Анализ трех рабочих программ по русскому языку
Параметры сравнения
Рабочая программа к учебникам для 5-9 классов (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский)
Рабочая программа В.В. Бабайцевой
Рабочая программа к учебникам для 5-9 классов (М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С. И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов)
Пояснительная записка:
Цели
Дать учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
«Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения».
«Обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения».
Задачи
Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений.
Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек-сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, а также формирование умений применять вышеперечисленные знания на практике;
Ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать
лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с об-ращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению.
Структура
Материал школьного курса по классам располагается следующим образом: в 5,6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 классе, а систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Работа по культуре речи и стилистике рассредоточена по всем классам.
В предлагаемой программе представлены два раздела: «Вводный курс» и «Основной курс». Назначение «Вводного курса» не только повторить изученное в начальных классах, но и помочь детям преодолеть трудности восхождения на новую ступень школы, освоиться с новыми учебными пособиями. «Основной курс» для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 57 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 89 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Принцип подачи материала.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между различными разделами курса – линейный принцип подачи материала. Реализуется семантический подход. Каждый языковой знак описывается с 3 позиций: форма, значение, функционирование.
В основе программы и комплекса в целом – линейный принцип подачи материала, структурно-синтаксический подход.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. Усиливается речевая направленность курса.
Учебники
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык (для каждого класса) / под ред. Н.М. Шанского.
«Русский язык. Теория. 5–9 классы» (авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова), «Русский язык. Практика» (для каждого класса, авторы А.Ю. Купалова (5 кл.), А.К. Лидман-Орлова (6 кл.), С.Н. Пименова (7 кл.), Ю.С. Пичугов (8-9 кл.)), «Русская речь» (для каждого класса, автор Е.И. Никитина).
Разумовская, М.М., Львова, С.И., Капинос, В.И и др. Русский язык. (для каждого класса) / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
5 класс.
Кол-во часов
204 ч.
175ч + 35ч.
204 ч.
Содержание курса
Повторение пройденного в 1-4 классах(17ч + 3ч.): I.Части слова, орфограмма. Самостоятельные и служебные части речи (имя сущ., имя прил., местоим., глагол, наречие (ознакомление), предлоги и союзы). II.Текст, тема текста, его стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29 +7ч): I. Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения (главные и второстепенные члены предложения). Синтаксический разбор словосочетания. Сложное предложение и т.д.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 + 3ч):
I. фонетика как раздел науки о языке. Фонетический разбор слова. Графика как раздел науки о языке. Орфографический разбор.
Лексика. Культура речи (8 +2ч):
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Омонимы, синонимы
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 + 4ч): I. Морфемика как раздел науки о языке. Корень, суффикс, приставка: их назначение в слове. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (20 + 4ч):
I. имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль существительного в предложении. Морфологический разбор слов.
Имя прилагательное (12+4ч): I. Имя прил. как ч.р. Полные и краткие прилагательные.
Глагол (36+6ч): I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль в предложении. Неопределенная форма глагола и т.д.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6+2ч):
ВВОДНЫЙ КУРС. Орфография (6ч). Орфограмма. Правописание безударных в корне слова.
Морфология и орфография (22 ч): Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Наречие. Различение наречий по вопросу. Местоимение. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Частица. Союз.
Синтаксис и пунктуация (44 ч):
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Диалог.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч). Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Понятие об орфограмме. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки.
Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч): Понятие о морфемике. Основа слова, окончание. Корень слова. Приставки, суффиксы. Словообразование. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Лексикология и фразеология (22 ч)
Понятие о лексикологии. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Изобразительные средства языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Историческая изменчивость словарного состава языка.
Повторение (19ч).
О языке (3 ч). РЕЧЬ (49 ч): Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки. Тема и основная мысль. Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая и т.д. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч): Фонетика, орфоэпия, графика (10 ч). Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний. Предмет изучения графики. Алфавит. Соотношение звуков и букв.
Письмо. Орфография (10 ч).
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласны и согласных корня и т.д.
Слово и его значение. Лексика (3 ч). Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение и т.д.
Слово и его строение. Морфемика (4 ч). Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова.
Корень, при ставка и суффикс. Окончание как морфема.
Слово как часть речи. Морфология (5 ч). Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи.
