Педагогический совет: «Эффективность воспитательной деятельности – путь к личностному развитию ребёнка»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Никогда не устареют слова А. Макаренко «Дети это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение важнейшая составляющая общественного развития.Наиболее активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально-экономические процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры, образования. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей. Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, постоянно увеличивается. Неблагоприятной остается динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, преступность, в том числе и в детской среде. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей.Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и воспитание, которое переживает серьезный кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскуднении, но и в неопределенности его целей и содержания.В этих сложных условиях система образования была и остается одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, объединяющих усилия всех тех, кто неравнодушен к проблемам детства.Что же придает деятельности педагога воспитательное качество? Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.Воспитательная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка.С какими сложностями встречается педагог нашей школы во время работы, какие моменты необходимо учитывать при оценивании эффективности работы нашего коллектива, чем определяется эффективность воспитательной деятельности, своим мнением поделится педагог дополнительного образования Карпов В.Д.
Выступление Карпова В.Д.:
Многогранные перемены, происходящие в нашей жизни, в том числе и в жизни школы, на одно из первых мест выдвигают проблемы формирования личности, ее воспитанности, следовательно, первостепенное значение приобретает вопрос личностного развития ребёнка как результат Эффективности воспитательной деятельности. Эффективность как понятие следует рассматривать только с позиций результата труда определённого педагогического коллектива, имеющего конкретные цели и задачи педагогического воздействия на конкретных воспитанников в конкретных условиях. Наше учреждение, являясь оздоровительно-образовательным, где обучаются дети коренных народов Севера, имеет в этом плане, свои особенности. Чуть ниже я на них остановлюсь подробно. Пока же, на сегодняшний день, мы не имеем научных исследований по проблеме Эффективности воспитательной деятельности – путь к личностному развитию ребёнка в условиях ООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. (Зачитать стр.-47). Те статьи, которые опубликованы в интернете – по запросу нашлось более одного миллиона ответов, дают общие понятия эффективности воспитательной деятельности для общеобразовательной школы или центра дополнительного образования, но для нашей структуры – нет! Тем не менее, оценивая эффективность работы, нашего коллектива, я считаю, надо учитывать следующие специфические моменты:
Процесс обучения и воспитания наших детей происходит в условиях иноязычной языковой деятельности. Мы имеем три категории детей -дети из тундры, где общение идёт на родном языке; – дети из посёлка, где в семье общаются на русском языке, в сочетании с родным языком; – дети из семей со смешанным браком (он украинец, она ненка) в таких семьях многообразие языкового общения. У нас есть одно исследование по этому поводу о иноязычной языковой деятельности, но оно ограничено лишь классификацией семей (там добавлен четвёртый тип семьи, проживающих в посёлке и ведущих исконную трудовую деятельность и общающихся дома на родном языке).
Приезжающие в наше учреждение дети, находятся под нашим воспитательным и образовательным воздействием короткий период – один учебный год (в большинстве своём), причём, первая четверть – это период адаптации, с последующим созданием классного, группового и школьного коллективов.
3. В процессе работы мы встречаем сложности:
-отсутствие влияния семьи, как фактора совместной воспитательной работы -школа, семья, социум;
-влияние состояния здоровья наших воспитанников на психо-физическое состояние личности и поведение данной личности, как фактор отрицательного примера для других детей (пример- Лаптандер Станислав);
-наследственный фактор личности воспитанников (пьянство родителей, заболевание туберкулёзом, условия беременности, приём медикаментов, прочие факторы, отрицательно повлиявшие на развитие личности ребёнка);
4.Различный уровень требовательности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования к нашим воспитанникам.
5.Недостаточный уровень знаний в силу объективных обстоятельств-отсутствие надлежащих исследований специалистов по ненецкой, хантейской, селькупской народной педагогике, а также исследований специалистов медиков и педагогов проблем ООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в условиях Крайнего Севера.
6.Отсутствие, в силу объективных обстоятельств, надлежащей психологической службы в нашем учреждении.
