести, а ведь, если не слушать голос совести, не исправлять плохие поступки, то она может замолчать и человек станет жестоким, равнодушным к несчастьям людей. Совесть - голос тайного судьи, который слышит только каждый из нас. Он не прощает нам плохих поступков, злых мыслей. Говорят ещё, что совесть - голос сердца, поэтому лучше быть совестливым и стараться исправлять свои ошибки. Так будет легче жить.
В 1933 году в издательстве «Молодая гвардия» была напечатана «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Сама же повесть «Военная тайна», в которую вошла вставной новеллой эта сказка, была закончена во второй половине 1934 года и опубликована в журнале «Красная новь» в 1935 году.  Повесть «Военная тайна» «собирает» в единый узел многие проблемы, связанные с воспитанием подростков в стране победившего социализма. Горьковский принцип: «Воспитывать значит революционизировать» в полной мере осуществляется Гайдаром, показывающим формирование подрастающего поколения в новом коллективе, в пионерской организации. Это новый аспект проблемы воспитания в творчестве писателя. Гайдар не дает облегченного изображения «хорошей жизни» пионеров в нашей стране: в повести рассказано не только о дружбе и любви, о созидании, в ней и отголосок «войн и гроз», преступная деятельность врагов, пытающихся организовать диверсии.  Убита Марица Маргулиес, румынская комсомолка, мать Альки; потерял сестру, польскую революционерку, Владик Дашевский. Камнем в висок убит и маленький Алька. Убит врагом, метившим в его отца инженера, большевика.  «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» ключ к пониманию идейно-эстетической концепции повести. Об этом говорил сам А. Гайдар, отвечая на письмо ростовских пионеров: «Почему: «Военная тайна»? Конечно, по сказке».  Не имея прямых аналогий в сюжете повести, сказка символически раскрывает важнейшие социальные и политические понятия. Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша и Альки. «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает» писал Гайдар ростовским пионерам.  Новыми чертами примечателен и стиль «Военной тайны». Гайдар ведет повествование так, что создается тесное переплетение субъективного и объективного планов. Романтическая приподнятость и лиризм повести находят свое выражение в эмоционально окрашенной, а нередко и ритмизированной авторской речи.  Правда жизни определяет в конечном счете стиль, помогает раскрыть основной смысл повести: «за гордую страну», «за славных товарищей, которые в тюрьмах», «за крепкую дружбу», «за любовь к нашим детям», «и просто за любовь».
История создания повести А.П. Гайдара «Военная тайна»
Летом 1931 года, увлеченный журналистской работой, Гайдар задумал новую повесть. Дневник Аркадия Гайдара помогает проследить, как она создавалась.
«Надо собраться и написать для “Молодой гвардии” книгу. Крым, Владивосток, Тимур, Лиля, всё это связать в один узел, все это перечувствовать еще раз, но книгу написать совсем о другом. <>
Только сегодня начинаю писать эту книгу. Она вся у меня в голове, и через месяц я её окончу ,<> это будет повесть. А назову я её “Мальчиш-Кибальчиш” Неожиданно, но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не “Мальчиш-Кибальчиш”, а “Военная тайна”».
Следует упомянуть и то, что писатель поначалу предполагал назвать повесть «Такой человек».
В других источниках указывается, что «Военная тайна» изначально была задумана как продолжение повести А.П. Гайдара «Школа» и должна была быть повестью о воспитании. Если в «Школе» писатель показал, как в годы гражданской войны под руководством старших товарищей формировались взгляды и характер Бориса Горикова (героя «Школы»), то теперь Гайдар хотел показать, как Борис Гориков воспитывает своего сына Альку, какими растут советские дети.
«В повести, – пишет исследователь творчества Гайдара, Борис Камов, – Гайдар стремился дать широкую картину того, как воспитывается советская молодежь. Вместе с тем писателю хотелось создать совершенный образ воспитателя, рожденного новой эпохой, воспитателя, какого еще не знала ни одна страна. Так появляется на страницах повести пионервожатая Натка.
Натка мечтала прожить яркую, трудную жизнь, мечтала совершить героический поступок, поэтому она была требовательна к себе и не прощала слабости и низости другим.
