Использование ИКТ на уроках английского языка и во внеклассной работе в целях повышения мотивации учащихся

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
УМЦ факультета гуманитарного образования






методическая разработка



Использование ИКТ на уроках английского языка и во внеклассной работе в целях повышения мотивации учащихся


Выполнил:
учитель английского языка
МОУ «КСОШ №3»
г. Кириши
Ленинградской области


Сайфулина Жанна Геннадиевна
2013-2014 уч.год





содержание:
Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий
Актуальность использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.
Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.
Практическое применение ИКТ на уроках английского языка.
Метод проектов.
Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку.
Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.
Заключение.
Список использованной литературы.  
Разработка урока английского языка по теме: «School days. First day.»
   


Тема исследования:
Использование ИКТ на уроках английского языка и во внеклассной работе в целях повышения мотивации учащихся.
Проблема исследования:
Возможно ли повысить уровень мотивации учащихся используя информационные технологии на уроках английского языка и во внеклассной работе?
Объект исследования:
Процесс обучения английскому языку в школе.
Предмет исследования:
Развитие личности обучаемых, повышение уровня их мотивации при использовании в процессе обучения ИКТ .
Гипотеза исследования:
Если в процессе обучения иностранному языку использовать ИКТ, это будет способствовать повышению уровня мотивации учащихся к участию в диалоге культур.
Цель исследования:
Выявление эффективных способов использования ИКТ для повышения мотивации учащихся к участию в диалоге культур.
Задачи исследования:
Проанализировать опубликованные материалы, освещающие проблему использования ИКТ и повышения мотивации учащихся .
Проверить гипотезу зависимости мотивации учащихся от использования ИКТ на уроках английского языка и во внеклассной работе.

Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует от нас перехода на новые стандарты. Результат образования при этом, это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик при этом должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Однако, существующий факт снижения мотивации к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на положительной динамики качества знаний. Это же относится и к изучению английского языка. В этой связи проблема повышения мотивации к изучению английского языка является очень актуальной.
Народная мудрость гласит «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивированного ученика невозможно заставить учиться»
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по другому учителем, который мыслит критически: для него это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.





2. Актуальность использования ИКТ.
Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет ресурсов позволяют реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
 Сегодня уже никого не надо убеждать, что  обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.
Основная цель заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

Рассмотрение актуальности использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.
применение ИКТ на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;
рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством ИКТ
обобщение опыта использования информационно-коммуникационной технологии на уроках английского языка
       
   Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
1.    повышение мотивации к изучению языка;
2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
3.   увеличение объема лингвистических знаний;
3.  расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
4.  развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.




       
Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.
         ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
        В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
      Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
      К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора
электронные энциклопедии и справочники
тренажеры и программы тестирования
образовательные ресурсы Интернета
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями
видео и аудиотехника
мультимедийные презентации
научно-исследовательские работы и проекты.
        Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
            Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
 для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах;  Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
 для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);
для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
             Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и  для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
            Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
         Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных  дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.
          Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
         Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
общекультурное развитие обучающихся;
совершенствование навыков владения компьютером;
совершенствование языкового уровня;
создание благоприятного психологического климата;
повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
самоутверждение учащихся;
возможность реализации индивидуализации обучения;
реализация принципа обратной связи;
большие возможности наглядного предъявления материала;
исключение времени для написания материала на доске;
экономия расходования материалов учителем;
совершенствование процесса проверки работ учащихся;
повышение авторитета учителя;
сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
активизация навыков самостоятельной работы.
         Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

4. Применение ИКТ на уроках английского языка
 Несмотря на значительное продвижение ИКТ в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.
Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда учитель задействует на уроке экран-доску,    проектор    и    всего    один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.
На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение ММП как методического приема.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме.  Мультимедийная презентация базируется на использовании  аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока.
Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных. Её проще упорядочить, создав свою медиатеку поступающей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время на поиски необходимого материала). Такая медиатека может включать следующие компоненты - уровни информации.
           
       
Медиатека учителя иностранного языка


   Мультимедийный учебно-методический ассортимент
Навигатор

1. Коллекция статических картинок,разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки,  графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)
список хранящихся статических картинок

2. Коллекция анимированных картинок,разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)
список хранящихся анимированных картинок

3. Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые аудиозаписи и т.п.)
список хранящихся звуковых файлов

4. Коллекция готовых ММП по темам
список готовых ММП

5. Коллекция текстовых файлов
список хранящихся текстовых файлов


список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб-сайтов


список справочной информации


список хранящихся материалов по мониторингу.