7. Слабая информационная база о воспитанниках, поступающих в наше учреждение: отсутствие характеристик и полного перечня документов на ребёнка (личное дело, копия свидетельства о рождении нотариально заверенного, страховой медицинский полис ребёнка, копия ИНН, справка о составе семьи, выписка медицинского освидетельствования ребёнка). Ведь на Лаптандер Станислава была у меня характеристика из школы по которой его надо было на орден представлять, а в итоге мы имели, что имели.
Чем определяется успех воспитательной работы или как сформулирована тема нашего педсовета ЭФФЕКТИВНОСТЬ воспитательной деятельности:
1.Использование в практике работы педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества, этнопедагогика.
2.Понимание того, что личностно-ориентированное воспитание-это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
3.В современных условиях личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.
4.Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность-основа коллектива, а не наоборот. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. Для этого в системе образования действует комплексная программа воспитания, которая включает в себя направления всестороннего развития ребенка. Особая функция программы состоит в том, что своим содержанием она закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности умственной, нравственной, экологической, эстетической, правовой и др. Основные педагогические предпосылки развития в этом детском возрасте включение детей в ситуации выбора ценностей, их осмысления, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков, вовлечение в культурное творчество. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания.
5.Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога-главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы. От педагога требуется не только педагогические знания, но и знания по психологии, физиологии, технологии воспитания на диагностической основе учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, детей с девиантным поведением, больных детей, нуждающихся в длительном лечении.
Последняя категория – это наши дети. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.
6.Для наших воспитанников необходимо учитывать: принцип природосообразности, который предписывает учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, (рекомендации этнопедагогики) не перегружать младших школьников, не создавать оптимальные физические и умственные нагрузки детям, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать таким, каким он есть, создавая ему доступные зоны развития в процессе обучения, воспитания, дополнительного образования.
20 способов повысить личную эффективность
Эффективность в работе имеет огромное значение. Но многие люди не пользуются своими безграничными возможностями. Многие забывают о том, что в каждом человеке заложен огромный потенциал. И нужно научиться использовать его. И тогда ваша производительность труда многократно возрастет, работа станет более эффективной. Главное следовать нескольким простым рекомендациям. И успех вам гарантирован.
Как повысить эффективность труда
Просыпаемся до восьми утра.
Когда человек рано встает, у него больше шансов успеть сделать все то, что он запланировал. И продуктивность работы возрастает.
Делаем зарядку.
Это зарядит вас порцией энергии и мобилизует ваши внутренние ресурсы. И поможет проснуться.
Настраиваем себя с утра на эффективную работу.
Настрой имеет огромное значение для эффективной работы. Верьте в свой успех, и это приведет вас к успеху. Говорите себе, что к меня все получится.
Утром принимаем контрастный душ или обливаемся холодной водой.
Это благоприятно сказывается не только на вашем здоровье и иммунитете, но и дарит вам бодрость и хорошее настроение на весь день.
Занимаемся планированием.
Ежедневно перед сном составляйте план на следующий день. И действуйте в соответствии с постановкой целей. Если вы пренебрегаете этим важным занятием, то много времени уходит на раздумья о том, что же делать теперь. Без плана вы теряете самое драгоценное, что у вас есть – свое время.
Ставьте реальные цели.
Если вы поставите себе не реальные цели, вы не сумеете их достичь, и это отрицательно скажется на вашей самооценке.
Чередуйте свою деятельность.
Меняйте занятия, которые требуют внимания и мозговой активности с теми, которые связаны с физическими действиями.
Не забывайте о 5 радостях.
Каждый день делайте то, что вам приятно. Это могут быть любые мелочи, например прогуляться на свежем воздухе после рабочего дня или спеть песню в караоке. Это очень важно, так как положительные эмоции повышают вашу эффективность в работе.
Вначале делаем более трудную работу, а на вечерние часы оставляем более легкую.
После пяти часов труда работоспособность понижается, и вы уже не сможете справиться с трудной задачей на все сто процентов.
Золотое правило – то, как человек начинает свой день, чем занимается в первые часы, тем будет занят и весь день.