Все, что читатель узнавал об интересах и чертах характера Натки, должно было усилить и углубить впечатление о ней как о воспитателе. И все же писатель терпел неудачу: образ Натки-воспитателя не получался.
Гайдар знал детей. Хорошо понимал их запросы, их интересы, но ни в школах, ни в пионерских лагерях никогда с ними не работал. По-видимому, уже в процессе работы над повестью писатель уловил какое-то неблагополучие. В конце одной из наиболее важных глав, посвященных Натке, как раз той, где описывались ее раздумья о Тольке, Владике, Гайдар помечает: “Это была очень трудная глава, и ее надо будет хорошенько исправить и отшлифовать”.
Теперь тема «военной тайны» должна была лечь в основу всей книги. Такому решению немало способствовала и напряженность международной обстановки, особенно на Дальнем Востоке (В ту пору Япония воевала с Китаем, но главной целью, как открыто писал японский журналист, является «прежде всего захват советского Дальнего Востока». В своих намерениях Япония не была одинока».
30 августа 1932 года в дневнике Гайдара встречаем запись: «написал только 2 с половиной страницы. Очевидно, немного устал. Надо чуть передохнуть» [8, С.135]. «Дальнейшая работа над книгой, – как отмечает Б. Камов, – идёт неровно, с большими перерывами. Окончив в начале сентября первый вариант повести, писатель покидает Дальний Восток и переезжает в Москву».
«После дневниковой записи 30 августа 1932 года следует длительный перерыв. Дальнейшие записи начинаются с 28 октября 1932 года. «Ильинское. Дом отдыха под Москвой. «К своему глубокому огорчению, перечитав впервые все то, что мною уже написано, я совершенно неожиданно увидел, что повесть «Военная тайна» - никуда не годится и надо переделывать ее с самого начала». Но это первое разочарование не остановило Гайдара. Уже через две недели он опять записывает в дневнике: «Насчет «Военной тайны» - это все паника. И откуда я выдумал, что «повесть никуда не годится» - хорошая повесть».
«Только вчера начал работать. Какой огромный перерыв был в работе», - с сожалением отмечает он в черновике 27 декабря 1932 года. Но и на этот раз книгу завершить не удается».
В апреле 1933 года на страницах газеты «Пионерская правда» Гайдар печатает «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Затем «Сказка» выходит отдельной книжкой в Детгизе с яркими рисунками художника В. Конашевича.
В июне 1934 года Гайдар, уже не отрываясь, работает над повестью, с твердым намерением довести ее до конца.
«Военная тайна» будет хорошей книгой. «Синие звезды» пока отложил, пусть полежат», – пишет он в дневнике 27 августа 1934 года, там же появляется еще одна запись: «Последние дни крепко работал. Наконец-то кончаю “Военную тайну”». Так создавалась эта повесть, которая вышла из печати в следующем, 1935 году в журнале «Красная новь» (№2) и почти одновременно вышла отдельной книгой в Детгизе.
Для второго издания, в 1936 году, Гайдар продолжает дорабатывать ее, дописывает новые куски и исправляет отдельные места.
Эта «Военная тайна» – уже самостоятельное произведение, не связанное ни сюжетно, ни именами героев со «Школой». Борис Гориков становится Сергеем Ганиным, Шебалов – Шегаловым.
Повесть «Дальние страны» (1932) убеждает читателя в том, что никто не может быть в стороне от перемен, происходящих по всей стране. И дети тоже должны быть не созерцателями, а активными участниками строительства нового. Это новое Гайдар воссоздает в повести многопланово: здесь и живые приметы строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, и воспоминания о гражданской войне. В повести показано, как сама действительность активизирует ребят, так как те «дальние страны», о которых мечтали друзья, существуют не где-то, за тридевять земель, а здесь, в обычной, повседневной жизни. Повесть начинается с описания затерянного в тайге разъезда и однообразной жизни его маленьких жителей: «Зимою очень скучно. Разъезд маленький, кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом, и высунуться некуда».