6. Разное (коллекция необработанных материалов)


  Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирование использования ММП; б) методический анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к применению ММП.
Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме.
Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а) определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б) наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов). Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: а) дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и развития учащихся данного класса; в) подготовленность и опыт учителя в использовании ММП. Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам.
Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).
Эффективность использования ММП вомногом зависит от ряда организационно-технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия папки); г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим и страноведческим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п.
Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут, старших – 20-25 минут.
     
В ходе работы были сформулированы следующие основные требования к оформлению ММП
Основные требования к оформлению ММП



Условия оформления
Требования к оформлению



I - IV классы
V - IX классы

Стиль создания  оформления
Единый



Ограниченность по времени
2 - 6 мин.
5 - 6 мин.

Количество слайдов
6 - 10 шт.
10-13 шт.

Графические изображения
3 - 7 шт.
7-9 шт.

Анимационные эффекты текста
3 - 6 шт.
 6-8 шт.

Анимационные объекты
5 - 8 шт.
7 - 8 шт.

Звуковые файлы
3-6 шт.
5-6 шт.

Видеофрагмент
1-2 шт.
2 шт.

Фоновые изображения
1-2, преимущественно тёмные тона


Использование цвета
не более трех контрастных для одного слайда; фон и текст должны быть контрастными


Содержание
короткие слова и предложения; минимум предлогов, междометий


Расположение информации
картинка не должна отвлекать от содержания текста; наиболее важная информация находится в центре; доминирует горизонтальное расположение информации


Шрифт
крупный (для заголовков - 66/72, для информации - 42/44/48); одного типа; не злоупотреблять прописными буквами


Способы выделения информации
жирный шрифт; разные цвета; стрелки; схемы для важных фактов


Объем информации
1 слайд - это 1 ключевой пункт


Виды слайдов
минимум текстовых слайдов


 Технология непосредственного использования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов:
1) подготовительный;
2) преддемонстрационный;
3) демонстрационный;
4) последемонстрационный;
5) рефлексивный.
 Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии мною выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен:
а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;
б)    продумать цели и задачи создания слайдов;
в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности;
г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);
д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП;
е) составить сценарий ММП;
ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;
з) применить анимационные и звуковые эффекты;
и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП;
к)  скорректировать возможные недочеты.
В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.
На демонстрационном этапе происходит предъявление  материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.
Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.
     
Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
  В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:
 по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);
 по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);
по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
1.1. Формирование речевых умений средствами ИКТ 
1.1.1. Обучение аудированию
Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.
Считаю важным вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания. (Приложение 1)
В дальнейшем эти записи используются для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.
Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему можно решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.
Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.
В своей работе я, как и другие учителя, применяю материал, взятый из Интернета. (Приложение 2)
Постоянно используюсь и ЦОР нового поколения – ОМС (открытые образовательные модульные мультимедиа системы) по английскому языку. На сайте Федерального центра (информационно-образовательных ресурсов можно найти большое количество ОМС на разные темы.
1.1.2. Обучение чтению
Активно использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.
В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для классной работы является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу “сегодняшние журналисты” (“Today’s Columnists”), где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи.
Предлагаю ученикам работать в постоянных и сменных парах, по исследованию статьи, охватывающих все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются исследованием более трудных статей, в то время как более слабым поручается отчет о погодных условиях или новости из области культуры.
В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию.   "Параллельные тексты на английском языке". На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  представлены свежие статьи на английском языке с переводом. Есть раздел с переводом популярных песен. Создается раздел с отрывками из англоязычных фильмов. В целом сайт направлен на увеличение словарного запаса. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами.
Результатом такой работы становится создание ученической web- странички, посвященной одному конкретному событию, где даётся нейтральное видение проблемы, основанное на анализе информации различных новостных агентств. Обязательным требованием является указание гиперссылок на источники.
Для развития межкультурной компетенции исследование статей имеет свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима, организую дискуссию или телеконференцию, где деятельность каждого ученика или группы становится базой для исследования общей проблемы в тематической секции.
Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации «из первых рук», а не к недельной или того более давности информации печатных изданий, оказывая на них влияние.
1.1.3. Обучение письму.
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется           через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Поиск партнеров по переписке для своих учеников осуществляю через соответствующий запрос в TESL-L(computer-assistedlanguagelearningsub-branch).
Новой формой общения и проверки домашних заданий электронная почта. Учащиеся  присылают для проверки сочинения, эссе, письма и другие письменные работы для проверки. Я же, в свою очередь, даю комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке для подготовки участников конкурсов, олимпиад или работы со слабоуспевающими учениками.
        Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся пробуют себя в роли не потребителей, а поставщиков информации.                                                                                                                  
1.1.4. Обучение говорению
Для подготовки  к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение,  полный  ответ по заданной теме (например, сообщения по теме «США», «Неформальные молодежные движения»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
                   2. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Через лексику реализуется принцип необходимости самовыражения личности в процессе коммуникации. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя. Отсутствие иноязычной среды, потребности необходимости пользоваться изучаемым языком для общения создает большие трудности, как для преподавателя, так и для учащихся. От преподавателя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач, чтобы учебная деятельность была интересна для учащихся, и не только вызывала высокую мотивацию, но и сохраняла бы свою силу во внеурочное время.
Работа над накоплением активного вокабуляра сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом втором уроке происходит знакомство с новыми словами и работа по их усвоению. Усилия, затрачиваемые на усвоение слов, определяются их конкретными свойствами, в частности: совпадение или несовпадение в объеме значений с родным языком; принадлежность к абстрактному или конкретному понятию; принадлежность к знаменательному или служебному слову, а самое главное, нужностью для выражения мыслей.
Знакомство со словом является ответственным моментом в работе над его усвоением, и от этого зависит в большей мере, запечатлеется ли оно в памяти по механизму imprinting’a или нет, так как опытным путем было доказано, что память работает не только по типу заучивания, а по механизму запечатления “раз и навсегда”. Предметом ознакомления должна быть семантика слова в единстве с его звучащей и графической формами.
Семантизация – процесс раскрытия значения слова. Выбор способа семантизации в каждом отдельном случае определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности. В методике существует определенный арсенал средств и способов семантизации, при помощи которых раскрытие значение изучаемых лексических структур и их осмысление должно обеспечиваться через использование реальных и условно – реальных ситуаций, что обеспечивает правильное понимание и осознание воспринимаемого.
Для мультимедийных презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения мною используются следующие приемы:
семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране-доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно, в ситуативно связанном предложении;
семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками; 
семантизация прилагательных путем демонстрации   изображений   различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);
семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов (часов, календаря, таблицы, расписания и т.п.);                                                                                                                 
семантизация наречий различных мультимедийных указателей (часов - рано /поздно; географической карты - далеко / близко; виртуальног местоположения в классной комнате -справа / слева и т.п.) и картинок, видео фрагментов;
семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения);
введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных  и  анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
ведение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов);
использование для семантизации абстрактных и обобщенных существи тельных путем перевода в виде русско язычной подсказки (звук, надпись);