Если вы начнете свой день с просмотра различных форумов в Интернете, то так и будете их до вечера читать. Ни к чему загружать себя бесполезной информацией с самого утра. Лучше займитесь важными делами. И не переключайтесь с одного пункта плана на другой, пока не доделайте то, что начали.
Чередуем работу и отдых.
Своевременно отдыхайте. Дарите себе каждый час десятиминутные перерывы. Если позволяет обстановка сделайте релаксацию или физические упражнения.
Поддерживаем себя позитивным подкреплением.
Чтоб повысить эффективность работы следует подкреплять себя вознаграждением и похвалой.
Шум снижает продуктивность.
Если вас раздражают шумы, будь то шум от вентилятора компьютера или разговоры на работе, оденьте наушники и слушайте приятную музыку.
Не пренебрегайте спортом.
Спорт и активный отдых снимает напряжение и улучшает мозговое кровоснабжение. Так же занятия спортом повышают уровень эндорфинов, заряжает позитивом и увеличивает работоспособность.
Устраните то, что вас отвлекает и убивает ваше время.
Во время работы никаких игр, асек и форумов. Также не тратьте свое трудовое время на разговоры по телефону по личным вопросам.
Следите за осанкой – держите спину ровно.
Прямая спина – это хорошая циркуляции крови. Если следить за своей осанкой вызывает большие трудности, пользуйтесь корректором осанки и делайте упражнения для восстановления позвоночника.
Купите себе ежедневник.
Ни к чему перегружать мозг различными мелочами. Записывайте свои планы и впечатления, телефоны и адреса, назначенные встречи и их даты. Заботьтесь о своей голове.
Устанавливайте сроки работы.
Срок выполнения работы должен быть четким и реальными. И не откладывайте на потом то, что можно сделать уже сейчас.
Следуйте режиму дня.
Привычка работать вырабатывается со временем. И следует соблюдать определенный режим работы, так как организм человека адаптируется к нему и в эти часы активность мозга повышается.
Не перенапрягайтесь
Работайте не более 12 часов в день. Спите не менее 8 часов в сутки. Если ваше тело будет вечно уставшим, то ни о какой эффективности не может идти и речи. Любите себя и свое тело. И будьте здоровы и полны сил!
Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания.Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Педагог изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.Основу гуманистического воспитания раскроет в своем докладе социальный педагог – Дергун С.Г.
Выступление Дергун С.Г.:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гуманистическая основа воспитания – путь к личностному росту ребенка
Слайд 1. Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. В центре гуманистического подхода – РЕБЕНОК, с его психологическими, возрастными, индивидуальными особенностями, со своими стремлениями и потребностями, способный к самореализации.
В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, процветает педагогическое насилие. Это, по мнению ученого, постоянное давление на ученика, основанное на приказах, запретах, ограничениях, принуждениях, упреках. Воспитание, тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), потому что решения принимает и направляет весь процесс воспитатель, а воспитанник обязан только выполнять требования. Таким он и вырастает пассивным исполнителем, равнодушным к тому, что и как делает. Педагогика указаний рассматривает воспитательное влияние по схеме «требованиевосприятиедействие».
Слайд 2 Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. В воспитании, ориентированном на личность, ее жизнь, деятельность перспективными являются такие формы взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, которые активизируют процесс повышения воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» приводит ребенка его личное отношение к тому, что он делает.
Слайд 3 Личностно ориентированное воспитание это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно – ориентированное воспитание это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Слайд 4 Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Сердцевиной личностно-ориентированного воспитания является свобода. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим соратником, единомышленником, когда он активно помогает в создании самого себя.
За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами, которые обязательно нужно удовлетворять, иначе развития не произойдет. Многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне. Воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития, в этом проявляется его мастерство.
Слайд 5 Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. Понимание – проникновение во внутренний мир ребенка. Воспитатель настолько умный и прозорливый, что читает ребенка как раскрытую книгу. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно прочитанным: понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут всяким: в любом состоянии, в каждом своем проявлении.