С развитием сюжета все сильнее ощущается атмосфера перемен, связанных с осуществлением планов первой пятилетки, и стремительнее развертывается действие в повести. Становятся реальностью мечты о «дальних странах», исчезает захолустье, на обновленной земле маленький разъезд № 216 живет напряженной и радостной трудовой жизнью. Начинается строительство алюминиевого завода, и два маленьких друга Петька и Васька помогают геологам, раскинувшим в лесу брезентовую палатку. «Дальние страны», о которых мечтали ребята, «с большими вокзалами, с огромными заводами, с высокими зданиями», придвинулись вплотную к их безымянному разъезду.
Но писатель не обходит сложностей жизни: Петька хранит тяжелую тайну о гибели председателя колхоза Егора Михайлова. Проходит много времени, много тревожных ночей провел мальчик, прежде чем он узнал убийцу председателя и рассказал все взрослым. Повесть «Дальние страны» характерна для творчества Гайдара, стремящегося передать в произведениях романтику детства, героику социалистического строительства и необходимость защиты социалистического Отечества.
Рассказ «Дым в лесу» впервые напечатан в журнале "Пионер" № 2 за 1939 год. В том же году вышел отдельной книгой в издательстве «Детская литература». В этом рассказе Аркадий Гайдар продолжает разрабатывать тему готовности ребят к подвигу. Пусть в данном случае подвиг совсем не громок и всего-то требуется от «Володьки из сто двадцать четвертой квартиры» переплыть через неширокую речку Кальву. Да и не совершен этот подвиг самого Володьку пришлось вытаскивать из реки. Главное другое: Володька знает, что, раз нужно, он переплывет...
Известно, что Аркадий Гайдар с неодобрением относился к тем художественным произведениям, в которых юные герои с ошеломляющей легкостью совершали головокружительные подвиги. Он считал, что в угоду занимательности нельзя жертвовать правдой. А правда порой бывает сурова, но ребята, если придет час, должны действительно внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Вот поэтому он написал этот рассказ, чтобы мы, прочитав его, извлекли уроки для себя.
Какие же уроки извлек из этой ситуации Володя? Какие уроки извлекли мы, читатели XXI века?
Мальчик пережил большую опасность и, безусловно, проявил мужество, спасая летчика, преодолел свой страх, а это очень сложно. Он получил много уроков: увидел перед собой человека, не сломленного трудностями, услышал его голос и понял, как надо вести себя в грозные минуты испытаний. Он ощутил на себе, что значит плохо учиться. Он понял, что не разберется в карте, а ведь этому учили в школе.
Вместе с Володей и читатели извлекут уроки: этот рассказ учит быть ответственными, преодолевать страх в минуту опасности. Это произведение показывает, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учит дружить, сопереживать. В современной жизни эти качества очень нужны. Из таких маленьких, но важных поступков складывается длинная дорога, название которой – жизнь.
Рассказ «Горячий камень» - сказочная история, впервые появившаяся в печати в 1941 году, ещё до начала войны, - рассказывает о действительно важном и значительном, о жизни, которую, если подумать, никто не хочет начинать сначала. Гайдар говорил, что хотел бы, чтобы маленькие читатели понимали, что жизнь дана всего одна и прожить её нужно достойно.
В рассказе «Горячий камень» повествуется о том, как мальчик Ивашка хотел помочь бедному, больному старику, который в своей жизни не видел счастья, добра, радости, как казалось мальчику. Старик был добрым, жалостливым, поэтому не стал наказывать мальчика-воришку и даже плохого слова ему не сказал. Все действие основано на воспоминаниях старика о событиях, происходивших в его жизни.
В конце произведения выясняется – старик прожил свою жизнь так, как хотел, он счастливый человек. С какой гордостью старик говорит о прожитой жизни, обо всех своих печальных событиях: как появился шрам на лице, почем он стал хромать и как чуть не умер от тифа.
Произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь не повернуть вспять, как в сказке. Каждый человек должен давать оценку прожитой жизни, совершённым поступкам, имеющимся желаниям.
Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. В 1938 году Аркадий Гайдар заканчивает работу над повестью «Судьба барабанщика». Это книга, как говорил писатель, «не о войне, но о делах суровых и опасных».