 семантизация слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке);
введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями
введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;
семантизация лингвострановедческих реалий путем демонстрации соответствующих изображений (фотографий, рисунков, карт и т.п.);
семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении;
семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадкипри общей мультимедийной поддержке;
систематическая   семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их  значение,  что   исключает  перевод (план дома, ситуация на вокзале, в театре, в магазине);
семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, соотнесение однокорневых частей речи) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке. (Приложение 4)
       Что касается формирования грамматических навыков, то оно проводится дозировано, с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, соответствующих трем этапам формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомления и первичного закрепления; 2) тренировки; 3) применения.
       Целью этапа ознакомления и первичного закрепления является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения.
        На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление.
        Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения осуществляется прежде всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых учителем с помощью ММП. Приемы для создания таких ситуаций можно свести к нескольким основным:
ММП реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления;
использование различных средств мультимедийной наглядности (анимированных и анимационных картинок, фотографий, отдельных слайдов, планов, географических карт, медиа-макетов), в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказывания;
использование  слайд-фильмов  и видеофрагментов, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления;
создание иноязычного контекста путем демонстрации ссылок на реальные события, факты, реалии;
представление грамматического явления с помощью анимированных геометрических групп в мультимедийном контексте.
           Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые были наработаны:
           Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
           Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
           На моих уроках целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление   знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
        Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
       При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
       Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
       В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.             
        Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
      Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:
·        сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
·       возможности использования презентации как своеобразной интерактивной,  мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
·        возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
·        возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
·        возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
·        активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
·        осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;
·        экономии учебного времени;
· развитии креативных способностей в организации учебной деятельности.
        Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день», «Мой любимчик» или «Мой день рождения» и др. В прежние времена я время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.   
Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.                 
5.Метод проектов.
Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную деятельность.
Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются  в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников.
 Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и  лучшему усвоению изучаемого материала.
 Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания из разных источников. Это означает, что в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть "ничейными", "разрозненными", они органично присваиваются учащимся. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным.
 "Эффективность использования метода проектов касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе" . Актуализация в процессе использования проектной технологии коллективного субъекта учебной деятельности способствует развитию у учащегося необходимых качеств и как автономной, и как социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создаёт условия для социализации личности, развития деловой активности ученика.
 "В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" (Е.С. Полат). Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути".
            К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
    Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
    Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.
    По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).
2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.
4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские проекты.
6. Сценарные проекты.
7. Творческие работы.
Эти виды проектов могут носить междисциплинарный характер.
Основные положения использования проектной технологии:
- Полная ориентация на учащихся как субъекта учебно-исследовательской проектной деятельности.
-    Взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, совещательность и взаимная ответственность.
-    Меняется роль учителя. Он становится одним из членов коллектива.
     Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.
    Проектная работа ориентирована и основана на формировании учебной компетенции учащегося и развитии продуктивной учебной деятельности.
    Содержание проектной работы ориентировано на личностно значимую, познавательную мотивацию учащегося и определяется самими учащимися в ходе обсуждения и с учетом реальных потребностей и интересов всех участников проектной группы.
    Содержание проектно-исследовательской деятельности направлено на создание личностного образовательного продукта и обеспечивает условия для развития творческих качеств учащегося как языковой личности.
    Проектная работа по иностранным языкам носит по большей части межпредметный и интегративный характер, ориентированный на решение реальных проблемно-поисковых, исследовательских, творческих задач, выходящих за пределы учебной аудитории.
    Межпредметная координация и интеграция предметных знаний, ориентация на общую картину мира является, как известно, образовательной тенденцией, определяющей информационные и образовательные потребности поколения нового столетия. Аутентичные проектные задачи позволяют вывести учащегося в информационное пространство за пределы учебного, устранить разрыв между учебным и реальным использованием изучаемого языка или сократить этот разрыв.
    Проектная работа по иностранным языкам позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать и апробировать степень сформированности коммуникативных умений.
    Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
     