Слайд 7 Только воспитатель видит в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только воспитатель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только воспитатель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И следовательно, только воспитатель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.
Иногда понимание детей взрослыми затруднено по той простой причине, что педагоги уже взрослые, а они еще дети. Профессиональная обязанность учителя – самому возвращаться в детство. Тогда будет понятно, почему воспитанник ведет себя так, а не иначе, почему он такой, как есть, и почему он не может быть другим.
Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.
Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. Чем выше дифференциация (объединение) форм воспитательского влияния, тем выше эффективность воспитания. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования. Конкретные пути каждого воспитанника к достижению воспитательной цели, конкретные механизмы личностного развития будут индивидуально – своеобразными и будут соответствовать исходным индивидуальным особенностям.
Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это не просто положительная оценка; это признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками, он имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Педагог показывает ребенку, что принимает его таким, какой он есть.
Конечно, легко принять ребенка, когда его достоинства превосходят недостатки.Но чаще приходится принимать неблагополучных. Если воспитатель не принимает воспитанника или принимает его формально, как служебную необходимость, то скорее он относится к нему отрицательно.
В основе принятия – любовь. Любящий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, т.к. он действует не только умом, но и сердцем. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно.
Полное безусловное принятие помогает ослабить, а потом и совсем снять детскую тревожность. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.
Только личностно – ориентированному воспитанию по силам достижение цели, поскольку оно направлено на осознание себя воспитанником как личности, на его свободное и ответственное самовыражение. Этого невозможно достичь без уважительного, доброго отношения к ребенку со стороны значимых для него взрослых.
Традиционно еще многие наши учителя не только в младших, но и в старших классах относятся к ученику без должного уважения. Возможно, это специфика нашего менталитета и ничего особенного в этом нет. Привыкли. Но подход все же нужно менять, если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал и принимал себя серьезно. Ведь совершенно очевидно, что, смирившись с этим в начальной школе, он уже не будет особенно напрягаться, чтобы ответственно взрослеть. Если ребенок не справляется с требованиями, его унижают и наказывают. Это вызывает протест и враждебное отношение к воспитателю, поскольку ребенок не может сохранить собственное достоинство. Протест невозможен он будет направлен против педагога, чье поощрение ребенок хочет получить. Поэтому до поры до времени он таит и копит обиды. Так формируется внутренний конфликт, который отнимает много сил. Чуточку доброты и эти силы будут направлены на созидание.
Воспитатель-гуманист пользуется всеми известными воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформированы, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, направленность. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации. Оно примет новые формы. Главное удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника. Воспитательное дело одна из общих форм. Таким образом, хотя основные формы традиционного и личностно ориентированного воспитания сохраняются, они все же отличаются между собой. Эти отличия заметны сразу, так как личностно ориентированное воспитание направлено на формирование внутренне свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, и формы, и методы необходимо направлять так, чтобы они максимально приближали нас к достижению цели.
Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:
1.Постараться понять, что они – дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами.
3. Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
Выводы
Несмотря на уже известные нам сведения о вреде авторитарного воспитания, приходится постоянно напоминать о необходимости изменения подходов. Авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему. Потому неправильное поведение – это не его, а наши ошибки, которые мы начнем искоренять, перестраивая свое авторитарное поведение.
Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой. Наша задача – научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами. Принятие ребенка – это проявление уважения к нему, его мыслям, чувствам, переживаниям, поступкам, к его правам и свободам. Относясь уважительно ко всему тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает воспитаннику, что любит и уважает его. Воспитание в таких условиях будет упешным.
Одним из важнейших принципов отечественной педагогики начальной школы является воспитание ребенка в различных видах деятельности – игровой, трудовой, учебной и других.Большое значение для всестороннего воспитания, особенно нравственного, придается игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте.Об игровой деятельности, как эффективном средстве воспитания младшего школьника, расскажет воспитатель – Браташ Ю.Г.
Выступление Браташ Ю.Г.:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игра, как эффективное средство воспитания младшего школьника.
