Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Основная задача школьного образования – это подготовка обучающихся к жизни в современном информационном обществе, подчёркиваю, в информационном. Современным детям нужно современное обучение, отвечающее духу времени, их потребностям. От чего же зависит качество обучения? От многих факторов. Но основным весовым фактором является то, как мы порождаем мотивацию к обучению, чтобы дети могли ориентироваться в различных предметных областях познания. В настоящее время ИКТ нашли широкое применение не только в науке, технике, производстве, но и повседневной жизни – вплоть до организации досуга и развлечений.
Всё это обуславливает важность внедрения ИКТ в систему образования и конкретно, обучения.
Математика – это формулы, геометрические фигуры, решение примеров, задач.
Почему детям лучше даются предметы гуманитарного цикла? Да потому, что с помощью слов
русского языка - чистых, гибких, можно обогатить внутренний мир ребёнка.
Не секрет, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не остаётся в памяти, потому что автор не дал героям ни одной живой черты.
Как придать особую выразительность математике, наполнить данный предмет, урок, красками, соразмеренностью, ясностью линий?
Решение данной задачи для меня, как учителя, становится возможной, благодаря применению информационно - коммуникационных технологий в обучении. Не мыслю ни одного урока без компьютера и интерактивной доски
Интерактивный – взаимодействие
Интерактивная доска – взаимодействие, относящееся к взаимодействию с компьютером и диалогу «человек – машина»
В предметном обучении мультимедийная установка (компьютер + интерактивная доска)
может быть использована для решения следующих задач:
- для повышения мотивации обучающихся путём использования игровых и занимательных программ;
- для изучения нового материала;
- для закрепления;
- для визуализации (например, построения графиков);
- для осуществления автоматизированного контроля (самоконтроля знаний);
- для поиска и выборочного использования различного дополнительного материала (для подготовки к уроку, либо для расширения кругозора обучающихся);
-для выполнения обучающимися домашних и творческих заданий.
Рассмотрим фрагменты уроков с применением ИКТ в рамках проблемного обучения.
Так, при изучении темы «Цилиндр» по геометрии в 11 классе, вначале использую электронный учебник «Стереометрия», предназначенный для обучающихся 10-11 классов. Из раздела «Модели» выбираю из предложенной коллекции рисунков цилиндр, включаю программу, но перед запуском слайдов детям даю задание следующего характера: после просмотра постарайтесь ответить на вопрос: «Что нового узнали? Строю урок по проблемно - диалогической схеме (этап формулирования новых знаний), вместо обыденного вопроса «Что такое цилиндр?”, дети находят определение в иллюстрации фрагмента и проговаривают его вместо обыденного «повтори». Подкрепляю показом в формате 3Д.
При проблемно –диалогическом обучении я, как учитель, помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, тем самым вызывая у учащихся интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. При этом достигается понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
При традиционном обучении происходит репродуктивное усвоение ЗУН
На следующем этапе в работу включаю интерактивную доску. В основных темах коллекции в разделе «Математика» нахожу объёмные фигуры, в частности цилиндр, прозрачный цилиндр, вывожу рисунки на экран, перемещаю объекты на экране, т.е демонстрирую.
Затем на интерактивной доске создаём рисунок цилиндра, указываем элементы цилиндра и ещё раз проговариваем, что такое цилиндр.
Затем возвращаемся к работе по электронному учебнику, где предлагаются задачи на цилиндр.
Какие преимущества интерактивной доски? Изложение, сопровождение материала более увлекательное, наглядное, динамичное, экономия времени. Помогает активизировать работу учащихся, поддерживать интерес к предмету. У ребят повышается внимание, они лучше понимают и запоминают материал.
Её можно использовать на протяжении всего урока или на каком - то этапе.
При изучении темы «Графики тригонометрических функций» по алгебре и началам анализа в 10-ом классе использую электронный учебник «Алгебра 7-11 классы»
Задание – построить график функции у= 3cos1/2x-1. Графики основных тригонометрических функций изучены. Перед построением данного графика вспоминаем график функции y=cos x, а затем показываю поэтапное построение графика (визуальное запоминание)
На уроке по теме «График квадратичной функции» в 8-ом классе включаю ролик – игровой момент «Движение по параболе»
По теме «Решение рациональных уравнений» на уроке алгебры в 8-ом классе сильным обучающимся задаю примеры из электронного учебника, решаем, проверяем через компьютер.
В том же 8-ом классе – при изучении темы «График линейной функции» включаю слайд «Построение прямой через две произвольные точки, две точки, лежащие на осях координат, через точку и заданный угол». Затем начинаем строить на интерактивной доске.
Целесообразность и «дозировка» применения ИКТ отличает урок от традиционного качеством, глубиной, разнообразием предъявляемого учебного материала.