 
Проектная работа имеет общую структуру независимо от вида проекта и этапа обучения.
- Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
- Результат проектной деятельности.
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1. Целеполагание
Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.
Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2. Планирование
Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.
Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.
Помогает в анализе и синтезе.  Наблюдает.

3. Выбор методов проверки принятых гипотез
Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).

4. Выполнение
Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.
Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект.
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5. Защита проекта
Представление результатов проектирования. Оценка результатов.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

   
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего школьного образования.
Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.
   Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.
   Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:
Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками. В старшем школьном возрасте учащиеся могут вполне самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им.
Сформулировать основополагающий вопрос. Основополагающие вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении. На этот вопрос нельзя ответить одним предложением.
Сформулировать дидактические цели проекта.
Сформулировать методические задачи.
Написать краткую аннотацию, которая  включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
Продумать  темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в  рамках заявленного проекта.
Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопрос.
Сформулировать вместе с учащимися гипотезу(ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.
Прописать этапы работы над проектом.
Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.
Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:
Тема исследования
Цели и задачи исследования
Что я должен сделать для достижения этой цели?
С кем я это делаю? Кто за что отвечает?
Источники информации
Сроки исполнения








При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.
           Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.
           На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:
предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
планирование и создание работ;
демонстрация и защита работ.
 Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.
 Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
 Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.
 Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.
 В процессе работы каждая исследовательская группа под руководством учителя создает электронный проект, который может быть представлен в форме многостраничных публикаций в программах  Word и  Publisher. Графики, диаграммы и таблицы данных, полученные в ходе наблюдений, экспериментов, сбора и обработки статистической информации  представляем в программе Excel, презентации в программе Power Point.
   В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить. Эта защита проводится в соответствии с определенной процедурой.
   Остальные учащиеся являются «экспертами», оценивающими работу группы по критериям, предложенным учителем. Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель – включить учащихся в обсуждение заданной темы. Конечно, здесь неприемлем авторитарный стиль разбора ошибок, негативные комментарии при аудитории. На данном уроке лучше хвалить, поощрять тех, кто хорошо потрудился и отметить, что проделана большая работа. Свое отношение к ошибкам учителю лучше выразить после презентации, проанализировав работу вместе с учеником.
Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. В рамках данной статьи очень трудно привести примеры всех критериев оценки, но любой творчески работающий учитель сможет найти информацию по данному вопросу в специализированной литературе и разработать свои собственные критерии. Мне хотелось бы привести в пример критерии общей оценки проведенного исследования, которые можно предложить ученикам для качественного выполнения работ по проекту.
   После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций, определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.
   На мой взгляд, проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения работы над ним. Поэтому считаю необходимым выделить четвертый этап – этап практического применения проекта.
Лучшие проектные работы должны использоваться учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические  пособия. В кабинете английского языка постоянно должны проводиться выставки лучших проектных работ, что так же является мощным стимулом для учеников.  Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях: в викторинах и конкурсах английского языка, школьных и районных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы – все, что они делают, они делают не только для себя, но и для других.
 Для  самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности применяю технологию “Портфель ученика” – комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Все материалы по проекту, в том числе и рабочие, хранятся здесь. «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.
Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе.
Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Дети с удовольствием начинают работать с компьютером, создавать свои мини-презентации. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
 В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными и долгосрочными.   
 Вся эта исследовательская работа, прежде всего, способствует развитию социокультурной компетенции школьников, воспитанию терпимости к чужим культурам, пробуждению интереса и уважения к ним. Людям из разных стран порою трудно общаться между собой не из-за слабого знания языка собеседника, а из-за того, что они представляют разные культуры, и их социокультурная компетенция не достаточно развита. Сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда, остро стоит проблема воспитания терпимости, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.
Можно сделать вывод, метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета “Иностранный язык”. Кроме того реальные практические результаты в виде изготовленной мультемидийной презентации, усиливают мотивацию учащихся.


Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать культуру своей страны.
Шепелева В.И. определяет внеклассную работу по иностранному языку как «систему неоднородных по смыслу, назначению и методики проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ».
Во внеклассной работе мною широко используются ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является
источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия,
помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку),
источник идей и вдохновения.
Во внеклассной работе мной используются такие ЦОР, как мультимедийные презентации, бизнес-игры по страноведению, защиту рефератов, тестирующие программы, создание видеороликов.
Широко использую оболочки тестовых программ. Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.
При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest.
Говоря об эффективности использования данной программы, необходимо упомянуть о повышении мотивации к изучению английского языка. В свободном доступе в Интернет выложены оболочки тестирующих программ, имеющих интерфейс различных детских игр, знакомых каждому ученику, что лишь усиливает их притягательность для учеников.
Например, в любых классах возможно проведение турнира по морскому бою с помощью программы "Seabattle". С помощью интерактивной доски ученики с удовольствием топят корабли соперников, отвечая при этом на вопросы по английской лексике и грамматике.
Мною также используется тестовая оболочка программы «Крестики-нолики». Используя правила известной детской игры, ученики могут поставить свой знак, только правильно ответив на вопрос.
Данные программы позволяют создавать собственные тестовые задания любой сложности, что обеспечивает возможность их неоднократного использования на протяжении всего периода обучения причем не только английскому языку, но и любому другому предмету.
Во внеклассной работе также активно развивается создание видеороликов. Программным обеспечением для реализации данного направления служит MPEG Video Wizard DVD, которая очень проста в использовании и дает возможность создавать несложные эффекты. Освоив данную программу, ученики могут создавать несложные видеоклипы. При этом они осваивают новые программы по созданию видеороликов, которые предоставляют возможность использовать более яркие и красочные эффекты самостоятельно. Ученики также самостоятельно пишут сценарии, снимают, подбирают музыкальное сопровождение, монтируют ролики.
Количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, возможны положительные сдвиги в их поведении, появившийся интерес к предмету.
Таким образом, использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы с информацией. Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетентности учащихся, главным образом, информационная.
Считаю, что необходимо продолжить процесс внедрения ИКТ на уроке и во внеклассной работе, так как эффективность их использования очевидна; более широко привлекать учеников начальных классов; искать формы внеклассной работы с использованием ИКТ.
За годы работы в школе у меня сложилась традиция завершать изучение фундаментальных тем года обобщающим уроком или внеклассным мероприятием с использованием дополнительного материала.

7. Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.
На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы:
сказки, рассказы, игры, кроссворды:
 www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
газеты: “The Washington Times”, www.wastimes.com, “The Times”, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
темы для уроков английского языка: «Легко ли быть молодым?», www.teenadvice.org, «Политика страны», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При подготовке проектов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:
- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей,
- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность),
- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам,
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности,
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии,
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.
Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
Заключение.
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.
Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.
Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:
Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
     привлекать пассивных слушателей;
      делать занятия более наглядными;
      обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
      приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
      обеспечивать моментальную обратную связь;
      повышать интенсивность учебного процесса;
       воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
       активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
         объективно оценивать действия учащихся;
                   накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
                  реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
                  дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)
            Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
         Таким образом,  использование ИКТ на уроках английского языка и во внеклассной работе, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.









Список использованной литературы.  

Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.
Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,
 Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для российских школ. – М.:Дрофа,2005.Книга для учителя к учебнику Афанасьевой и др. – М.:Дрофа,2005.Применение метода проектов. Корнева Л.П.//
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности
           при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008
Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи
         педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
Ефременко В.А. Применение информационных технологий
          на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007
Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2007.-№16
Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.
Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-
Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2009.-№6
Научно – методический журнал «Классный руководитель» М.,2008,5
Бим. И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы// ИЯШ.- Иностранные языки в школе. – 2002-№2
Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков.//- ИЯШ.- 2009.












Разработка урока английского языка по теме: «School days. First day.»

5 класс, УМК «Английский в фокусе»
авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс


Тема урока
Формирование универсальных учебных действий на лексическом материале по теме: «School days. First day.»

Оборудование
1.Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, УМК «Английский в фокусе для пятого класса»
2.Компакт-диск с аудиокурсом для работы в классе
3.Веб-сайт курса (companion website)
4.Раздаточный материал (карточки)

Цели урока
Создание условий для самореализации личности через семантизацию лексического и грамматического материала по теме

Задачи урока
1.Активизация изученной ранее тематической лексики, мотивация учащихся на дальнейшую работу по теме.
2.Повторение ранее изученной лексики: числительные
3.Развитие умения вести диалог этикетного характера (умения представиться)
4.Развитие умения прогнозирования и понимания содержания текста по первой фразе
5.Развитие умения диалогической речи в рамках изучаемой темы
6. Обобщение и осмысление категории – личный местоимения и освоение различных форм глагола -to be-
7. Развитие умения составлять краткое резюме

Планируемые результаты


Предметные
-формировать языковые навыки (фонетические, орфографические, лексические в рамках темы: «School days. First day.»)
-практически использовать грамматические умения (употребление личных местоимений и различных форм глагола -to be-)
-совершенствовать навыки чтения и говорения

Личностные
-развивать мотивацию учебной деятельности, проявлять интерес к новому содержанию
-оценивать уровень собственной языковой компетенции и необходимости ее повышения
-осознавать возможность использования имеющихся знаний в новой языковой ситуации

Метапредметные
-научиться самостоятельно определять цели и задачи урока
-научить соотносить свои действия с планируемыми результатами
-научиться организовывать учебное сотрудничество


Универсальные учебные действия


Познавательные
-работать с текстом (анкета), использовать навыки изучающего и поискового чтения, анализировать и отбирать необходимую информацию, лексику
-осуществлять осознанное построение речевого высказывания
-выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения

Результативные
-планировать алгоритмы выполнения учебных дейтсвий
-осознавать уровень собственных достижений
-принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности

Коммуникативные
-определять общую цель и пути ее достижения, работая в паре, в группе
-слушать партнера и обосновывать свое мнение, выражать мысли и идеи
-развивать навыки сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Содержание урока



Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

1.Самоопре-
деление  в деятельности
2.Учебно-познаватель-
ная деятельность
3.Интеллек-
туально-преобразова-
тельная
деятельность
4.Контроль и
оценка
результатов
деятельности
Рефлексия
1.Настраивает учеников на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи через речевую разминку, которая задает тон всему уроку (это мощный стимул для поддержания интереса у учащихся к изучения языка)
2.Учащимся предлагается английская пословица, ее перевод
No man is born wise and learned (learned-ученый, wise-мудрый)
Мудрецом и ученым не рождаются
3.Учащимся предлагается ответить на вопросы для введения в тему и самостоятельного определения темы и ее содержания. Используется заголовок урока и рисунок на стр. 28.
When is the first school day? Is it important?
What is special in your school on this day? Are there usually new pupils in your class? What class are boys and girls in the pictures are? Why do you think so?
1.Помогает вспомнить изученную ранее лексику: числительные
2.Предлагает сравнить числительные: 14-40; 15-15 и т.д.
3.Организует работу в парах – использую иллюстрации детей – стр. 28
4.Предлагает диалог этикетного характера (умение представиться)
5.Предлагает прочитать текст в форме диалога и обсудить подобную ситуацию, приходилось ли школьникам искать свой класс:
а)Дается задание – понять содержание текста по первой фразе и ответить на вопрос: Где находятся два мальчика?
б)Просматриваем вместе с учащимися текст, выделяя ключевые слова
6.Напоминает, что такое личные местоимения и прошу найти все случаи употребления личных местоимений
7.Просит обратиться к тексту и найти все случаи употребления глагола -to be-
8.Организует самопроверку, написав ответы на доске.
9.Дает задание сформулировать схемы построения утвердительных, вопросительных, отрицательных предложений.
1.Предлагает разыграть свой переработанный диалог, обсуждая ситуацию, когда новый ученик ищет свой класс.
1.Предлагает и объясняет домашнее задание творческого характера: составить краткое резюме.
Объясняет, что такое – fact file (a short text in note form giving basic information about sb/sth)
2.Просит одного из учащихся прочитать образец – Ех. 11, р.29
3.Обсуждает, что сделано за урок:
-Достигли ли мы цели урока?
-Что было легко?
-Что было трудно?
-Что особенно понравилось?
-Что не понравилось?
-Узнали ли вы то, что хотели?
1.Учащиеся дают объяснение пословицы
You can not be wise and learned when you are born. If you want to become wise and learned you should study much get a lot of knowledge. Only then you may become wise and learned
2.Отвечают на вопросы учителя по определению смысла данной пословицы.
3.Высказывают предположения о содержании рисунка и заголовка урока.
4.Формируют цель урока.
1.Повторяют числительные: хором, индивидуально.
2.Определяют алгоритм образования числительных второго десятка и круглого.
3.Работают в парах, обмениваясь вопросами и ответами.
4.Учащиеся в парах разыгрывают диалог, обращая внимание на произношение и интонацию.
5.Учащиеся читают диалог в сопровождении аудиозаписи.
6.Учащиеся самостоятельно повторно читают текст в парах, выполняя задание по поиску запрашиваемой информации.
7.Зачитывают утверждения по тексту, отмечая правильные и неправильные фразы.
8.Читают содержание таблицы – Ех. 6а, р.29
9.Просматривают текст и выписывают в тетрадь все встречающиеся там личные местоимения.
10.Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение по замене имен собственных на личные местоимения – Ех. 6в, р.29 и в парах проверяют его.
11.Находят все формы глагола -to be-
12.Изучают таблицы глагола -to be- в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах.
13. Практикуются в использовании форм глагола -to be-
 Ех.8, р.29
14. Осваивают в речи формы глагола -to be- и составляют мини-диалоги по модели, используя картинки на стр.28
1.Работают в парах:
-распределяют свои роли: новый и старый ученик (имя, возраст, класс)
-заменяют названия школьных предметов и классных комнат
-определяют очередность своих высказываний
-помогают более слабым ученикам
2. Драматизируют свой «собственный диалог»
1.Получают домашнее задание, выясняют детали при необходимости. Выбирают форму представления. Прогнозируют свой будущий fact file о себе; планируют ход работы по осуществлению краткого резюме
2.Определяют какого рода информация содержится в тексте.
3.Анализируют результаты урока, отвечая на вопросы.
4.Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке










13PAGE 15


13PAGE 144015




Заголовок 115