(Слайд №2) Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С. Т. Шацкий
Применение в работе с детьми игр, шоу, викторин, конкурсных программ, эффективно влияет на уровень личностного развития детей, расширяет их кругозор за счет новой информации, объединяет детей и воспитателя, дает возможность увидеть каждого воспитанника с другой стороны.
Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Под ведущим видом деятельности понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные для данного конкретного возраста.
Игра – эффективное средство воспитания младших школьников. Она стимулирует возникновение у ребёнка желания стать лучше, формирует первоначальное представление о том, что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией – показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что – нет. Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением положительных качеств.
(Слайд № 3) В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: « без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В школе большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, т. е. управлять собой, развивает способности, которые важны для успешного обучения.
Очень важно правильно организовать и провести игру. Однако, хорошо подобрав игру, не всегда можно добиться положительного воспитательного эффекта. Многое зависит от того, как поставлен процесс обучения игре.
Процесс обучения игре должен иметь воспитывающий характер. Первым делом воспитатель должен довести до сознания детей содержание игры, её задачи и правила поведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать её. Очень важно позаботиться, чтобы в игре максимально проявлялась самостоятельность, активность и инициатива играющих. Но для того, чтобы младшие школьники играли активно и сознательно, необходимо создать у них правильное представление об игре. Воспитатель должен чётко и образно объяснить игру, чтобы в сознание детей возникли нужные образы и роли. Игры должны соответствовать уровню развития воспитанников. Каждая игра должна быть трудной в такой степени, чтобы ребёнок, приложив достаточно усилий, мог преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Доступность игры имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Непосильные игры снижают интерес детей к ней и подрывают их силы.
Выбирая игру, необходимо учитывать: возрастные особенности детей, количество участников, форму и место проведения игры.
Перед каждой игрой обязательно продумывается система оценок. (Слайд № 4) По окончании игры воспитатель должен подвести итоги. Большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры. При этом важно оценивать не только быстроту, но и качество выполнения того или иного задания. Анализ и оценка должны касаться таких проявлений личности, как выдержка, настойчивость в достижении цели, справедливость, взаимная выручка. Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности школьников, воспитатель побуждает в них стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств, к развитию творческих способностей, красоты движений и поступков. Игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В. А. Сухомлинский писал: (Слайд № 5) «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Подражание в игре связано с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметный штрих на формирующийся характер. Элементы самовоспитания развиваются по мере установления связей между поступками и качествами человека в процессе осознания своей личности. Оценка товарищей, самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить всё хорошее помогают ребёнку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Правила эти таковы: (Слайд № 6)
Играй честно.
Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
Будь стойким, не унывай при неудачах.
Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.
Научи других тому, что умеешь сам.
Учись у других.
Эти правила дают возможность каждому ребёнку сравнить своё поведение с поведением товарищей и с существующей нормой. В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать самые разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, компьютерные, творческие и интеллектуальные.
( Слайд № 7) Сюжетно-ролевые игры занимают значительное место в жизни младших школьников. В них дети отражают всё то, что видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. При этом происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Выполняя в играх роли взрослых, младшие школьники стараются быть внимательными, добрыми, заботливыми. Совместная сюжетно-ролевая игра невозможна без согласования действий её участников, и здесь дети учатся договариваться, обсуждать, вносить предложения, прислушиваться к советам.
Играя, дети не просто проводят время, а развивают навыки, которые пригодятся им в жизни: память, внимание, воображение, ловкость, мелкую моторику, устный счёт, умение концентрироваться и принимать решения, ораторское мастерство и ещё множество полезных умений. Другими словами, игра для ребёнка – это очень серьёзное занятие. И грамотный выбор (Слайд № [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]настольных игр помогает развить у детей именно те качества, которые считаются наиболее актуальными.
Неотъемлемую часть жизни младших школьников составляют подвижные игры. (Слайд № 9) Подвижные игры являются общедоступным средством как физического, так и нравственного воспитания. Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Подвижные игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника, способствуют и умственному развитию ребёнка. В коллективных подвижных играх у младших школьников развиваются организационные навыки и настойчивость в достижении цели, ответственность перед товарищами за свои действия. Подвижные игры можно использовать на уроках физической культуры, на переменах.