Культура речи. Правильное произношение терминов, заимствованных слов.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс).
Синтаксис и пунктуация (39 ч). Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Прямая речь. Диалог.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Лексика. Словообразование. Орфография (35 ч). Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы и др.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской и др.
Морфология. Орфография (49 ч)
Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).
Самостоятельные части речи.
Глагол (22 ч). Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение.
Имя существительное (15 ч). Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Род, число, падеж имени существительного.
Имя прилагательное (12 ч). Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Разряды имен прилагательных по значению. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.
Умения и навыки.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 кл. языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. II. Учащиеся должны овладеть след. умениями и навыками: разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически; разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их.
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;
по пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
по связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты и т.д.
– опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах; узнавать основные самостоятельные части речи и служебные слова и др.
– опознавать и правильно интонировать предложения изученных разновидностей; находить грамматическую основу предложения; применять изученные правила пунктуации при письме и др.
– слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; соблюдать нормы произношения, акцентировать ударные слоги; в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме и др.
– осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор; подбирать родственные слова для решения практических задач; видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила и др.
– пользоваться словарями и другими средствами и способами выявления значения слова и особенностей его употребления; употреблять слово в соответствии с его лексическим значением; обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их и др.
Восприятие высказываний. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, читать вслух тексты художественного стиля и др.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста и др.
Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания и др.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в построении текста и др.
по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные и т.д.;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова и др.;
по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и др. и т.д.;
по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных и т.д.;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных и т.д.
6 класс
Кол-во часов
170 ч.
175 ч. + 35 ч.
170 ч.
Содержание курса
Русский язык – один из развитых языков мира (1ч). Повторение пройденного в 5 классе (8 +2ч). Лексика и фразеология. Культура речи (10+3ч). I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно русские слова, заимствованные слова. Неологизмы и т.д.
Словообразование. Орфография. Культура речи (24+4ч). I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (18+3ч). I, Повтрение пройденного в 5 классе. Склонение сущ. на –мя. Несклоняемые существительные и т.д.
Имя прилагательное (18+3ч). I. Повторение пройденного в 5 классе. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных и т.д.
Имя числительное (12+2ч). I.Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль числительных в предложении. Колич. и порядк. числ. Скл. порядк. числ.
Местоимение (19+3ч). I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль в предложении. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями и т.д.
Глагол (24+6ч). I.Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Безличные глаголы и т.д.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (8+2ч). Сочинение на выбранную тему.
Русский язык один из богатейших языков мира (1ч).
Повторение изученного в 5 классе (10 ч).
Грамматика Морфология Понятие о морфологии (3 ч). Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебный части реи и т.д.
Имя существительное (19 ч). Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род как постоянный признак имен существительных. Число имен существительных. Склонение сущ. в ед. и мн. ч. и т.д.
Глагол (45 ч) Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Наклонения глагола и т.д.
Имя прилагательное (27 ч). Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных и т.д.
Имя числительное (15 ч). Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Колич., собир., порядк. числит. и т.д.
Наречие (19 ч). Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий и т.д.
Имя состояния (3 ч). Понятие об именах состояния. Признаки имен состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция сказуемое в безличных предложениях. Группы имен состояния по значению. Сходство и различие наречий и имен состояния.
Местоимение (20 ч). Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи. Разряды местоимений и т.д.
Повторение (13ч).
РЕЧЬ (38 ч).
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи местоимение, деепричастие. Стили речи: научный и официально-деловой стиль и т.д. Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование и т.д.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе. Грамматика (2 ч). Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание (15 ч). Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня и т.д. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении и др.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч). Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов и т.д.
Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие (40 ч). Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия; причастный оборот; склонение причастий. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида и др.
Культура речи. Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение
предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Имя числительное (10 ч). Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание и т.д. Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных и т.д.
Местоимение (19 ч). Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте и т.д.
Резервные часы (4 ч)
Умения и навыки
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий и т.д.
II. Учащиеся должны овладеть след. умениями и навыками: производить словообразовательный разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений и т.д.
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе; по пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и т.д;
по связной речи: составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа и т.д. Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный текст.
– аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков; употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения и т.д.;
– аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков; соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность и др.;
– аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков; различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени и т.д.;
– аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным; отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества; употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний; соблюдать нормы склонения сложных и составных числительных и т.д.;
– доказывать принадлежность слова к наречию; отличать имя состояния от наречия; определять синтаксическую роль наречия и имени состояния в предложении; различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова и т.д.;
– опознавать местоимения и правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, числительным, наре-
чием); правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.); использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания и т.д.
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника и т.д.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей и т.д.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования и др.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его и проч.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания и т.д.;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа и проч.;
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка и т.д;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем; по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
7 класс
Кол-во часов
170ч.
115 ч. + 25 ч.
170 ч.
Содержание курса
Русский язык как развивающееся явление (1ч).
Повторение пройденного в 5-6 классах (12+2ч).
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25+6ч).
I. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Действительные и страдательные причастия и проч.
Деепричастие (10+2ч). I. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. НЕ с деепричастиями.
Наречие (28+6ч). I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование и проч.
I. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий.
Служебные части речи. Культура речи (1ч).
Предлог (11+2ч). I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксич. роль в предложении. Простые и составные предлоги и проч.
Союз (16+2ч). I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы.
Частица (18+4ч). I. Частица как служебная часть речи. Формообразующие и смысловые частицы.
Междометие. Звукоподражательные слова (4ч). I. Междометич как часть речи и т.д.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (12+2ч). сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1ч).
Повторение изученного в 56 классах (8 ч).
Причастие (34 ч). Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия. Признаки глагола у причастия. Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот и проч. Деепричастие (10 ч) Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч). Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи (1ч). Предлог (10 ч). Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению и т.д.
Союз (10 ч). Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы и др.
Частица (17 ч). Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 ч)
Междометие (3 ч). Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях.
Повторение (19 ч).
РЕЧЬ (42 ч). Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же. Стили речи: публицистический стиль. Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассуждения-размышления.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе (25 ч). Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи и т.д.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография. Наречие (25 ч). Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий и т.д.
Служебные части речи (44 ч). Самостоятельные и служебные части речи (1ч). Предлог (10 ч). Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов. Правописание предлогов.
Союз (12 ч). Общее понятие о союзе. Разряды союзов и т.д.
Частица (22 ч). Общее понятие о частице. Разряды частиц. Частицы как средство выразительности речи и проч.
Междометия и звукоподражательные слова (4 ч). Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Правописание междометий и звукоподражаний и проч.
Трудные случаи разграничения языковых явлений (10 ч).
Резервные часы (19 ч)
Умения и навыки
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий и т.д.
II. Учащиеся должны овладеть след. умениями и навыками: производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с ПО и ДО; - составлять предложения с ПО и ДО и проч.;
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе; по пунктуации: выделять запятыми ПО и ДО;
по связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы, подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания и проч.
– аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения признака, который они обозначают {летящий летучий); согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно и проч.;
– аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям и др.;
– опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания {отзыв о книге рецензия на книгу) и проч.;
– отличать союзы от других частей речи; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи;
– отличать частицы от других частей речи; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; использовать частицы для связи частей текста.
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей и проч.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для
публицистического стиля речи и т.д.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи и т.д.;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 57 классах.
8 класс
Кол-во часов
102 ч.
88 ч. + 17 ч.
102 ч.
Содержание курса
Функции русского языка в современном мире (1ч). Повторение пройденного в 5-7 классах (6+2ч). Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание (2ч). I. Повторение изученного о словосочетании в 5 классе. Связи слов в словосочетании.
Простое предложение (3+1ч). I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении и проч. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (6+2ч). I. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. СГС, СИС.
Второстепенные члены предложения (6+2ч). I. Повторение изученного Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот.
Простые односоставные предложения (9+2ч). I. Группы односоставных предложений. Односост. предл. с гл.чл. сказуемым.
Неполные предложения (2ч). понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12+2ч). I. Повторение изученного Однородные чл. предл., связ. союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения.
Обращения, вводные слова и междометия (9+2ч). I. Повторение изученного об обращении. Распр. обращение. Вводные слова. Вводные предложения и проч.
Обособленные ЧП (18+2ч). I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и проч.
Прямая и косвенная речь (6+1ч). I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5+1ч). сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1ч). Повторение изученного в 57 классах (3 ч).
Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе (3 ч). Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи и проч.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2 ч). Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание (3 ч). Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение (5 ч). Понятие о предложении. Строение предложения и проч.
Простое предложение (13 ч). Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения (8 ч).
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению и др.
Полные и неполные предложения (2 ч). Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Предложения с однородными членами (8 ч) Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов и т.д.
Предложения с обособленными членами (15 ч). Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Обособление определений, приложений, обстоятельств, и т.д.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9 ч).
Слова-предложения (1 ч). Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.
Повторение (15 ч)
РЕЧЬ (17 ч). Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения и проч.
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5 ч)
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение (5 ч). Понятие о словосочетании. Строение словосочетания и т.д. понятие о предложении, его строение. Виды предложений по цели высказывания и т.д.
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12 ч) Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения и т.д. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.
Односоставные простые предложения (8 ч). Неполные предложения (2 ч). Понятие о неполных предложениях. Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами (12 ч). Однородные члены предложения; их признаки. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и... и т.д. Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (11 ч). Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему и т.д.
Предложения с обособленными членами (17 ч). Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами и проч.
Прямая и косвенная речь (6 ч). Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Резервные часы (6 ч)
Умения и навыки
I. Учащиеся должны ЗНАТЬ определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий и т.д.
II. Учащиеся должны овладеть след. умениями и навыками:
– производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
– составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные ч.-л.;
по пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания и проч.;
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8 классе; по связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности и проч.
– различать подчинительные и сочинительные словосочетания; выделять словосочетания из предложения; соблюдать нормы грамматической связи слов (особенно управления и в трудных случаях согласования) и проч.;
– различать односоставные и двусоставные предложения; осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений и др.
– различать полные и неполные предложения; различать неполные и односоставные предложения и др.;
– видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами и т.д.;
– соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями и т.д.;
– соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями и проч.;
– опознавать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.
Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль и т.д.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора и т.д.;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
по морфологии: распознавать изученные в 57 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 57 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложений и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
9 класс
Кол-во часов
68ч.
53ч + 17ч.
68ч
Содержание курса
Международное значение русского языка (1ч). Повторение пройденного в 5-8 классах (5+2ч). Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения (1ч). Союзные сложные предложения (6ч). ССП (3+2ч). I. ССП и его особенности и проч. II. Умение интонационно правильно произносить ССП. III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
СПП (19+5ч). I. СПП и его особенности, главное и придаточное предложения и проч. II. Умение использовать в речи СПП. III. Академическое красноречии и его виды, строение и языковые особенности.
БСП (6+2ч). I. БСП и его особенности и т.д. II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями БСП. III. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (5+2ч). I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. II. Умение правильно употреблять в речи СПРВС.III. конспект статьи на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (3ч).
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4+2ч).
Богатство, образность, точность русского языка (1 ч).
Повторение изученного в 8 классе (2 ч).
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (1 ч). Сложносочиненные предложения (3 ч). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и т.д.
Сложноподчиненные предложения (13 ч). Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения, их виды и т.д.
Сложные бессоюзные предложения (4 ч). Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения
с разными видами связи (3 ч). Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Способы передачи чужой речи (4 ч) Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью и т.д.
Общие сведения о русском языке (4 ч). Систематизация и обобщение изученного в 59 классах (18 ч).
О языке (5 ч). Русский язык среди языков мира.
РЕЧЬ (17 ч). Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
Обобщение изученного в 58 классах (6 ч)
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение (2 ч). Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение (5 ч)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы и проч.
Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение (15 ч). Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений и др.
Бессоюзное сложное предложение (7 ч). Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Сложное предложение с разными видами связи (5 ч). Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Умения и навыки
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 9 классе языковых единиц, речеведческих понятий и т.д.
II. Учащиеся должны овладеть след. умениями и навыками:
-производить все виды разборов; - составлять сложные предложения разных типов; - определять стиль и тип текста. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами и проч. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5-9 классах. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов. Составлять тезисы и конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию и проч.
– различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания и проч.;
– различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову и проч.
– видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения); различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений и проч.;
– производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними и проч.;
– опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью и т.д.
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон и проч.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте и т.д.;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 57 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографиче-ским словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 57 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем; по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
15