В основе повести лежит непростая судьба Серёжи Щербачёва, оказавшегося из-за недоброго стечения обстоятельств один на один с враждебным и опасным миром преступников.
Ему было 8 лет, когда, купаясь в Волге, утонула мама; 12 лет, когда отца, в прошлом красного командира, а ныне директора магазина, арестовали и посадили в тюрьму за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.  Как переживал Сергей расставание с отцом, которого любил, которым так гордился!
Через два года его мачеха Валентина выходит замуж и уезжает на Кавказ, на курорт, оставив мальчика одного в квартире.
Перед нами проходят на страницах повести разные люди из окружения подростка: вот жулик и прохвост Юра, обманом выманивший оставленные деньги на прожитьё, познакомивший его с дурной компанией, проводящей весело время вечерами в парке Сокольники; вот друг отца Половцев, отвернувшийся от него после ареста и переставший звонить, ходить в гости к Сергею
Неужели нет никого в целом мире, кто бы посочувствовал, кто бы протянул мальчику руку помощи?
Конечно, мир не без добрых, хороших людей. Это – пионервожатый Павел, который ходит к нему домой, звонит – он хлопочет об устройстве Сергея, барабанщика пионерского отряда, в летний лагерь. Это – дворник дядя Николай, который учит его уму-разуму, предостерегая и отговаривая от общения с ребятами из дурной компании.
Как оказалось, одиночество нашего героя было недолгим. Неожиданно объявляется «лжедядя», весёлый и разговорчивый, со своим молчаливым напарником Яковом. Они заботятся о нём, кормят и, покидая Москву, берут с собой.
Вроде всё неплохо, но многое в поведении, поступках опекунов удивляет и настораживает, беспокоит Сергея. Постепенно он начинает понимать, что «благодетели» не те люди, за кого они себя выдают, что это – убийцы, преступники.
И юный барабанщик, рискуя своей жизнью, находит в себе силы, мужество и преграждает путь врагам Родины!
В основе сюжета острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.  Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика.
Победили в советском подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем советским народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.  Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я». «Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос. Встань и не гнись! Пришла пора!»  Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести распрямление барабанщика решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность. В повести нашли новое развитие темы коммунистического воспитания и борьбы с врагами родной страны.
Гайдар прожил короткую (37 лет), но насыщенную событиями жизнь, его собственный жизненный опыт, темперамент, художественное мастерство, обретенное с годами, выдвинули его в первые ряды писателей, которыми создавалась советская детская литература. В 1939 писателя награждают орденом «Знак почета» за литературную деятельность. В 1934 году, после первого писательского съезда, Гайдара принимают в члены Союза писателей. В 1941 году Гайдар уезжает на фронт корреспондентом "Комсомольской правды".
История создания повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Замысел повести «Тимур и его команда» возникал у А. П. Гайдара постепенно, исподволь. Воспитывающую, умную, благородную игру Тимура и его команды, положенную в основу повести, писатель не выдумал за письменным столом. Подобную игру он наблюдал в жизни, да и сам постоянно разыгрывал ее. Знакомые мальчики и девочки были командой, а ее командиром сам Гайдар.
Об одной из таких игр команды Гайдара рассказал писатель К. Г. Паустовский:
«Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашел как-то ко мне. У меня был болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. Его нигде не было.
Гайдар подошел к телефону и позвонил к себе домой.
- Пришлите сейчас же ко мне, сказал он, всех мальчиков из нашего двора. Я жду.
Он повесил трубку. Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. Гайдар вышел в переднюю. На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.
Вот что, сказал им Гайдар: тяжело болен один мальчик. Нужно вот такое лекарство. Я вам запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же - во все аптеки: на юг, восток, на север и запад! Из аптек звонить мне сюда. Все понятно?
Понятно, Аркадий Петрович! закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.
Вскоре начались звонки.
Аркадий Петрович! кричал в трубку взволнованный детский голос. В аптеке на Маросейке нету.
Поезжай дальше. На Разгуляй.
Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:
Аркадий Петрович, есть! Я достал!
Где?
В Марьиной роще.
Вези сюда. Немедленно.
Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.