(Слайд № 10) Компьютерные игры. Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, воспитателям, необходимо научиться использовать эти возможности в игровых целях.
Ведь использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения современного ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
(Слайд № 11) Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д.
( Слайд № 12) Интеллектуальная игра – многомерное понятие, которое означает занятие, потеху, соревнование, тренинг, открывает широкий простор для проявления активности, самораскрытие.
Важная особенность интеллектуальных игр состоит в том, что они побуждают к работе мысли, будят любознательность, оказывают важное воздействие на оптимистические мироощущение.
Таким образом, значение игры в обучении, развитии и воспитании младших школьников огромно. Без игры невозможно увлечь ребёнка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами школьной жизни.
Считаю, что работа в этом направлении необходима. К нам поступают дети, проживающие в отдаленных поселках, в тундре, естественно, что у большинства детей очень слабое умственное развитие. И этому есть свои причины: маленький кругозор из – за среды обитания, жизненных условий, узкий словарный запас, плохо развита память, мышление, внимание – причина в том, что дети в основном представлены сами себе, либо помогают заниматься хозяйством родителям.
В своей воспитательской деятельности использую игру как эффективный метод в развитии всесторонней личности ребенка.
Спасибо за внимание! (Слайд № 13)
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы.Воспитатель Нурмухаметова Д.С. расскажет, какую работу с детьми она проводит в области формирования патриотизма.Выступление Нурмухаметовой Д.С.:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние.
(СЛАЙД 1. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». )
(Слайд 2. И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». )
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.
( Слайд 3. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.)
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
(Слайд 4. Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. (Бернард Шоу))
(Слайд 5. Ведущей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.)
( СЛАЙД 6.Исходя из этого, определяются задачи:
Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.)
СЛАЙД 7. Такие формы работы, как игровые программы, классные часы, викторины, коллективные творческие дела (подготовка к праздникам), просмотр и обсуждение военных фильмов, участие в конкурсах рисунков, соревнованиях, знакомят детей с историческим прошлым малой родины и Отечества.
Слайд 8. (фотографии экскурсий). Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. С учениками необходимо посещать музеи, так как это позволяет школьникам изучить многие особенности коренных народов, их традиции и обычаи. В процессе экскурсий школьники получают новую информацию, наблюдая за деятельностью экскурсоводов, обрабатывают, а так же успешно ее представляют.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
формирование уважительного отношения к природе, родине, культуре;
развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
(СЛАЙД Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.)
(Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды.)
Подводя итоги по патриотическому воспитанию, можно сделать выводы:
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Конечно, за тот небольшой промежуток времени, когда дети проживают в стенах нашей школы невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.
Воспитательная работа по патриотическому воспитанию детей, проводимая в течение учебного года, даёт заметные результаты
Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор интуиция педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности.Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.Воспитательная деятельность современной школы основывается на принципах гуманистического воспитания, предполагающих центральным объектом воспитания человека как наивысшую ценность.Под воспитательной деятельностью педагога понимается деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка.Важнейшим приоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе является личностный характер общения педагога с ребенком. Основными функциями воспитательной деятельности являются: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкое не директивное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детейИсходя из выступлений и предложений педагогов, предлагаемПроект решения педсовета:
Опыт педагогов Карпова В.Д., Дергун С.Г., Браташ Ю.Г., Нурмухаметовой Д.С., Лымарь Л.А., изложенный в выступлениях, одобрить.
Продолжать поиск форм, методов и приемов взаимодействия педагогов школы, с целью создания условий для становления и самореализации личности школьников, повышения уровня воспитанности учащихся и их общей культуры.
Содействовать, используя игровые технологии, формированию у школьников потребности к постоянному познанию и умению удовлетворять эту потребность собственными силами.
Способствовать воспитанию у детей стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в социуме и оказывать помощь в их самопознании для определения линии развития личности.
Шевченко Л.Ю.
Заголовок 2Заголовок 415