Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Старший дошкольник — какой он?»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
Воспитатель: М.А. Аулова
Конспект родительского собрания в старшей группе
Тема: «Старший дошкольник - какой он?»Задачи: 1. Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет.2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.Форма проведения: круглый столУчастники: воспитатели группы, родители Материал: буклет «Особенности современных детей», мультимедийная презентация деятельности детей в детском саду, подборка литературы для родителей, бланки для родителей для заполнения теста.
Ход собрания:1. Вводная (5-7 мин)Представление воспитателем темы и участников собрания.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас вновь! Нашим ребятам исполнилось 5 лет, они перешли в старшую  группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания удачи, здоровья и т.д. в новом учебном году.
Игра «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Воспитатель. Тема собрания – старший дошкольный возраст-какой он?Мы родители часто хотим от ребенка очень многого и поэтому требуем, требуем… И поэтому прочитав эту притчу мне захотелось рассказать ее вам. Послушайте.Притча «ПРОРОК»И женщина с ребенком на груди сказала: «Скажи нам о детях».И он ответил так: «Ваши дети - это не ваши дети. Они - сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.Они появляются через вас, но не из вас, и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.» Восточный философ и поэт Халил Джебран.2. Основная часть(30-35 мин)1. Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)"Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.К интеллектуальным чувствам можно отнести:• Любопытство;• Любознательность;• Чувство юмора;• Удивление.К эстетическим чувствам относится:• чувство прекрасного;• чувство героического.К моральным чувствам можно отнести:• чувство гордости;• чувство стыда;• чувство дружбы.На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развиваетсяпритязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитиипознавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. 
Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.Этот период называется сензитивным ( особенно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.Для их развития используется более усложненный игровой материал, развивающие игры, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать.Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.2. Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).2. Ты способный(ая), у тебя все получится.3. Ты невыносим(а)!4. У всех дети, как дети, а у меня...5. Ты мой(я) помощник(ца).6. Вечно у тебя все не так.7. Сколько раз тебе повторять!8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!10. Как ты считаешь?11. Ты полностью распустился(сь)!12. Познакомь меня со своими друзьями.13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!14. Меня не интересует, что ты хочешь!Обработка результатов теста:Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.3. Давайте пообщаемся"Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. 4. Рефлексия «Свободный отчет».Продолжите фразу:• Я благодарен сегодняшней встрече……• Я благодарен своим педагогам……• Я благодарен родителям моей группы…..• Я благодарен своему ребенку….• Я благодарен себе…..5.Разное (7-10 мин)Решение насущных вопросов6.Подведение итогов (3-5 мин)Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.