Ну что, спросил меня Гайдар, собираясь уходить, хорошо работает моя команда?
Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался» (Сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М, «Детская литература», 1964.).
Вот еще одно интересное воспоминание писателя Р. И. Фраермана:
«Еще задолго до того, как он начал писать «Тимура и его команду», Гайдар говорил мне:
Почему во все века ребята неизменно играли в разбойников? Ежели подумать хорошо, то ведь разбой всегда считался делом плохим и всегда наказывался. А между тем ребята чуткий народ, они зря играть не будут. Тут дело в другом. Дело в том, что, играя в разбойников, ребята играли в свободу, выражая вечное стремление к ней человечества. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] же в те прошедшие века были чаще всего выражением протеста несвободного общества. Русские же дети живут в иных условиях, в иное время, не похожее ни на какие другие времена, и поэтому игры у них другие. Они не будут играть в разбойников, которые сражаются с королевскими стрелками. Они будут играть в такую игру, которая поможет советским солдатам сражаться с разбойниками» (Сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М., «Детская литература», 1964).
Гайдар увлекал своей замечательной игрой знакомых ему ребят. Тимур, созданный Гайдаром, увлек за собой миллионы мальчиков и девочек у нас и детей простых людей за рубежом. Такова сила художественного образа, созданного писателем.
Начало работы над «Тимуром и его командой» относится к декабрю 1939 года: «Прошлый год в это время, после поездки в Рязань, я взялся за работу над «Тимуром». Позапрошлый, в декабре, кажется, писал «Чук и Гек»...» записал в дневнике Гайдар в начале декабря 1940 года. Это была пора увлечения Гайдара работой для кино. Он написал к тому времени киносценарии по повестям «Военная тайна» и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», редактировал, правил сценарии других авторов.
Сюжет «Тимур и его команда» Гайдар разработал тоже вначале как сценарий для кино. Сценарий был напечатан в журнале «Пионер» в 1940 году, в № 7 и 8.
В своем дневнике Гайдар несколько раз писал о своей работе над режиссерским сценарием «Тимур и его команда».
Летом 1940 года картину снимали на Волге, а в конце года фильм уже вышел на экраны, и Тимур сразу стал самым популярным, самым любимым героем советских детей. Одна за другой в газетах появились статьи, в которых очень тепло говорилось о новом фильме.
- Закончив разработку режиссерского сценария для фильма, Гайдар стал писать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Тимур и его команда». В первом варианте повесть была названа «Дункан». В Центральном Государственном архиве литературы и искусства сохранился черновой отрывок из первого варианта повести: в нем Тимур носит имя Дункан.
Тревогой пронизаны записи в дневнике писателя за тот год. Только что закончилась война в Финляндии, назревали новые события. «Сегодня начал «Дункан», повесть, записывает А. П. Гайдар 14 июня 1940 года. Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж. Италия на днях вступила в войну».
Через год началась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] советского народа против немецкого фашизма.
В январе 1941 года ЦК ВЛКСМ провел совещание, посвященное трудовому и военному воспитанию детей. Среди других на совещании выступил и А. П. Гайдар. Это выступление было ответом писателя на вопрос: что теперь должен делать каждый?
Таким ответом была и повесть «Тимур и его команда».
27 августа 1940 года А. П. Гайдар записал в дневнике: «Сегодня закончил повесть о Тимуре больше половины работы сделал в Москве, за последние две недели». (Отрывки из дневников писателя публикуются в 4-м томе этого Собрания сочинений.)
Повесть была закончена 27 августа 1940 года, а 5 сентября первый отрывок из нее был напечатан в «Пионерской правде». В течение всего сентября и по 8 октября 1940 года повесть печаталась из номера в номер на четвертой странице газеты. Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио. В 1941 году повесть трижды выходила отдельными изданиями в массовых тиражах.
Ни одна книга до того времени не завоевывала так быстро и так прочно симпатии детей, ни одна книга для детей не обладала еще такой силой воздействия на сердце и ум читателя, не становилась таким непосредственным организатором детей, как это случилось с повестью «Тимур и его команда».
В городах и селах, в пионерских отрядах, в школах, во дворах возникали тимуровские команды; зародилось тимуровское движение патриотическое движение многих тысяч детей.
В дни Великой Отечественной войны тимуровцы, подражая любимому герою из книги Гайдара, помогали семьям воинов Советской Армии всем, чем только могли.
«Тысячи и тысячи пионеров и школьников взяли пример с Тимура и его товарищей и благородными делами помогают старшим в суровой борьбе с фашистскими разбойниками», писала «Пионерская правда» 19 июля 1941 года.
Тимуровцы выполняли самые разнообразные поручения. Из Пензы и из Саратова, из Серпухова и из Моршанска, из Полтавской области и из Сибири стали поступать сообщения о тимуровских командах.
В осажденном Киеве в тимуровские команды вошли многие пионеры и школьники. «Комсомольская правда» писала в те дни:
«Большую помощь семьям бойцов оказывают тимуровские команды пионеров и школьников. Вот характерный факт: 18 августа из Н-ской части прибыл боец. Он доставил 900 писем семьям бойцов и командиров, проживающим в Киеве. Боец обратился в горком комсомола с просьбой оказать ему помощь в быстрейшей доставке почты адресатам. В горком были вызваны сто тимуровцев. С их помощью все письма в течение одного дня были доставлены по назначению» («Комсомольская правда», 1941,29 августа).
«Тимур и его команда» и сейчас одна из самых любимых книг у детей. Всё новые и новые читатели книги, подражая Тимуру, учатся находить свое место в обществе.
Повесть «Тимур и его команда» выходила отдельными изданиями многократно в Москве, Ленинграде и в других городах Советского Союза. «Тимур и его команда» переведена на языки народов СССР и многие иностранные языки.
Большую популярность повесть получила за рубежом, особенно в странах социалистического лагеря.

Оценка творчества А.П. Гайдара критикой
Творчество А.П. Гайдара неизменно привлекало к себе внимание критиков. Достаточно многочисленные отзывы сопровождали появление каждого нового произведения писателя, сам же характер оценок постепенно менялся по мере того, как креп его талант, определялись особенности его художественного почерка, его роль и место в литературе. В соответствии с этим в печати наряду с небольшими заметками и рецензиями уже в 1930-е годы начинали появляться и довольно обстоятельные статьи, а в послевоенные годы – и монографические исследования, авторы которых пытались осмыслить значение Аркадия Петровича Гайдара в истории русской советской литературы.
«Следует заметить, что критики, писавшие о Гайдаре в конце 1920-х – начале 1930-х годов, не говорили о нем как о детском писателе, рассматривая его произведения в ряду других новинок советской литературы. Первым, кто назвал А.П. Гайдара "хорошим детским писателем", был А.А. Фадеев. (В статье «Книги Гайдара», напечатанной в «Литературной газете» за 1933 год в № 4-5, 29 января)».
Знакомясь с книгами Аркадия Петровича Гайдара, мы, читатели, будем  глубже понимать, чем жили люди в уже далёкие для вас времена, будем лучше знать и понимать историю своего Отечества.

Список источников информации
1.Сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М, «Детская литература», 1964.
2.Аркадий Гайдар. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.
3. А. Гайдар Военная тайна. Повести и рассказы. /Сост. и послесл. Т.А. Гайдара. - М.: Правда, 1990. – С.428.
4. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. М. Издательство “Правда”. – 1986г.
5. Гайдар А.П. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. /Под ред. Б.И. Камир. - М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1956. - С.501-502
6. Гайдар в школе. Составитель Курдюмова Т.Ф. М.: Просвещение, 1976. - 128с.
7. Камов Б.К. Аркадий Гайдар. Биография. – Ленинград. 1963. С. 97-110.
8. Лотман, 1980 – Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1980. – 416 с.
9. Минералова И.Г. Гайдар Аркадий Петрович //Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. 2-е изд., - М.: Флинта: Наука. – 1998, С.113-116
10. Смирнова В.В. Аркадий Гайдар. М., Советский писатель, 1972, 256с.
Сайты в Интернете:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Военная_тайна»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Военная тайна» Аркадия Гайдара









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




Заголовок 115